Кораблекрушение у мыса Красный Яр

Мистический смерч стал причиной гибели теплохода на Байкале

Теплоход "Академик Шокальский" с семью членами экипажа пропал на Байкале 2 августа 1983 года. Трагедия произошла в районе мыса Красный Яр, что находится на западном побережье озера между бухтой Песчаной и поселком Бугульдейка. Разыгравшийся накануне ночью сильный шторм застиг судно в открытом море. Моряки были не в силах противостоять грозной стихии и утонули утром на глазах у нескольких туристов, случайно оказавшихся поблизости.

Два дня район гибели теплохода обследовали поисковые группы с вертолета и кораблей. Членов экипажа не нашли. Не обнаружили также и самого затонувшего теплохода, и его местонахождение неизвестно до сих пор. После завершения следственных мероприятий Иркутская транспортная прокуратура закрыла уголовное дело с формулировкой, что теплоход "попал в зону действия непрогнозируемого, крайне редкого, локального опасного явления с образованием смерчей и скоростью ветра, значительно превышающей для данного судна по ветру, указанной в судовых документах, в результате которого судно перевернулось и затонуло".

За 16 часов до катастрофы

Теплоход "Академик Шокальский" работал в Иркутском управлении по метеорологии и контролю природной среды. Многие годы ходил по Байкалу, доставлял грузы и работников на метеостанции. В последний свой рейс корабль отправился 1 августа 1983 года. В 14.00 он прошел технический осмотр и был признан пригодным к плаванию. В 18.00 вышел из Иркутска по направлению к Листвянке.

В экипаж входили капитан Владислав Чернышев, помощник капитана Сергей Склянов, старший механик Виктор Максимов, механик Валерий Нефедьев, радист Виктор Соболев, кок Антонина Коновалова и матрос Валерий Рудаков. "Шокальский" направлялся по маршруту Иркутск — Давша. Это был плановый рейс, через десять дней моряки собирались вернуться домой.

В районе поселка Давша теплоход собирался присоединиться к научно-исследовательскому судну "Меркурий", выполнявшему экспедиционный рейс с французскими специалистами. По пути следования теплоход сделал короткую остановку в поселке Патроны и, не заходя в Листвянку, вышел в озеро Байкал.

Штормовое предупреждение

Когда капитан взял курс на Давшу, Байкал лишь слегка раскачивало ветерком. Но, как часто здесь бывает, порывы усилились, ветер погнал вслед водяные валы. 2 августа около 5 часов утра в кромешной темноте "Академик Шокальский" вошел в бухту Песчаную. Пирс оказался занят теплоходами "Москва" и "Кожов", под мысом Малая Колокольня укрылся траулер "Самотлор". Из-за сильного ветра пришвартоваться к теплоходу "Кожов" "Шокальский" не смог и встал носом в берег, подрабатывая двигателем.

В Песчанке "Шокальский" задержался на три часа. Как провел это время экипаж корабля — неизвестно. Вахтенный с теплохода "Кожов" сообщил следствию: "Когда я был на вахте, "Шокальский" уже стоял рядом. Не видел, чтобы кто-то с него сходил на берег. На палубе людей не было, крупных грузов тоже не было".

Примерно в это время диспетчер из поселка Порт Байкал передал прогноз погоды и штормовое предупреждение: ветер северо-западный 12—17 м/с, порывами до 20 м/с, волна 1,5—2,5 метра. Радиосвязь осуществлялась со всеми судами, находившимися на озере Байкал.

Капитан корабля — опытный моряк, прослужил на флоте 30 лет и почти 10 из них в должности капитана на теплоходе "Академик Шокальский". Со своим экипажем попадал в шторма, обледенения, но справлялся с трудностями. И на этот раз не сомневался в благополучном исходе рейса. Поэтому около 8 часов 15 минут теплоход снялся из бухты Песчаной и пошел в сторону Бугульдейки. Порывы ветра поднимали водяную пыль и брызги. Небо затянуло темными тучами.

Шквальные ветры и смерчи

О ветрах на Байкале знают многие. Это баргузин, култук, сарма. А вот о покатухе, наверное, мало кто слышал. Известному иркутскому журналисту Льву Перминову приходилось быть свидетелем этого байкальского феномена. Однажды Перминов ловил рыбу на берегу Байкала. Стоял август, день был пасмурный, озеро не штормило. Странное облако привлекло его внимание. Оно было невелико и протянулось над озером по оси запад — восток.

Облако долго стояло на месте, а потом неожиданно рванулось на восток. Низко над водой мчалась дьявольская спираль, закручиваясь по часовой стрелке и с необычно большой скоростью. Чем-то мистическим повеяло от этой круговерти. Байкал вскипел. Вслед за облаком катились опасные высокие волны. Смерч постоял, набираясь сил, а затем рванул по Байкалу. Прошло несколько минут, и облако умчалось, а память по себе оставило крепкую.

Пять десятилетий в этом месте на берегу рос тополь. Сотни свирепых штормов перенес. А со смерчем не справился, как спичка переломился. Лодка, стоявшая на берегу, в мгновение перевернулась вверх килем.

Когда спросили бывалого байкальского рыбака деда Лекандра о странном облаке, тот ответил:

— А-а, это покатуха. Не дай Бог попасть в нее. Лодку как щепку перевернет.

О смертельной опасности, которую таят байкальские ветра, рассказывает старый моряк Владимир Барчук:

— В августе или начале сентября на теплоходе "Отважный" вели на буксире катер по маршруту Нижнеангарск — Усть-Баргузин. В шесть утра с северо-запада подул ветер. Через некоторое время море вокруг уже кипело. Волн как таковых не было. Недалеко на поверхности воды образовывались воронки диаметром около 300 метров! Эти воронки поднимались с воды, закручиваясь как в смерче. У катера, который мы вели на буксире, сорвало деревянную надстройку, а корпус затопило. Шквал продолжался минут 30—40. Механик замерил порывы ветра — показало 42 метра в секунду.

Я десятки лет ходил по Байкалу. Единственное скажу: не шутите с ним! Не торопитесь смеяться над поверьями и приметами. А плавая по озеру, следите за небом, туманом. Своевременно плывите к берегу, если что-либо подозрительное заметите.

Атака горного ветра

Теплоход "Академик Шокальский" попал в сильную качку в 5—6 километрах от мыса Красный Яр, где накатывали трехметровые волны. До этого корабль шел под ветер и его лишь плавно раскачивало. Теперь же, когда судно пошло против волн, его начало бросать. Корабль стремительно взлетал на гребень волны, а затем со всего маху бился о кипящую воду. Тучи брызг потоками обрушивались на палубу и захлестывали смотровые стекла рулевой рубки.

Напротив мыса Красный Яр "Академика Шокальского" накрыл шквал северо-западного ветра, вырвавшегося из горных расщелин. Скорость его достигала 50 м/сек. Капитан попытался направить корабль к берегу под защиту горного мыса, где ветер бушевал несколько меньше. Он беспрерывно работал штурвалом, стараясь "скулой" форштевня дробить наиболее сильные волны. Но корабль, не желал подчиняться воле человека, все так же натужно ревя мотором.

Качка продолжалась, а спасительный берег был все так же далек. Неожиданно судно резко дало крен на левый борт, но выправилось. Чтобы улучшить видимость, капитан опустил смотровое окно. Теперь потоки брызг обдавали его лицо. Он не пытался увертываться от студеного душа, а решительно боролся за спасение корабля, который понесло в открытый Байкал. Большой крен, переворот, а через полминуты — кверху красным днищем. Минут через пять на днище вполз один из моряков, вслед за ним еще двое (скорее всего, это были те, кто находился в рубке).

Перевернутый корабль продержался на плаву минут двадцать. Вокруг него постоянно крутило вихри. Когда корабль накрыла огромная волна и он окончательно ушел под воду, ветер начал стихать. Байкал, словно приняв жертву, стал успокаиваться.

Гиблое место

В хорошую погоду мыс Красный Яр чудесное место для отдыха. Неглубокий залив, длинный пляж из мелкой гальки. В заливе можно рыбачить. Рядом лес, где много грибов и ягод. На автомобиле туда не добраться, здесь причаливают яхты и лодки, пешие туристы появляются со стороны Песчанки и Бугульдейки.

Во время шторма Красный Яр превращается в гиблое место. С гор скатывается густой туман, дуют ветра. Особенно буйно свирепствует местный горняк. Раньше, когда по Байкалу сплавляли лес плотами, чаще всего они разбивались у Красного Яра. Непогоду спрогнозировать трудно, на Бугульдейке нет метеостанции.

— 1 августа мы были на парусной лодке в районе Красного Яра, — вспоминает почти через 20 лет Юрий Панов, капитан яхты "Снарк". — Ночью разразился страшный горный ураган. Байкал кипел. Я проснулся от его шума и не спал всю ночь. В 9 утра я вышел проверить яхту и увидел как из—за мыса появился катер (так свидетель называет теплоход "Академик Шокальский". — Прим. авт.). По мачтам видно было идет с наклоном. Я вернулся в зимовье.

Через некоторое время "Шокальский" поравнялся с нами. Мой приятель взял фотоаппарат и пошел снимать бушующий Байкал. Вдруг он закричал: "Перевернулся!" Мы выскочили из зимовья, товарищ показывал на горизонт. "Академик" у нас на глазах лег на борт, потом кувыркнулся, и стало видно красное днище, винт и руль. Я поднял к глазам бинокль. Кто-то заикнулся, мол, спасать надо. Смотрю — появилась фигура человека, он прополз по днищу и схватился за руль. Потом появились еще две фигуры и присоединились к нему: красное днище и три точки на нем. Судно исчезло среди смерчей и брызг в километре от берега. Скорее всего, оно шло без балласта, вот его и накрыло.

Окончание в следующем номере.