Харитонов Леонид — оперный певец
Дружит с семьей Шаляпиных и не теряет связи со своей малой родиной — селом Голуметь
Ему рукоплескали в Англии и Франции. Им восхищались в Америке и Италии. Его голосу и самобытности завидовали даже очень одаренные певцы. Много раз Леонида Харитонова, уроженца Иркутской области, пытались переманить жить за границу. Но Леонид Михайлович отвечал на такие предложения просто: "Я родился в России. Я живу в России. И умру тоже в России".
Леонид Харитонов родился 18 сентября 1933 года в небольшом селе Голуметь Иркутской области. Мальчика воспитывала одна мама. Своего отца он не помнит, знает только, что тот ушел на фронт и пропал без вести. В Голумети во время войны Леня получил начальное образование — научился писать, читать и немножко считать. Времена были очень тяжелыми. Продолжать учебу в родном селе не представлялось возможным. К счастью, в Иркутске открылось ПТУ (ныне лицей № 46) для мальчиков-сирот и детей из неблагополучных и неполных семей. Так в 14 лет Леня оказался в столице Восточной Сибири.
Его величество случай
В ПТУ Леня учился на сварщика. Занятия проходили в мастерских на первом этаже, а жили мальчишки в импровизированном общежитии, в комнатах на втором.
Кругом царили разруха и голод. Кормили ребят изо дня в день одним и тем же блюдом — похлебкой. Хотя даже похлебкой варево из мерзлых капустных листьев назвать было сложно. Но за неимением другого радовались и этому.
— Ели пустые щи, чтобы с голоду не умереть, — вспоминает Леонид Михайлович. — С тех пор прошло уже много лет, а я не то что есть капусту — смотреть на нее не могу.
Так как в ПТУ учились дети из необеспеченных семей (а у кого и вовсе родных не было), то и помощи ждать было неоткуда. Но мама Лени никогда не забывала о единственном сыночке — хлеб, харчи немудреные, когда возможность была, отправляла. А однажды Леня получил перевод — пять рублей, настоящее богатство по тем временам! Взяв в руки деньги, от переполнявшего сердце счастья парень во весь голос затянул "Вдоль по Питерской...", и эту песню души услышал проходивший мимо воспитатель. "Леня!" — окликнул он мальчика. Испугавшись, что запел слишком громко, нарушил дисциплину и теперь у него отберут деньги, Леня кинулся бежать. Воспитатель рванул за ним, однако пацан был проворнее. Он удрал и спрятался. В засаде просидел больше часа, а когда решил выйти, то нос к носу столкнулся с недавним преследователем.
Но наказывать парня никто не собирался и отбирать деньги тоже. Оказалось, воспитателя поразил голос Лени и он хотел, чтобы тот еще что-нибудь спел. Этот момент и можно считать началом творческой карьеры ныне прославленного оперного певца и лучшего в России исполнителя романсов — Леонида Харитонова.
Столкновение с Трактором
По настоянию воспитателя Леня стал серьезно заниматься пением. Мужчина взял мальчишку под свою полную опеку. Старался его покормить получше, приносил из дому хлеб и молоко. Следил, чтобы талантливого парнишку не обижали сверстники. Но от насмешек и преследования хулиганских элементов скрыться было трудно. Уж очень не любили пацаны выделявшихся из толпы "гавриков".
До сих пор Леонид Михайлович помнит свою встречу с Трактором — такую кличку носил главный хулиган ПТУ.
— Мы столкнулись на лестнице между первым и вторым этажами, — вспоминает Леонид Харитонов. — Он был намного крупнее меня и крепче физически, я бы с ним не справился. Угрожающе притискивая меня к стенке, Трактор выдавал все новые порции насмешек. Я уж было испугался, но тут его словно сильным порывом ветра отбросило в сторону. Но это был не ветер, а мой воспитатель-покровитель. Он тогда припугнул Трактора и сказал, что если тот еще раз ко мне подойдет, то вылетит из ПТУ. Столкновений больше не было.
— Очень жаль, что я не могу вспомнить, как звали моего "ангела-хранителя", — сетует Леонид Михайлович. — Помню только, что он был очень красивым, статным мужчиной, со светлыми волосами и голубыми глазами. А имя, к сожалению, вспомнить не могу. Но в любом случае я очень благодарен своему воспитателю за то, что он помог мне найти правильную дорогу в жизни.
Сон на филармонической лавочке
В 17 лет не без помощи своего воспитателя Леня Харитонов устроился артистом в Иркутскую филармонию. Жить парню было негде, поэтому ночевал там же, где и работал. Спал на лавочке в здании филармонии, по-прежнему не ел досыта и не носил дорогой одежды, но на жизнь никогда не жаловался. Спустя четыре года твердо решил ехать покорять Москву. В филармонии желанию парня противиться не стали и даже написали очень хорошую характеристику.
В столице Леню практически сразу же взяли работать в Московскую филармонию, где он трудится до сих пор. Приложив все мыслимые и немыслимые усилия, Леонид поступил в консерваторию. Сделать это было очень непросто, ведь у сибиряка не было даже аттестата зрелости. Однако вступительные экзамены он все-таки сдал. Возможно, в этом ему помог его Божий дар — сильный голос.
Долгое время Леонид Харитонов солировал в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской армии под руководством народного артиста СССР, дирижера и композитора, Бориса Александрова. Но однажды Александров сказал: "Леня, я очень тебя ценю и уважаю. Но нам тесно в одном коллективе". После этих слов Харитонов из ансамбля ушел. Без обид и истерик. Понял, что действительно — тесно.
Шаляпин номер два
У Леонида Харитонова такой сильный и красивый голос, что его сразу же стали называть вторым Шаляпиным. Сам Харитонов всегда стремился достичь шаляпинских высот. Однажды он сказал: "Мои жизненные приоритеты я расставил так. На первом месте у меня стоит Иисус Христос. Затем — Шаляпин. На третьем месте — искусство и моя семья. И только потом идет все остальное". Но, несмотря на любовь к Шаляпину, подражать своему кумиру Харитонов все же не хотел. В каждом произведении, которое он исполнял, Леонид Михайлович старался найти какие-то свои, харитоновские нотки.
С семьей Шаляпиных артист дружит уже очень давно. Дочь первого баса России подарила Харитонову отцовский рояль. Сейчас он стоит в московской квартире певца и звучит так же великолепно, как и много лет назад.
В России, пожалуй, нет такого концертного зала, в котором не выступал бы Харитонов. С гастролями он объехал всю страну. Не единожды выходил на сцену Кремлевского дворца. Он был гордостью России, выступал на всех правительственных концертах, на встречах с иностранными делегациями. Впоследствии очень много ездил на гастроли за границу.
Бесчисленное количество раз ему предлагали покинуть Россию и перебраться жить за кордон. Были случаи, когда перед Харитоновым выкладывали на стол готовые загранпаспорта на него и его семью и высыпали кучу денег. Однако на подобные предложения певец отвечал строго: "Я родился в этой стране и здесь должен умереть".
Возвращая храму душу
К сожалению, свою малую родину Леонид Михайлович посещает не так часто. Но, когда приезжает в Сибирь, первым делом едет в родное село Голуметь, а там обязательно идет в храм.
Леонид Михайлович — человек набожный. Несколько лет назад с его помощью в Свято-Никольский храм Голумети была возвращена икона святителя Николая Чудотворца, вынужденно покинувшая его 70 лет назад. Как уже недавно сообщала "Копейка", икону обнаружила мать Леонида Михайловича у своей сестры. Лик был очень старым, краска облупилась. В Москве Харитонов договорился с лучшим реставратором икон — Андреем Вохмятиным. Тот согласился отреставрировать икону, но категорически отказался брать за работу деньги. Леонид Михайлович оплатил лишь расходы на краску и кисти. А потом новенький лик Николая Чудотворца отправил туда, где ему и положено быть, — в Свято-Никольский храм в Голуметь.
Это не единственная заслуга Леонида Харитонова. Именно благодаря ему началось восстановление голуметского храма, некогда разрушенного большевиками. В качестве помощи на восстановление Леонид Михайлович регулярно дает благотворительные концерты, а все сборы от выступлений пересылает в родное село.
"Дому, в котором я родился"
Второе место, в которое стремится именитый певец приезжая на родину, — это лицей № 46. Последний раз Леонид Михайлович встречался с лицеистами и преподавателями год назад. Всех без исключения он пригласил на свой концерт. Привез для лицея сувениры и подарки. А на своем диске сделал дарственную надпись: "Дому, в котором я родился".
Свое ПТУ — место, в котором сделал первые творческие шаги, — Харитонов очень любит и принимает участие в его жизни, ведет активную переписку с руководством. Вот выдержка из недавнего письма певца: "Здравствуйте, Анатолий Григорьевич и Галина Александровна! Я горд, что воспитание молодежи именно в вашем энергетическом поле, за ваших подопечных я спокоен. Выходя из вверенного вам лицея, они по праву будут называться новой интеллигенцией нашей новой России! Ребята скромные, серьезные. Вот только мой приход к ним, я, вероятно, не оправдал. Чувствую себя не совсем удовлетворенным (из-за того, что в актовом зале было очень холодно, Харитонов не смог спеть для ребят и очень расстроился по этому поводу. — Авт.). А мое появление в этом здании моментально унесло меня в то время, в ту атмосферу, как будто побывал в той жизни. Ощущения, конечно, словами не выскажешь!"
— Я просто горжусь, что в нашей стране есть такой человек, как Леонид Михайлович Харитонов, — со слезою на глазах говорит Маргарита Бабенцева, хранительница музея лицея № 46. — При нынешней, к счастью сытой, жизни он не выбросил из памяти свою родину, свой лицей, а наоборот — всячески старается поддерживать связь: помнит, любит, приезжает в гости, присылает подарки.
Когда мы были на его концерте в органном зале филармонии, то сидели просто открыв рот — настолько красиво он поет. А какой сильный голос! Леонид Михайлович пел без микрофона, но даже те, кто сидел на последних рядах, каждое слово слышали настолько четко, будто он не на сцене, а рядом. Человек талантливейший и добрейший. И слава Богу, что в иркутской истории есть такая светлая страничка, как Леонид Михайлович!
Уже много лет Леонид Харитонов живет в столице. Работает в Московской консерватории. Вырастил двоих сыновей. К сожалению, по стопам отца никто из них не пошел. Один окончил институт иностранных языков, второй стал экономистом. Леониду Михайловичу осенью исполнится 73 года. Но он по-прежнему молод душой и полон сил.