Город героев Тайшет

Городок, обосновавшийся на пересечении важнейших железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, невероятнейшим образом переплел судьбы самых разных людей. Говорят, деревню Тракт-Кавказ обосновал матрос броненосца "Потемкин" Ибрагим Зарыпов. После восстания, опасаясь царской расправы, моряк рванул на груди тельняшку и подался в Сибирь. Легенда гласит: забрался в 1905 году Ибрагим в такую глушь, глянул вокруг и воскликнул от изумления: "Да это же Кавказ!" Вот так и присохло к деревушке необычное название Тракт-Кавказ.
Отчаянные головушки жили в тайшетской тайге. История донесла имена нескольких героев Гражданской войны, среди которых комиссар со звучной фамилией — Бич. С таежным уголком связаны имена десяти Героев Советского Союза. Семеро родились в этих местах, двое — комсомольцы Зоя и Александр Космодемьянские — жили незадолго до войны; генерал-лейтенант Крюков отбывал срок.
Отсюда заключенные Озерлага проложили первые сотни километров БАМа. Сегодня Тайшет чаще звучит в связи с возведением третьего алюминиевого завода на территории области.

{Справка "Копейки"
Как небольшое село Тайшет известен с 1897 года. Название позаимствовано у одноименной реки, правого притока Бирюсы. Статус города Тайшет получил 20 марта 1938 года.
Удобное расположение на железной дороге определило роль Тайшета как административного и торгового центра. В территорию муниципального образования города Тайшета входит: города Тайшет и Бирюсинск, поселки Юрты и Тагул. Территория муниципального образования составляет 7572 га. Население на 1 января 2000 г. составляло 42,3 тыс. человек. В отношении транспортных коммуникаций город Тайшет расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали с Абаканской и Братской железнодорожными ветками, а также на автотрансмагистрали М-53, которую чаще называют Московским трактом.
}
Магистраль на костях "врагов народа"
Эпопея строительства БАМа имеет две страницы: широко известную как Всесоюзная ударная комсомольская стройка и малоизвестную — как вотчину одного из подразделений ГУЛАГа.
Нынешним летом страна отметит 30-летие великой стройки, в то же время этому железнодорожному участку далеко за семьдесят. Строительство Байкало-Амурской магистрали началось еще в далеком 1932 году. Согласно историческим документам, большая стройка почти сразу оказалась под угрозой срыва из-за нехватки финансовых, людских ресурсов, каторжных условий труда. В чью-то светлую голову пришла потрясающая мысль — решить все проблемы одним махом. Вскоре после выхода постановления Политбюро ЦК ВКП(б) "О строительстве БАМа" магистраль в зачаточном состоянии передали из ведения Наркомата путей сообщения в ведение НКВД. В стране раскручивался маховик репрессий, ставка делалась на использование труда заключенных. Рождение западного участка БАМа предопределило появление в Тайшете двух лагерей ГУЛАГа — Тайшетлага и Южлага, в 1949 году на их базе возник особый лагерь — Озерлаг. В городе до сих пор сохранились здания, возведенные руками людей, на долгие годы заклейменных печально известной 58-й статьей УК СССР — "Антисоветская агитация и пропаганда".
У западных ворот губернии стоит маленький Тайшет
Вскоре после начала Великой Отечественной войны работы на железной дороге Тайшет — Братск были свернуты, заключенных перебросили на лесозаготовки, перевезли в среднюю полосу России на предприятия, выпускавшие продукцию для фронта. И только в конце 1945 года Наркомат путей сообщения представил в Совет народных комиссаров СССР план по завершению строительства западного участка БАМа. Перед строителями поставили очень серьезную задачу — за шесть лет наладить железнодорожное сообщение до Усть-Кута, и уже в декабре 1947 года в Братск пришел первый поезд с несколькими вагонами-теплушками.
Среди заключенных Озерлага было очень много известных людей: Герой Советского Союза генерал-лейтенант Владимир Крюков, его жена, всенародно любимая певица Лидия Русланова, генерал-майор Александр Тодорский, дочери атамана Семенова и другие.
Больше других сегодня известно о пребывании в тайшетском лагере Лидии Руслановой. Десять лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества не сломили голос. Своим чудным пением время от времени арестантка скрашивала унылые будни заключенных, за что и поплатилась. Лагерные агенты донесли, что она "распространяет среди своего окружения антисоветские клеветнические измышления и вокруг нее группируются разного рода вражеские элементы из числа заключенных". На основании этого "особо опасного государственного преступника" Лидию Андреевну Крюкову-Русланову перевели в печально известный Владимирский централ.
Крепки бараки Озерлага
При расформировании Озерлага здания санчастей передали райздраву. В помещениях печально известного лагеря до сих пор размещается районная больница, которая 1 июня отметит свой юбилей — 40 лет! Впрочем, противотуберкулезный диспансер существует аж с 1917 года.
Тайшетская ЦРБ представляет собой целый городок. Судите сами, она состоит из 98 зданий, разбросанных в радиусе 5 километров! Между корпусами впору пускать маршрутное такси. Но медикам не до роскоши и шуток.
— Будь у нас деньги, мы сразу приобрели бы дезокамеру, — говорит главврач Марина Владимировна Лазарева. — Она необходима для дезинфекции постельного белья, матрасов и т. д. Наша находится в аварийном состоянии. А без дезинфекции мы не сможем работать. Новая стоит в пределах 150 тысяч рублей. В нашем коллективе каждый достоин личной медали за мужество и героизм. В экстренной ситуации все работают слаженно и грамотно. При этом кадрами укомплектованы лишь наполовину — в общей сложности не хватает около 80 человек! При всем этом врачи обслуживают 92 000 горожан и жителей сел.
На месте новых корпусов ЦРБ пока лишь ощетинились бетонные сваи.
Китайцев выгнала инфекция
Тайшет — один из немногих городков, устоявший перед китайской экспансией. В магазинах, торговых палатках можно купить товары малоизвестных фирм Поднебесной, из продуктов на прилавках прочно обосновались овощи и фрукты. Зато в городе нет ни одного китайского ресторанчика или кафе. Отчасти поэтому недорого и сытно покушать приезжему весьма проблематично. В гостиничном кафе такие цены, будто берешь не бутерброды и кофе, а все заведение в аренду.
Необычно выглядят торговые ряды центрального рынка. Здесь полно товаров Made in China, но нет самих китайцев. После Иркутска — непривычно. Ситуацию с исчезновением жителей Поднебесной попыталась по-своему растолковать местная жительница, бойко предлагаишая ширпотреб:
— Наш рынок никогда "Шанхаем" и не называли. Китайцы поначалу немного торговали, а потом эта эпидемия случилась (атипичная пневмония. — Авт.), они и уехали. Сейчас, может, один-два торгуют и все.
Более квалифицированный ответ дал мужчина, также из местных.
— Китайцев выжили с рынка таджики, киргизы, узбеки, вот и все. Они же и шашлычку держат. С кем надо договорились, живут себе тихонько и просто так на свою территорию никого не пустят.
Село живет, когда учитель справляет новоселье
Больше года журналисты "Копейки" отрабатывают район за районом но, пожалуй, впервые столкнулись с непривычными вещами. Во-первых, жители Тайшетского района довольны своими дорогами, за небольшим исключением. На многих сельских участках асфальт лучше, нежели в самом Тайшете, Иркутске, я уже не говорю о федеральной трассе. Во-вторых, сельчане с уважением отзываются о главе района Анатолие Адамовиче Зелезинском, которого подавляющим большинством переизбрали на второй срок.
Отрадно, что людям при поддержке администрации удалось сохранить социальную базу. В Березовке, Старом Акульшете, Бирюсе капитально отремонтированы или находятся в этой стадии клубы, школы, детские сады. Причем под словосочетанием "капитальный ремонт" имеется в виду не просто покраска полов и замена обшелушившихся дверей. Здания перебирают до фундамента, меняют целыми стенами. И очень кстати. В той же Березовке — едва переселили из классов детей, как в одной из аудиторий рухнул потолок. Любо-дорого посмотреть на уже отремонтированные школы. Хорошо обработанная и прокрашенная сосна круче и долговечнее хваленого евроремонта.
— У нас был печальный опыт, когда главы сельских администраций попросили на время закрыть детские сады, — рассказывает Анатолий Зелезинский, — в результате уже через месяц в зданиях не было ни окон, ни дверей. От практики временного закрытия отказались. За последние четыре года реорганизовали три школы — в Талой была основная школа, мы ее сделали средней. За исключением одной школы, все остальные имеют компьютерные классы. В селе Бирюса стали ремонтировать здание школы, сняли обшивку — и выяснилось, что одну стену надо менять. Когда поняли, что к первому января не успеваем пустить в эксплуатацию, решили сделать еще пристрой, чтобы дети учились в одну смену. Вот сейчас в августе будем ее сдавать. В Березовке новоселье ребята будут праздновать в ноябре. Приглашаем на праздник, да не на один. В той же Березовке, в Старом Акульшете в новые дома вселятся преподаватели. А домики — по 90—100 квадратных метров каждый! Люди почувствовали уверенность, начинают строить планы на будущее. Несколько лет назад вопросы задавались одни и те же: когда будет зарплата, пенсия? Сегодня люди просят решить вопрос о направлении ребенка на учебу в вуз; в клубы просят привезти бильярд, решить вопрос с показом фильмов, говорят о развитии спорта. В той же Березовке глава администрации вместе с пацанами сделал стадион. Для поднятия престижа там даже провели районные соревнования.
Вместе с соцкультбытом в районе пытаются решить кадровую проблему. На сегодня 87 выпускников обучаются только в Иркутской сельхозакадемии — по направлению райадминистрации, которая проплатила учебу. Еще почти 100 человек получают знания в учреждениях культуры, пед- и медуниверситетах.
— Почему пошли на это? — продолжает Анатолий Зелезинский. — За последние пять лет в школы района пришли всего три преподавателя. Из восьми участковых больниц в шести нет ни одного врача, только фельдшеры или медсестры. Обучение за счет районной администрации стали практиковать с 2001 года и на следующий год ждут первых выпускников.
Электрическая халява закончилась
Восстанавливая хозяйства, администрация по-новому посмотрела на многие вещи, ставшие привычными, например по вопросу платы за электроэнергию. Еще со времен советской власти с энергетиками полностью рассчитывалось хозяйство, а уже ему платили жители. Администрация просто-напросто разграничила платежи. Поставили приборы учета, и теперь хозяйство платит только за ту энергию, которую потребляет. Вот пример. В Байроновке совхоз (сейчас ООО "Байроновское") платил по 28—30 тысяч рублей в месяц за электроэнергию, а сегодня — только по 3—4 тысячи. Распределение ответственности, когда хозяйство платит за себя, а жители — за себя, дало положительный результат. Ни у одного хозяйства нет задолженности по энергии, никто не боится, что за долги обрежут провода.
Иногда полезно свернуть с "верного пути"
На сегодня в районе используется примерно 72 процента пахотных земель, более-менее отремонтирована техника. В прошлом году тайшетцы с помощью областной администрации приобрели в общей сложности 24 зерноуборочных комбайна. Зимой хозяйства района обязали заниматься лесом. За зиму бригады заготовили 28 тысяч кубометров древесины, это большое подспорье для приобретения запчастей.
А ведь лет десять назад казалось — все, труба. Скот съели, угробили и растащили всю технику, бросили землю. Например, в СПК "Верный путь" в Талой еще в 1999 году засевали всего 150 гектаров зерновых, оставалось 20 голов дойного стада. Да еще и школа наполовину сгорела. Полная безнадега.
Уже сами колхозники вспоминают, что ситуация складывалась таким образом: если сегодня-завтра не принять кардинальных мер, то рухнет все окончательно. Начали с собственно реорганизации. На базе колхоза "Верный путь" создали муниципальное межшкольное сельхозпредприятие (ММСП). Интересный вопрос: почему межшкольное предприятие?
— Преследовались две цели, — говорит глава района. — Во-первых, чтобы в данном хозяйстве были свои специалисты. Специалисты проводят в школе занятия. Закончится год — нам предстоит немного изменить устав и, получив лицензию на обучение, узаконить все отношения. Школа станет учебной базой. Тогда и специалисты смогут получать заработную плату из бюджета, как преподаватели.
Колхозники написали заявления, передав все имущество, которое делилось по паям, в муниципальную собственность. Подготовили устав и на базе колхоза создали муниципальное предприятие. По лизингу взяли два новых комбайна, приобрели новенький МТЗ-82, в рабочем состоянии — ДТ-75, Т-50. В колхозных закромах практически не было семян, пришлось закупать.
— В этом году планируем посеять 450 гектаров пшеницы, ячменя — 200 га, овса — 250. Все остальное — под однолетние культуры для корма скоту, — рассказывает руководитель хозяйства Андрей Федорович Лущик. — Решено увеличить посевные площади под пшеницу и ячмень, давшие в прошлом году хороший урожай. Дождливый май существенно поджал сроки посевной и в то же время позволил отказаться от некоторых операций, например от задержания влаги, ее и так в избытке. На ферме выросли надои молока, сейчас строим новый коровник, чтобы увеличить дойное стадо. Вот с кадрами у нас плоховато. Рынка сбыта мяса практически нет. Ходит табун лошадей, и не знаем, что с ними делать.
Проблема реализации мяса остро встала после безвременной кончины Тайшетского мясокомбината. В свое время предприятие выкупило гидролизный завод, но потом в силу разных обстоятельств вынужден был отказаться. Комбинат растащили за несколько дней.
В деле реализацией продукции молочных ферм появился просвет. Глава района планирует закупить десяток специализированных киосков и продавать свежее молоко горожанам. Пока в Тайшете процентов 80 сметаны, кефира, молока привозят из других областей.
Жители Талой не преминули поделиться еще одной проблемой. Уже несколько лет красавица Бирюса, подпитываемая Тагулом, размывая берег, прокладывает новое русло. К одному из домов река подобралась метра на полтора. Для отсыпки и укрепления берегов нужна механизированная колонна. Возможно, вопросы начнут решаться на следующий год, когда Талая отметит свое 130-летие.
Старшее поколение сетует, что молодежь уезжает, обрекая село на вымирание. Больших деревенских свадеб уже давно не гуляют, разучились радоваться. Хорошо, что не разучились гнать первоклассный самогон на березовом соке. Такой напиток, в отличие от водки, подделать нельзя. Нам предложили попробовать, но, видимо, соблюдая авторские права, не огласили рецепт.
Обещания губернатора — еще не подарок
Жители Талой с гордостью показали гостям восстановленную после пожара школу, где учился Герой Советского Союза Иван Мясников. Нам очень понравилась. Преподаватель английского языка и заведующая школьным музеем Татьяна Николаевна Юдина продемонстрировала обширную экспозицию, посвященную именитым землякам.
Директор школы Нина Игнатьевна Симухина очень деликатно посетовала на отсутствие транспорта:
— Порою не знаем, как добраться до города, чтобы поучаствовать в соревнованиях. Дети готовятся-готовятся, а в самый последний момент все срывается из-за машины. Мы уже соседним школам надоели с просьбой подбросить ребятишек до райцентра. Поэтому, когда в 2003 году приезжал Борис Александрович Говорин, мы обратились с просьбой выделить внедорожник. УАЗ-452 для наших дорог вполне подошел бы. У нас здесь даже в администрации своего транспорта нет. Машину нам пообещали к началу учебного года, но так ничего мы и не дождались.
Уже от себя коллектив "Копейки" обращается к губернатору области: Борис Александрович, жители Талой надеются, что свое слово вы все-таки сдержите.
Мост висит дамокловым мечом
В очередной раз районное и областное начальство просклоняли жители Соляной. В некогда процветавшем поселке по одну сторону реки работал леспромхоз, по другую засевали земли колхозники. Лесозаготовители постепенно исчезли, оставили на одном берегу почти весь соцкультбыт, во главе которого — школа. Получилось почти как в том анекдоте: "Баня. Раздевалка — через дорогу".
Было бы смешно, если б не было так грустно. Школу с Большой землей связывает подвесной мост. Русский экстрим и фактор страха — в одном флаконе. Местные говорят, что для продвижения вопроса о строительстве новой переправы необходимо в первую очередь... ЧП. В общем, пока не грянет гром.
Когда процветал леспромхоз, в Соляной работал достаточно большой по сельским меркам детский сад, группы посещало до 80 малышей. Природа, как известно, не терпит пустоты. Ушел леспромхоз, и освободившиеся было площади стали занимать социальные сироты, подкидыши. Группу круглосуточного пребывания, попросту приют, назвали "Ласточка". "Птенцов" в районе становится, к сожалению, все больше. Проблема наркомании, алкоголизма в Тайшете остра как никогда.
Продолжение в следующем номере.