Сафроновка — вторая родина "кулаков"
Сорок лет назад под Черемховом исчезла деревня бывших спецпереселенцев, через нее прошел угольный разрез
Сорок лет назад на карте Черемховского района можно было найти деревню Сафроновку. Ее история сходна с распутинской Матерой. В начале шестидесятых Сафроновку сровняли с землей: на ее месте прошел угольный разрез. Теперь местность, где некогда была процветающая деревня, похожа на лунный ландшафт — глина, камень и сорняки в напоминание о загубленной природе.
Бывшая сафроновская жительница Галина Константиновна Кириллова сейчас оформляет уникальный фотоальбом "Моя Сафроновка". В нем — история некогда существовавшей деревни, колхоза "Новая жизнь", судьбы людей, их биографии, архивные документы. Наш корреспондент встретилась с Галиной Константиновной Кирилловой накануне ее отъезда в село Рысьево Черемховского района, где 24 апреля пройдет встреча сафроновцев.
Галина Константиновна уже много лет живет в Иркутске. Окончила институт в Красноярске, аспирантуру в университете Перми. Потом работала на кафедре географии Иркутского пединститута. Сейчас на заслуженном отдыхе.
— Этот фотоальбом я делаю в память о родителях, близких, земляках. И для тех, кто любит и помнит свою Сафроновку.
История нашей деревни уникальная и трагическая одновременно. Желание рассказать о ней было с того момента, когда отняли родной дом, хозяйство, разлучили с малой родиной. Сейчас я его осуществила. Во многом мне помог муж Георгий Михайлович. Я работала в архиве, вела переписку с земляками. Так в фотоальбоме появились страницы "Дети Сафроновки", "Наши орденоносцы", "Колхоз "Новая жизнь", "Земля и люди" и другие.
Альбом останется в школьном музее села Рысьево. Но до этого мне предстоит большая работа — нужно дополнить его информацией о жителях Сафроновки. Оставшиеся пустые страницы будут оформлять уже в Рысьево. Может быть, кто-то захочет оставить о себе память в этом альбоме: копии дипломов, почетные грамоты, научный статьи — все, чем гордится Сафроновка и ее жители".
Перековка "кулаков"
Точную дату возникновения деревни Сафроновки найти не удалось. По переписи 1887—1888 года в заимке Сафроново было 8 хозяйств. Проживало 28 человек мужского пола и 34 — женского. Старожилами заимки были Бутаковы и Матвеевы.
После провозглашения Сталиным политики ликвидации кулачества как класса по стране покатилась волна раскулачивания. В 1931 году в поселки Шадрино, Касьяновка, Гришево привезли спецпереселенцев — раскулаченных крестьян со всех уголков России и Украины. Здесь оказались "кулаки" из Башкирии, Хакасии, Красноярского края, Уфимской губернии. Привезли их по запросу рудоуправления Восточной Сибири для работы в шахтах. В числе спецпереселенцев приехала и семья Галины Константиновны.
В феврале 1932 года бюро ВС крайкома ВКП(б) приняло постановление об использовании спецпереселенцев. На окраине поселка Шадрино была организована неуставная сельскохозяйственная артель с символичным названием "Перековка". Перековывать собирались "кулаков". Шадринская артель была перенесена на заимку Сафроново.
Спецпереселенцы жили в нечеловеческих условиях. Сейчас в бывшем партийном архиве Иркутской области Галина Константиновна нашла документ с грифом "Копия не подлежит оглашению". В этом документе описывается, как жили "враги народа":
"В Шадринке более 9000 человек. 847 семей помещаются в землянках. Расположение бараков скученно, на перекрестках улиц находятся уборные и помойные ямы. Количество уборных и очков недостаточно: 1 очко на 100 человек. Приготовление пищи происходит на улице, в железных печах. Снабжение переселенцев продуктами неудовлетворительно. Медпомощь неудовлетворительна. Приток больных громадный — 100 человек в день. Большинство бараков обовшивело. Имеются случаи заболевания сыпным тифом. Мыла и нательного белья не выдавали длительное время. Смертность среди спецпереселенцев за сентябрь: взрослых — 27 человек, детей — 39".
Землянки в Шадрино были по нескольку десятков метров в длину. В них — нары. Каждой семье полагалось места ровно столько, чтобы лечь. Позже людей стали переселять в бараки, однако землянки просуществовали до 1953 года. Мама Галины Константиновны рассказывала, что все было устроено так, чтобы люди умирали. В 1933 году каждый день из землянок выносили умерших. По утрам можно было увидеть такую картину: больше 100 человек выстраивалось перед одним туалетом. Люди в очереди нервничали: за опоздание на работу строго наказывали.
"Предатели" спасли людей от голода
Неуставная артель "Перековка" позже была преобразована в колхоз "Новая жизнь", первым председателем которого стал Андрей Парфенович Подпорин — предприимчивый и деятельный человек. Под его руководством были построены фермы, склады, мельница, клуб, жилые дома. Закупили породистый скот — коров симментальской породы, белых английских свиней. До войны колхоз стал передовым в районе. В отчете Черемховского райкома упоминалось, что доярка Шамилова в 1938 году надоила на одну корову 1852 литра молока, а в следующем — 2069 литров. В 1940 году крестьяне получили по 16 кг зерна на трудодни. Галина Константиновна вспоминает, что этого зерна их семье хватило бы на всю войну:
— Да пришлось его продать, чтобы купить корову Июльку.
Грянула война. В первые месяцы спецпереселенцев на фронт не брали — боялись предательства. Когда добровольцы приходили подавать заявления, военком говорил: "Вы — потенциальные предатели!" Позже на фронт все же взяли молодых спецпереселенцев, которых восстановили в правах. Все, кто ушел в первые дни, погибли.
Только с 1942 года стали брать всех пригодных мужчин. Это обстоятельство оттянуло разруху Сафроновки — мужчины успели убрать урожай. Благодаря этому военного голода в колхозе не было. Всеми силами сафроновцы помогали приблизить победу: собирали деньги на строительство танковой колонны, теплые вещи, сушили картошку.
В 1943 году к колхозу присоединили земли соседнего колхоза им. Димитрова. Бригадиром назначили отца Галины Кирилловой — Константина Федоровича.
— На фронт отца не взяли по состоянию здоровья. Когда он работал в шахте, сильно надсадился. В бригаде были мальчишки-подростки. Работали они с рассвета и дотемна — сеяли, боронили, коногонили, пахали, чистили от сорняков запущенную пашню. Эти дети по сути обеспечивали хлебом фронт. Дома отец практически не бывал.
Чтобы оправиться от войны и сеять хлеба досыта, правление колхоза приняло решение поднимать целину. Целинный участок Каменка Черемховского района находился в 20 км от Сафроновки. Поднимать его тоже поручили Константину Федоровичу. Земли Каменки оказались очень плодородными. Еще в XIX веке исследователь-почвовед Прейн с удивлением писал, что в окрестностях села Черемхово обнаружил почвы, сходные по плодородности с черноземом европейской России.
"Враги народа" получили ордена
Стараниями второго председателя колхоза, Василия Ивановича Губаря, в 1946 году в Сафроновке появилась лампочка Ильича. Электроэнергия приводила в движение станки, мельницу, подавала воду для животноводческих ферм. Повысилась производительность труда, стало интенсивнее развиваться хозяйство. В 1948 году на целинных землях получили первый урожай: по 30 центнеров с гектара. По словам Галины Константиновны, это был богатейший урожай для того времени.
— Убирали пшеницу сразу двумя комбайнами на сцепе, которые тянул один трактор. На току лежали целые горы зерна пшеницы. Его перелопачивали и веяли вручную, чтобы оно не самовозгоралось. В вывозке зерна помог секретарь райкома Арон Борисович Генкин. Он организовал воскресник, мобилизовал со всех черемховских предприятий машины — хлеб вывезли быстро.
За урожай этого года многих колхозников наградили. Отец получил орден Ленина, комбайнер Бабкин Николай Федорович — орден Трудового Красного Знамени. Рабочие из бригады — Берсенев, Мезников, Салов — получили медали. Для награждения был организован спецпоезд, который шел от Тайшета до областного центра. На каждой станции в него подсаживались колхозники, ехавшие в Иркутск на церемонию награждения. На Иркутском вокзале ударников труда встретил оркестр. Сама церемония проходила в драмтеатре. Чувство благодарности у колхозников было огромным: они, гонимые и презираемые советской властью, наконец дожили до такого торжественного события.
Черемховский Мичурин
Кроме урожаев зерна колхоз "Новая жизнь" прославился садом — гордостью Черемховского района. Сад заложили в 1940 году. Работал в нем Федор Иванович Мишуров, которого называли черемховским Мичуриным. Позже его правнучка напишет: "Федор Иванович был сослан в 1933 году из деревни Твердохлебовки, с Украины. В Сафроновке он предложил председателю колхоза заложить плодово-ягодный сад. Получил одобрение. На площади в четыре гектара были посажены черенки деревьев, ягодные кусты — смородина, малина, облепиха. Мишуров вел работу по селекции яблонь, выводил хладостойкие сорта, проводил скрещивание сортов вишни с черемухой. В саду были сорта стелющихся яблонь. Мишуров добивался высоких урожаев. Был награжден медалью Мичурина, чье учение он продолжил и воплотил в жизнь".
Годы спустя, когда было принято решение о сносе деревни, сад был уничтожен. Деревья выкорчевали, небольшую часть саженцев перевезли и пересадили в другие деревни.
В 1953 году отца Галины Константиновны перевели из полеводческих бригадиров на выращивание овощей. Константин Федорович сначала отказывался, говоря, что в овощеводстве ничего не смыслит. На его слова секретарь райкома Апрелков ответил: "Хлеб мы можем привезти с Украины, а горняков нужно кормить овощами". С этого момента в доме у Кирилловых появились журналы и пособия по овощеводству.
С первых лет работы в этой отрасли колхоз стал получать высокие урожаи. На фотографиях того времени запечатлены горы собранных помидоров, огурцов, капусты, семеноводческие участки лука, редьки и свеклы. Эти снимки демонстрировались на ВДНХ, где была представлена бригада Константина Федоровича. За достижения в семеноводстве он получил Большую серебряную медаль ВДНХ.
Каждая семья жила в страхе: за невыплату оброка лишались хозяйства
Несмотря на то что колхоз "Новая жизнь" намного перевыполнял план, колхозники жили очень бедно. Государство обременяло их непомерными денежнымии натуральными налогами. В год каждая семья должна была отдать государству 220 литров молока, 30 яиц, плюс мясо, овощи, шкуры животных и т. д. За своевременной выплатой "оброка" следил фининспектор, который проверял наличие квитанций. Если колхозник не успевал расплатиться, его хозяйство без промедления описывали. Каждая семья жила в постоянном страхе.
Как бы тяжело ни было, люди всегда гуляли на отсевках (время окончания посевной. — Авт.). Выезжали с гуляньями на Ангару, плясали, водили хороводы. В русской народной песне была душа сафороновцев. В деревне были много голосистых женщин — с песней они шли на работу в поле и возвращались домой.
Со времен войны у женщин появился обычай собираться на "складчины". Выбирали дом побольше, собирали со всей деревни посуду, несли съестное — блины из крахмала, пряники из сахарной свеклы и т. п. Женщины водили хороводы, пели, делились бедами и радостями. В войну многие семьи остались без кормильцев, но выжили благодаря помощи земляков.
Колхозник — не значит "забитый"
Галина Константиновна вспоминает:
— Слово "колхозник" всегда означало "забитый, изработанный и оборванный человек". Родители всеми силами старались вывести своих детей из этого сословия. Поэтому в деревне всегда была в почете ученость. Школу в Сафроновке построили в 1929 году. В войну, в летние месяцы, организовывали ясли и детский сад, которые раньше называли "очаг".
Наши учителя могут гордиться своими выпускниками. Из деревни вышло много специалистов с высшим образованием. Долгое время главным педиатром в Ангарске работала жительница Сафроновки — Сафонова Клавдия Степановна. Она одной из первых получила высшее образование. Выходцы из нашей деревни — доктора и кандидаты наук, врачи и учителя, журналисты и инженеры. И даже композитор — Александр Иосифович Калачев, который много лет работает руководителем шелеховского ансамбля "Россияночка". Так что дети "кулаков" стали полезными для своего государства, которое так пыталось унизить их.
Взорванная родина
На пятидесятые годы пришлось золотое время Сафроновки. Хозяйство колхоза "Новая жизнь" процветало. На весь район были знамениты его сад и конеферма, каждый год сафроновцы собирали богатый урожай, снабжая семенами и овощами все окрестные хозяйства.
Стало известно, что деревня стоит на пластах угля. Вплотную к ней начал подбираться Северный разрез. Руководством Черемховского района было принято решение о сносе деревни. В конце 1954 года стали уничтожать огородные поля, взрывать горные породы. Разрез приблизился к самой деревне. Вскрыли водоносные горизонты — в колодцах исчезла вода.
В 1963 году деревня Сафроновка Черемховского района перестала существовать. На ее месте возник Сафроновский карьер и угольная обогатительная фабрика. Жителям деревни выплатили компенсацию за дома и переселили в соседнее село Рысьево, в семи километрах от Черемхово. В Черембассе его закрыли последним — в начале девяностых.
До сих пор сафроновцы помнят и любят свою деревню, с поклоном приезжают на то место, где жили, растили детей, строили планы на будущее. Жители деревни, которая ушла в прошлое, хотят поставить на Черемховском кладбище памятник всем спецпереселенцам, которые отбывали здесь ссылку. А пока история деревни поместилась в альбоме, который расскажет потомкам о деревне Сафроновке.
{Справка "Копейки"
Кулачество, кулак
Согласно традиционной советской идеологии, кулачеством было принято называть состоятельный слой сельского населения России, который был ликвидирован в ходе коллективизации в 30-е годы ХХ века.
Слово "кулак" (в смысле перекупщик, переторговец) широко распространилось в конце XIX века. Вождь мирового пролетариата В.И.Ленин вкладывал в это слово свой смысл, понимая под ним "капиталистического предпринимателя в земледелии", "мелкого капиталиста". В действительности таких "мелких капиталистов" в земледелии России и до революции насчитывались единицы, а после нее стало еще меньше. Слово "кулак" превратилось в идеологическое клише, в миф, призванный обосновать сталинскую теорию "ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации". На деле кулачества, как особого эксплуататорского класса, в нашей стране попросту не существовало. Кулаком, буржуем называли зажиточного, крепкого, трудолюбивого, пусть и прижимистого, крестьянина, способного при определенных условиях накормить не только себя, но и всю страну. }