Кондуктор, нажми на тормоза!

Текст: Лучик / dzen.ru , Фото: dzen.ru, с сайта m.fishki.net , Копейка , №3 от 25 января 2023 года , #Общество
«Кондуктор, нажми на тормоза» – пел Юрий Никулин в фильме «Операция Ы…»
«Кондуктор, нажми на тормоза» – пел Юрий Никулин в фильме «Операция Ы…»

Крушение царского поезда 17 октября 1888 года
Крушение царского поезда 17 октября 1888 года
Кондуктор должен был находиться всю дорогу на открытой тормозной площадке, днём и ночью, в любую погоду
Кондуктор должен был находиться всю дорогу на открытой тормозной площадке, днём и ночью, в любую погоду
Неофициальное название этой профессии в России – "башмачник" ("башмак" – тормозная колодка)
Неофициальное название этой профессии в России – "башмачник" ("башмак" – тормозная колодка)

Песню «Постой, паровоз!» у нас в стране знают, наверное, все. Но скажите, вас никогда не удивляла строчка – «кондуктор, нажми на тормоза»? Ведь кондукторы продают билеты в автобусе или трамвае. Вообще, с латинского языка слово «кондуктор» переводится как «сопровождающий», «проводник».

Но и проводник (или проводница) в поезде – это человек, который помогает пассажирам найти своё место, проверяет билеты, поддерживает чистоту... Почему вдруг кондуктор должен «жать на тормоза»? Поезд ведёт машинист – но никак не кондуктор, не проводник и не проводница! 

Чтобы разобраться, в чём тут дело и почему в песенке поётся именно так, нам придётся обратиться... к физике, механике и истории техники.

Представим себе, что у настоящего поезда тормоза есть только у паровоза. Тогда, если поезд разгонится, а потом машинист «нажмёт на тормоза», что произойдёт? Локомотив («паровоз») останавливается, а вот тяжёлые вагоны по инерции врезаются локомотиву «в спину», бьют его (и друг друга) с огромной силой. В результате может произойти самая настоящая катастрофа – со сходом состава с рельсов, опрокидыванием вагонов, поломкой сцепок и так далее...

С этим явлением столкнулись ещё самые-самые первые конструкторы железных дорог. И очень быстро поняли – чтобы такие катастрофы не происходили, тормоза должны быть и у локомотива, и у каждого вагона. И срабатывать эти тормоза должны одновременно.

А потому в каждом вагоне были сделаны собственные тормоза – с ручным приводом от длинного рычага. Рычаг располагался на специальной тормозной площадке, и рядом сидел специальный работник – кондуктор!

Если машинисту нужно было затормозить или остановить поезд, он подавал специальный звуковой сигнал – услышав который, все кондукторы всех вагонов должны были «нажать на тормоза», как в той самой песне! Затем машинист «нажимал на тормоза» и у себя в кабине – и поезд останавливался, медленно, плавно и без аварий.

А если поезду надо было тронуться? Как машинист узнает, что все кондукторы всех вагонов свои тормоза отпустили? А так: вдоль всего поезда была протянута длинная верёвка. И все кондукторы должны были за эту верёвку дёрнуть – у машиниста в кабине звенел колокольчик, и тогда машинист отпускал тормоза у паровоза и подавал пар в цилиндры, состав снова начинал движение... Представляете, как это всё было сложно?

Работа кондуктора считалась одной из самых тяжёлых – потому что кондуктор должен был сидеть всю дорогу на открытой тормозной площадке, днём и ночью, в любую погоду, в жару, в мороз, в дождь и ветер... А «нажимать на тормоза» вагона было весьма тяжело, с этим мог справиться только действительно здоровый и сильный мужчина! Ну и, сами понимаете, при такой непростой системе часто случались ошибки – и приводили к авариям и даже катастрофам...

Когда же закончилась эпоха кондукторов на железной дороге? Произошло это в 1872 году, когда американский изобретатель Джордж Вестингауз изобрёл автоматическую пневматическую (то есть воздушную) систему тормозов для поезда. Вместо верёвки вдоль всего поезда была протянута длинная труба – тормозная магистраль. По команде машиниста с помощью насоса (компрессора) в эту магистраль накачивался сжатый воздух. Под давлением воздуха тормозные цилиндры отпускали тормозные колодки у всех вагонов – и поезд мог отправляться в путь.

Если машинисту нужно было затормозить, он просто открывал кран. Воздух с шипением выходил из магистрали, давление в тормозных цилиндрах падало и колодки надёжно зажимали колёса у всех вагонов одновременно! Поезд останавливался.

Так что, когда на железнодорожной станции вы слышите характерное шипение, знайте, это стравливается воздух из тормозной магистрали!

Почему тормоз Вестингауза называли автоматическим? Потому что, если вдруг от поезда случайно отцеплялся вагон – тормозная магистраль разрывалась, воздух из неё выходил, и тормоза сами, без участия человека, останавливали отцепленные вагоны.

Изобретение Вестингауза произвело на железной дороге самую настоящую революцию. Движение поездов стало намного (в десятки раз!) безопаснее, а «нажимающий на тормоз кондуктор» остался только в песнях.

– Но тогда... тогда получается, что песня про кондуктора «Постой, паровоз, не стучите, колёса» – очень старинная?

Да, именно, так и есть. Песня это старинная, народная, относится, скорее всего, к концу XIX века. Когда снимался фильм, режиссёру была нужна какая-нибудь характерная песня для Труса, Балбеса и Бывалого. Юрий Никулин был заядлым коллекционером самого разного «народного творчества» – анекдотов, дворовых песен и так далее. В своей записной книжке он и разыскал песню про паровоз. Леонид Гайдай её оценил и немедленно вставил в сценарий – так полузабытая старинная народная песня получила второе рождение.

Источник: https://dzen.ru/a/Y8UroQYN2C_JajOy

Схема устройства автоматических тормозов вагона
Схема устройства автоматических тормозов вагона