Кого пустят в первый класс?

1 февраля в области стартует кампания по записи дошколят
В малокомплектную сельскую школу деревни Кударейка Эхирит-Булагатского района в будущем году придет лишь один первоклассник. Вместо четырех учеников в школе будет пять.
В малокомплектную сельскую школу деревни Кударейка Эхирит-Булагатского района в будущем году придет лишь один первоклассник. Вместо четырех учеников в школе будет пять.

Людмила Тучкова, директор школы № 14 города Иркутска: «Запись детей в школы, расположенные далеко, я считаю, не всегда оправдана. Подъем на час раньше, долгая дорога, отсутствие возможности прибежать домой и, пообедав, отправиться гулять со школьными друзьями — это лишь часть минусов, которые нельзя не учитывать».
Людмила Тучкова, директор школы № 14 города Иркутска: «Запись детей в школы, расположенные далеко, я считаю, не всегда оправдана. Подъем на час раньше, долгая дорога, отсутствие возможности прибежать домой и, пообедав, отправиться гулять со школьными друзьями — это лишь часть минусов, которые нельзя не учитывать».

По предварительным оценкам минобразования Иркутской области, в этом году в школы региона пойдет примерно 36 700 первоклассников. В прошлом, для сравнения, таковых было чуть меньше — 36 230 человек. В лидерах по числу первоклассников традиционно значатся Иркутск и Иркутский район.

Один на деревню

До начала следующего учебного года еще семь месяцев, однако родители будущих первоклассников знают — пора активных действий уже на носу.

В малокомплектной сельской школе деревни Кударейка Эхирит-Булагатского района — уютной, деревянной, с печным отоплением — сейчас обучаются четыре человека: третьеклашка, второклашка и два первоклассника. С репортажем мы ездили в Кударейку в начале текущего учебного года. В субботу, 1 февраля, здесь тоже стартует запись ребятишек в школу. Волнений и очереди не предвидится. На всю деревню численностью около 200 человек лишь один будущий первоклассник. И надо сказать, это уже хорошо. В иные годы кударейская школа (официально: структурное подразделение МОУ «Кулункунская НОШ») остается и вовсе без пополнения.

— В сентябре к нам в первый класс придет младший брат одной из учениц — Анатолий Телятников. Знаю, мама уже наготове, документы в сборе, — говорит Анна Мотодоева, единственная учительница в Кударейке. — С начала февраля у нас с Толей начнутся занятия по подготовке к школе. Бесплатные, еженедельные. Встречаться планируем каждую субботу. Детского сада в Кударейке нет, поэтому подготовка необходима. Главное, на что направлены занятия — развитие памяти, мышления, концентрации внимания.

На 1700 больше

В Иркутске и Иркутском районе ситуация, понятно, иная. Если еще лет восемь назад в городе и пригороде отчаянно не хватало детских садов, то теперь на первый план вышел дефицит общеобразовательных школ.

По информации пресс-службы администрации города, по предварительным данным, 1 сентября 2020 года в школы областного центра пойдут

11 400 первоклассников, что на 1700 человек больше, чем в прошлом. И хотя переполненность характерна буквально для всех общеобразовательных организаций города, специалисты традиционно подчеркивают — никто без школы не останется.

Напомним, в Иркутской области запись дошколят в первые классы проходит в два этапа. С 1 февраля по 30 июня в школы записывают детей по микрорайонам, с 1 июля по 5 сентября — всех остальных, но при условии наличия свободных мест. В основной пакет документов, необходимых для зачисления в первый класс, входит личное письменное заявление родителя (или законного представителя), а также документ, удостоверяющий его личность, плюс копия свидетельства о рождении ребенка и копия свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка или иного документа, подтверждающего факт проживания будущего первоклассника на закрепленной за школой территории.

А стоит ли идти в «чужую» школу?

Школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов — одна из самых востребованных в городе. География местожительства ее учеников обширна, детей возят из других районов города, из Хомутово и Грановщины, из садоводств Байкальского, Мельничного, Александровского трактов. Детей, не проживающих на закрепленной за школой территории, здесь, как и везде, записывают с 1 июля и лишь при условии наличия свободных мест. Удача, как правило, сопутствует не всем — бывает, что число желающих превосходит возможности учреждения.

Часто в стремлении записаться в «чужую» школу родители проявляют изобретательность — например, заручившись поддержкой знакомых или родственников, проживающих в районе, оформляют договор аренды или временную регистрацию. Объявления о готовности купить прописку можно встретить и в интернете.

— Как и во всех общеобразовательных организациях города, основной этап записи первоклассников в школу у нас начинается 1 февраля, — говорит директор школы № 14 города Иркутска Людмила Тучкова. — Но первая волна звонков и визитов традиционно начинается еще в октябре. Родители переживают, наводят справки о школе, об учителях. В списке наиболее популярных вопросов, которые задают мамы и папы: как записаться в школу, как попасть к самому лучшему учителю и что должен уметь будущий первоклассник. На каждый из вопросов мы даем разъяснения, просим не переживать и не волноваться.

По предварительной информации, в школу № 14 города Иркутска должно прийти 125—130 первоклассников. Но в действительности, как правило, их оказывается больше. Сейчас на территории школы идет строительство нового, трехэтажного учебного блока на 525 мест, в котором разместятся начальные классы. Срок сдачи объекта — сентябрь 2021 года. В планах на ближайший учебный год — открытие семи первых классов, а в перспективе, когда завершится строительство — переход всей школы на односменный режим обучения.

— В этом году мы, как всегда, готовимся к встрече первоклассников. Другой вопрос: а всегда ли оправдано решение родителей отдать своего ребенка в школу, территориально расположенную далеко от дома? Считаю, не всегда, — говорит Людмила Тучкова. — Подъем на час раньше, долгая дорога, отсутствие возможности прибежать домой и, пообедав, отправиться гулять со школьными друзьями — это лишь часть минусов, которые нельзя не учитывать. Что касается стремления попасть к конкретному учителю, то мы стараемся идти навстречу. Все наши педагоги, бесспорно, замечательные, у каждого свои достоинства. Но когда родители приходят на зачисление ребенка в школу, их выбор зачастую уже определен. Родители руководствуются рекомендациями, советами знакомых. Плюс часто младшего ребенка стремятся записать к тому учителю, который учил их старших детей. Единственное — численность детей в классе ограничена нормами, не всегда у нас получается учесть пожелания каждого.

Читать умеют, шнурки завязывать — нет

И в заключение о подготовке первоклассников к школе. На что важно обратить внимание заботливым родителям?

— Часто мы сталкиваемся с двумя крайностями. Или ребенок к первому классу умеет уже все — считать, читать, решать задачи; или же, напротив, ничего. Первый вариант встречается гораздо чаще, — говорит учитель-логопед школы № 14 города Иркутска Надежда Журилова.

Между тем излишне усердная подготовка к школе чревата потерей интереса к учебе.

— Детский сад предполагает первый уровень образования. Что это значит? Это значит, что ребенок к семи годам должен иметь представление об окружающем мире, правильно и отчетливо выговаривать все звуки. С последним у современных первоклашек беда. 95% детей, которые приходят в школу, имеют нарушения звукопроизношения и фонематического слуха. Такова статистика, — говорит Надежда Журилова. — Своевременная коррекция логопедических проблем на этапе подготовки к школе куда важнее, чем обучение чистописанию или чтению. Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний.

— Умение писать или решать задачи не залог успешности и легкой адаптации ребенка в школе, — отмечает в свою очередь Анна Смехова, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 14 города Иркутска. — Нередко, уделяя внимание интеллектуальной подготовке, родители забывают о бытовых навыках, о навыках самостоятельности. Научите его завязывать шнурки и пользоваться носовым платком, научите ориентироваться в пространстве и на плоскости, правильно держать ручку, застегивать пуговицы. Часто первоклашки хорошо знают цифры и умеют считать, но при этом не видят клеточек и строчек, не могут самостоятельно разобраться со сменной обувью, переодеться на физкультуру. Уверенности в собственных силах и легкой адаптации такое положение дел не способствует.