Классные поля
Будущих фермеров и агрономов здесь взращивают практически с пелёнок. Пять лет назад в Оёкской средней школе начал работать пилотный проект непрерывного агробизнес-образования, а нынче СОШ стала победителем регионального конкурса «Лучшая образовательная организация» в номинации «Агробизнес-образование». Здесь знают, как вернуть в деревню жизнь, а в сельское хозяйство — специалистов. Вместе со школьным аттестатом выпускники Оёкской школы получают не только практические знания в сфере сельского хозяйства — животноводства, плодоовощеводства, но и права тракториста категории С.
— В Оёк из Иркутска я переехала 4 года назад, для меня самой всё это растениеводство было в диковинку, — с улыбкой признаётся Любовь Сергеева, учитель физики и преподаватель дополнительного факультатива по агробизнес-образованию. — В городских школах этого нет, поэтому здесь я вместе с детьми училась и сеять, и полоть.
Учитель физики сеет семена уличных и тепличных помидоров вместе с учениками пятых классов, пикирует с седьмыми классами. Поливают, опрыскивают, удобряют... Тара с рассадой — весной обычное явление в школе. Здесь её можно увидеть в классах, коридоре, гардеробе, подсобных помещениях.
— Когда я пришла сюда 11 лет назад, — рассказывает директор Ольга Тертышная, — в школьных коридорах цветы были оборваны, горшки сломаны, с мусором.
А сейчас дико представить, чтобы дети что-то ломали, воровали: зачем это делать, если они сами всё выращивают?
Ольга Павловна вспоминает: когда-то на территории Оёка располагался огромный совхоз-миллионер, которым руководил Герой Социалистического Труда Иван Степанович Баширин.
— Мы с ностальгией вспоминаем те времена, — продолжает Ольга Тертышная. — Оёкский учхоз, имевший отделения в десяти соседних деревнях — Турской, Котах, Бутырках, Мишонково, Галках, занимался производством семян картофеля и зерновых для всего региона и был известен за его пределами. Все школьники села мечтали там работать. Ещё 40 лет назад Баширин подарил нашей школе технику — трактор МТЗ-80, плуг, две телеги, окучник. И ребята осваивали профессию.
Вместе с техникой школа получила лицензию на преподавание производственно-трудовой деятельности и отличного мастера производственного обучения — Владимира Каликина.
— Предпрофильная подготовка прямо на уроках технологии начинается в восьмом классе, — рассказывает Владимир Алексеевич. — Чем старше дети, тем больше часов. От теории переходим к практике на школьном дворе, ребята пашут и боронуют, а потом вместе с аттестатом получают права тракториста категории С. Парням и в армию с корочками идти проще, и для жизни в деревни это хорошее подспорье.
На пришкольном участке всегда был свой огород. Полгектара засевают морковкой, капустой, свёклой, редиской и зеленью, ещё 2 гектара берут в аренду под картошку. Сначала поля обрабатывают с помощью техники, а потом в дело вступают школьники.
Урожай засыпают осенью в хранилище — под него приспособлено помещение в гараже. В школьной столовой готовят блюда исключительно из своих овощей.
— Излишки реализует родительский комитет, — рассказывает директор. — В результате мы можем многое себе позволить — например, на выпускной приобретаем грамоты, мороженое, фрукты, анимацию, диджея.
И родители ни копейки своих денег не вносят. А весной и осенью устраиваем ярмарки — реализуем рассаду и продукцию с огорода. Вырученные средства также идут в фонд классов.
Зарабатывать удаётся не только на своей картошке. На протяжении семи лет школа сотрудничает с КФХ Скорнякова из Ревякино — собирают морковь и свёклу. По словам Ольги Павловны, у родителей не возникает вопросов, куда ушли деньги (а это десятки тысяч рублей): на собраниях школа отчитывается за каждый рубль.
Растёт престиж АПК
В 2015 году Оёкская школа отметила 95-летие. Сегодня здесь обучается 770 школьников. Три года назад, после вступления в программу агробизнес-образования, на школьном огороде появились две поликарбонатные теплицы. В начале весны здесь уже сеют редис, салат, укроп, лук, а также рассаду цветов для клумб — бархатцы, львиный зев, мирабилис.
— Облагораживаем территории в соответствии с проектами девятиклассников, которые они защищают в конце года, — говорит учитель технологии Ирина Станёнене. — Тему ребята выбирают сами, причём 70% учеников защищают проекты именно агронаправленности. В этом году, например, школьники писали про эффективность светодиодного освещения для рассады, про технологию изготовлению кисло-молочного коктейля. Кроме того, ежегодно мы готовим отдельный проект по ландшафтному дизайну, с ним занимаем первые места на районном конкурсе «Лучший школьный двор».
В течение года для учеников младших классов проводят занятия «Юный эколог», «Человек и природа», «Лекарственные растения». Для старших классов предусмотрены практические и факультативные занятия, где ученики занимаются исследовательской деятельностью. Школьники изучают основы бизнес-планирования и бизнес-проектирования. Трудятся они и летом: каждый класс, начиная с пятого, распределён на производственную практику.
— Недовольства по части «эксплуатации детского труда», конечно, были, — признаётся Ольга Тертышная. — Последние два десятилетия считалось непрестижным копаться в земле и гайки в тракторе крутить. Но уже сейчас родители видят, как меняются их чада: появляется бережное отношение к имуществу, природе, старшему поколению. Многие рассказывают, что дети стали больше помогать по дому. А когда в начале этого года на общем собрании мы показали результаты нашего труда, все родители дружно проголосовали за продолжение программы.
А главное — растёт интерес выпускников к профессиям в сельском хозяйстве. Даже в сельскохозяйственных вузах и техникумах отмечают, что выросло число абитуриентов, появилась конкурсная основа.
— Это не только АПК-профессии, — добавляет Ольга Павловна. — Мы в целом говорим о том, чтобы дети возвращались в село. Нам нужны и фельдшеры, и педагоги. В прошлом году, например, в нашу школу вернулись шесть выпускниц, теперь уже наших коллег. Ещё двое пополнили ряды сотрудников ветеринарной клиники.
Есть в школе и свои «звёздочки». Девятиклассница Вика Дунаева в 2018 году со своим проектом заняла первое место на всероссийской конференции, посвящённой сельскому хозяйству. В течение трёх лет школьница выращивала картофель из семечек, в итоге получила новый сорт — отличный по вкусовым качествам. Викин ровесник Илья Ильющенко недавно защитил проект по кролиководству, основанный на личном опыте.
— Первого кролика я купил пять лет назад, — рассказывает 16-летний Илья. — С тех пор развожу их на мясо. В один год было 70 особей, но на зиму я оставляю лишь самца и самку, которые потом снова дают приплод. Кроликов содержать выгодно, и я планирую основать целую ферму.
Есть ли будущее у молодёжи?
Задача школы в Оёке — показать новую, передовую сторону сельского хозяйства. К тому, что было раньше, добавилось много нового, экспериментального. Со своим опытом школьники теперь выступают на образовательных площадках — выставках в Сибэкспоцентре, сельскохозяйственных агропромышленных неделях, научно-практических конференциях. К ним на уроки приезжают представители различных АПК, рассказывают о современном производстве, организуют экскурсии. Заключаются договоры о международном сотрудничестве.
— Так дети понимают, что сельское хозяйство — это не только грязь, вёдра и резиновые сапоги, — говорит Ольга Тертышная. — И они готовы возвращаться на родную землю Теперь дело за государством. Молодёжи нужны дороги, жильё, детские сады. Будет это — будет и будущее у нашей страны.