«Каждый человек обязан знать свою родословную»

Обращение Совета старейшин эхиритов и булагатов

В 1999 году на территории Эхирит-Булагатского района было создано шаманское объединение бурят Прибайкалья. Первым председателем объединения шаманов Прибайкалья был избран Виталий Борисович Павлов, затем председателями объединения шаманов Прибайкалья избирались Леонид Иосифович Степанов, Игорь Петрович Олзоев, Борис Николаевич Хунгеев. В 2018 году председателем объединения прибайкальских шаманов был избран Виктор Буентуевич Мотошкин.

В том же, 1999 году было создано шаманское объединение «Сахилгаан», в которое вошли эхириты и булагаты. Первым председателем «Сахилгаана» советом шаманов был избран Станислав Николаевич Сорокин. Когда был жив шаман дядя Маха, под председательством Семена Сергеевича Бубаева шаманский центр и «Сахилгаан» работали полноценно, все шаманы совета прислушивались к старейшинам и друг другу, вместе определяли стратегию своей деятельности, решали, какие обряды, тайлаганы проводить. В последние годы, и это ни для кого не секрет, шаманское объединение Прибайкалья и шаманский центр в поселке Усть-Ордынском, кстати построенный на пожертвования жителей регионов Сибири и спонсоров, практически бездействуют.

В связи с этим в 2017 году был создан Совет старейшин эхиритов и булагатов и людей неравнодушных к судьбе нашего народа. В него вошли:

1. Батанов Леонид Алексеевич

2. Обшолов Андрей Обогоевич

3. Степанов Леонид Иосифович

4. Болохоев Сергей Борисович

5. Боролдоев Борис Ильич

6. Баршуев Валерий Васильевич

7. Хамаганов Владимир Кондратьевич

8. Синдыхеев Валерий Геннадьевич

9. Цыбенов Владимир Гончакович

10. Баинова Татьяна Алексеевна

11. Мухтанов Геннадий Архипович

12. Бубаев Юрий Николаевич

Также причиной создания данного Совета старейшин послужило то, что на территории Эхирит-Булагатского района, Иркутской области и Сибири появилось много шаманских объединений, различных течений шаманизма, из-за чего многие потомки эхиритов и булагатов, которые издревле поклонялись своим богам, предкам, природе (земле, воде, небу), запутались и устали от предложений услуг различных шаманов.

Члены совета подчеркивают, что не против деятельности других шаманов, шаманских объединений, но считают, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Потомки местных бурятских родов — это потомки Буха ноен бабай, Эшэгэ ехэ тоодэй заянай ехэ тоодэй (бабушка). Нужно помнить и об Ухэр манхай удэгэ буленэй — священном месте поклонения потомков эхиритов и булагатов, это наше наследие. Каждый человек обязан знать свою родословную, своих предков, почитать их. Ведь без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. Не малозначимый момент, о котором также нужно помнить, — это то, что обряды должны совершаться обязательно избранным человеком, у кого есть доступ к совершению тех или иных обрядов.

Советом старейшин эхиритов и булагатов в 2017 году было проведено три обряда: ээхэн бабайда, шубу ноедто, ердын тоодэдэ. После проведения обряда жертвоприношения, который проводится 1 раз в 10 лет, три года подряд проводится обряд сасляран угнэбди (молоком, тарасуном). В 2018 году прошли обряды саслин угобди: хан хатан (хозяину Иркутска), ама саган хатан (хозяину Ангары), ээхэн бабайда, шубу ноедто, ердын тоодэй.

В 2019 году будут проведены следующие обряды:

1. Ухэрманхай, удэгэ булеэнэй, ардайн арбан, таймин табан. Этот обряд будет проводиться 2 июня.

2. Буха ноен бабай, эшэгэ ехэ тоодэй — 9 июня.

3. Ээхэн бабайда хан хута шубун ноед, янсаг бабай далайн эжэн (хозяин Байкала), уhанай ехэ тоодэй абай саган хатан (хозяйке подводного мира) — 13 июня.

4. 14—15 июня 2019 года будут проводиться Ёрдынские игры. Чтобы данный праздник прошел хорошо, будет проводиться молебен (поклонение) Ердын ехэ тоодэдэ 10—12 июня.

Все желающие принять участие в обрядах могут сдать по 400 рублей (по 100 рублей на каждый обряд за семью) в шаманском центре поселка Усть-Ордынского (юрта) посписочно.

Этими обрядами мы будем просить дождя, чтобы реки озера наполнялись водой и рыбой, чтобы источники и ключи зажурчали, чтобы домашний скот увеличивался, чтобы дети и внуки жили хорошо, процветали. Эти молебны также влияют положительно на рождение детей, внуков, правнуков, успехи в работе.

Обязательное условие — все обряды и жертвоприношения должны выполняться в соответствии со всеми традициям и требованиями, которые были завещаны нам нашими предками. Неправильное совершение обрядов, жертвоприношений приводит к отрицательному результату. Поэтому все обряды будут проводить шаманы, в порядочности которых уверены члены Совета старейшин.

Совет старейшин Эхирит-Булагатского района