Кардинальная смена цвета

Бело-синяя «Байкал-Энергия» станет оранжевой
Иркутск, стадион «Рекорд», 26 марта, «Байкал-Энергия» — «Уральский трубник». В этот день иркутская команда в последний раз вышла на поле в своих традиционных бело-синих цветах. Следующие официальные матчи пройдут в сентябре в рамках Кубка России, и новая форма будет уже соответствовать цветам спонсора, но как она будет выглядеть — пока окончательное решение не принято. Когда этот номер «Пятницы» сдавался в печать, стало известно, что правление компании-спонсора все же допустило синий цвет в форме — в написании слова «Байкал»
Иркутск, стадион «Рекорд», 26 марта, «Байкал-Энергия» — «Уральский трубник». В этот день иркутская команда в последний раз вышла на поле в своих традиционных бело-синих цветах. Следующие официальные матчи пройдут в сентябре в рамках Кубка России, и новая форма будет уже соответствовать цветам спонсора, но как она будет выглядеть — пока окончательное решение не принято. Когда этот номер «Пятницы» сдавался в печать, стало известно, что правление компании-спонсора все же допустило синий цвет в форме — в написании слова «Байкал»

Это один из эскизов будущей формы хоккейной команды «Байкал-Энергия», разработанный в соответствии с корпоративными цветами спонсора клуба — компании En+ Group
Это один из эскизов будущей формы хоккейной команды «Байкал-Энергия», разработанный в соответствии с корпоративными цветами спонсора клуба — компании En+ Group

Новость, которая всколыхнула болельщиков иркутской «Байкал-Энергии» в межсезонье: наш хоккейная команда меняет цвета! Если раньше хоккеистов называли бело-синими, то сейчас они будут бело-оранжево-графитовыми: таковы корпоративные цвета спонсора En+ Group. «Как так? — недоумевают болельщики. — Ведь озеро Байкал синее!» Спонсоры в свою очередь недоумевают, что за ультиматумы выдвигают болельщики: «Если поменяют цвета, то мы не будем ходить»! Вам команда важна или форма?

Если широкой общественности этот шум почти не был слышен, то в болельщицких группах в соцсетях творилось нечто невообразимое. Одни призывали бойкотировать игры в случае смены цветов, другие просили не делать этого, третьи называли их предателями, требуя держаться до последнего и на новые цвета не соглашаться. И вот спонсоры, услышав этот шум, предложили болельщикам диалог. На встрече присутствовали: Михаил Хардиков, генеральный директор ЕвроСибЭнерго (входит в En+ Group), руководство «Байкал-Энергии», а также болельщики и пресса.

Директор клуба «Байкал-Энергия» Василий Донских начал издалека — с того времени, когда в 1947 году в Иркутске зародился хоккей с мячом, команда называлась «Локомотив». У той команды тоже была своя культура, свои воспоминания. А вот своих исторических цветов как-то не было, вспоминает Василий Донских:

— Нам выдавали форму по разнарядке в спорткомитете. Были и желтые цвета, и белые, и черные. Даже пару лет мы, помнится, играли в старой форме сборной страны: вот здесь, на груди, была надпись «СССР», мы ее заклеивали.

В 90-е в Иркутск пришла команда «Сибскана», и бело-зеленое безумие захватило всех. Поэтому болельщики были просто ошарашены, когда в 2004 году вместо всенародной «Сибсканы» к нам пришла бело-синяя «Байкал-Энергия». Помнится, тогда многие болельщики молча голосовали против, продолжая носить старые бело-зеленые шарфы. Но никакой войны друг другу никто не объявлял: клуб ровно воспринимал это, а болельщики спустя год-два все же перешли на бело-синие цвета. И «Байкал-Энергия» заслужила свое право на любовь, написав свою историю. Но вот теперь она уходит в прошлое, и нас ждет новый этап.

Понятно, что болельщики, которых лишают любимых цветов, возмущены и негодуют. Алексей Стахов, предводитель фанатского сектора «Шизабарики» (те самые, с барабанами), считает:

— Для нас бело-синие цвета — это символ клуба. Мы считаем неприемлемой смену цветов! Обновление — это хорошо, но оставьте нам, пожалуйста, наши цвета. Болельщиков и так мало, а сейчас еще многие перестанут ходить. Все знают: футбольный «Спартак» — это красно-белый, и цвета ведь не меняются, какие бы ни приходили спонсоры. Потому что цвет — это символ «Спартака»!

Вопрос: почему именно сейчас? Что за экстренная необходимость назрела в смене цветов, недоумевают болельщики. Ведь спонсор не менялся. Но вернемся назад: в 2018 году Иркутскэнерго становится частью En+ Group. Болельщики сильно переживали: а сохранит ли новый собственник финансирование? Переживали зря: финансирование сохранили в прежнем объеме и обещают постепенно увеличивать. А вот начет смены цветов… Оказалось, что тогда просто не стали спешить:

— Сейчас межсезонье, и когда еще менять? Не в декабре же, — говорит Михаил Хардиков. — У спонсора есть цвета и есть пожелание — в новый сезон прийти в новой форме, которая соответствует корпоративным цветам. Но мы отдаем себе отчет, что должны обсудить это с болельщиками. У нас нет задачи играть при пустых трибунах.

Теперь кратко о том, что предлагают. Цвета спонсора — это оранжевый, белый и графитовый, который подразумевает разные оттенки, от светло-серого до почти черного. На экране и на бумаге эскизы смотрятся не очень ярко, но специалисты говорят: на ткани графитовый цвет смотрится отлично, играет и переливается! По регламенту у команды должно быть два комплекта формы: темная — чтобы играть дома, и светлая, гостевая. Было сразу несколько предложений — совместить это с синим цветом, сохранить кусочек Байкала.

— Наверное, с годами сложно что-то менять… — задумчиво сказал заслуженный артист России, лучший хоккейный комментатор Яков Воронов. — Для меня, человека, который 64 года на Байкале живет, с трудом воспринимается серый или черный Байкал. И вот мы придем на стадион, форма новая — графит, красиво! А на трибунах сидят болельщики в бело-синем! Они же не переоденутся сразу. А если будут в форме какие-то переходы, от синего к новым цветам, то болельщики, наверное, с большим удовольствием приобретут эту форму. Можно же найти консенсус?

— Мы его здесь и ищем, — напомнил Михаил Хардиков. — Понятно, что все сразу не переоденутся. И мы готовы болельщикам в первые года два сделать кучу интересных предложений, чтобы им было удобнее новую форму приобрести, давать им скидки.

Да, на самом деле болельщики годами обзаводились шарфами, шапками, жилетами, флагами и так далее с бело-синей символикой. А теперь покупать все заново? Но в этом тоже есть свое зерно. Заграничные клубы иногда, когда им трудно, специально делают ребрендинг: болельщики купят все новое, и клуб сможет подзаработать. Болельщик Иван Пономарев сказал:

— Мне кажется, надо это делать постепенно. А то в следующем сезоне будет ходить еще меньше болельщиков.

Но Михаил Хардиков уже услышал в этом нечто похожее на шантаж:

— Вот скажите: болельщики все-таки ходят на команду или на цвета? Я уже не первый раз слышу: «Если вы так сделаете, то нас будет ходить в два раза меньше». Но это неконструктивный разговор. В Иркутской области работает много крупного бизнеса. Но как-то не видно желающих вкладывать 200 миллионов в год на полное содержание команды. Поэтому у меня предложение: давайте не будем общаться ультимативно: «А мы не станем ходить»! Это как «назло маме отморожу уши».

— Все правильно, что белый и синий — это исторические цвета, — вставил президент клуба Виктор Захаров, — надо как-то совместить!

Оставить синий частично предложил и главный тренер «Байкал-Энергии» Андрей Рушкин. Хотя бы для первого года!

— К сожалению, в корпоративных цветах спонсора синего нет, — подвел итог Михаил Хардиков, — это я вам говорю прямо. И если вы говорите, что без синего вот прямо никак, то мы готовы внутри компании провести еще одну рабочую встречу. Но честно говорю: нам бы очень хотелось, чтобы на форме были только корпоративные цвета.

— У нас ведь много талантливых людей в Иркутске, — предложил журналист Сергей Бондаренко. — Если мы выложим варианты цветов и предложим болельщикам самим создать какие-то варианты, более удачные?

— Мы готовы! — согласился Михаил Хардиков. — Только не хотелось бы, чтобы этот конкурс длился вечно. Команде скоро уже играть. Давайте распространим об этом информацию, мы ее выложим на сайте клуба.

Вот еще что хотелось бы сказать в качестве итогов. Такое ощущение, что мы не туда расходуем энергию. Столь болезненная реакция болельщиков и их ультиматумы, обещания не ходить — возможно, это следствие разлада в самом хоккее с мячом. Если бы все вместе — и команда, и болельщики — были активно заняты продвижением вида спорта, то у них не оставалось бы времени на распри между собой. Как правильно сказал один болельщик на встрече: «На самом деле нам важна сама игра! Чтобы не было таких матчей, как в прошлом сезоне, поражений со счетом 1:17 или как в матче за третье место. Самое главное — самоотдача: играйте в хоккей, бейтесь! И тогда уже, наверное, будут менее болезненно восприниматься такие вещи, как смена цветов формы».

В общем, менять надо сам подход. Надо учиться быть интересными, привлекать болельщиков, прессу. Чтобы хотелось ходить не только на победы, но и вообще на КОМАНДУ. Чтобы мы были как раньше — одна семья. И еще. Мы не о том сейчас переживаем. Да, иркутянам повезло, у иркутской команды есть генеральный спонсор. С 2001 года мы живем как за стеклом, лишь со стороны наблюдая гибель других команд. Мы привыкли, что у нас как по волшебству все было, есть и будет. Но так может быть не всегда. Мир меняется, и надо уметь жить в нем. И если команде, чтобы выжить, необходимо сменить цвета, то мы должны быть готовы пойти на это. И желательно без войн.