Капитан и Ледокол (от 21 февраля 2020)

Мы продолжаем публикацию повести известного иркутского краеведа Станислава Гольдфарба (начало в № 48—50 за 2019 год, № 1—5 за 2020 год)
7 февраля исполнилось 100 лет, как в Иркутске был убит ученый, полярный исследователь, флотоводец, участник Русско-японской и Великой (Первой мировой) войн, Верховный Правитель России адмирал флота Российского Александр Васильевич Колчак. Мало кто знает, что у него был грандиозный план соединения основных рек Сибири в единую водную транспортную систему с выходом в Ледовитый океан, и дальше в Атлантическую Европу и Тихоокеанскую Азию. В Иркутске предполагалось строительство морского порта, что дало бы возможность создания речно-морского пути от Монголии и Китая до атлантических стран Европы и тихоокеанских стран Азии и Америки
7 февраля исполнилось 100 лет, как в Иркутске был убит ученый, полярный исследователь, флотоводец, участник Русско-японской и Великой (Первой мировой) войн, Верховный Правитель России адмирал флота Российского Александр Васильевич Колчак. Мало кто знает, что у него был грандиозный план соединения основных рек Сибири в единую водную транспортную систему с выходом в Ледовитый океан, и дальше в Атлантическую Европу и Тихоокеанскую Азию. В Иркутске предполагалось строительство морского порта, что дало бы возможность создания речно-морского пути от Монголии и Китая до атлантических стран Европы и тихоокеанских стран Азии и Америки

Станислав Гольдфарб — доктор исторических наук, заведующий кафедрой массовых коммуникаций и мультимедиа Иркутского госуниверситета, краевед, автор монографий и научно-популярных книг. «Путешествуя по Байкалу, работая в архивах и библиотеках, обнаружил я хоть и известный, но плохо прописанный в истории сюжет со строительством во время Русско-японской войны 1904-1905-х гг. на Байкале самой настоящей ледовой железнодорожной магистрали с путями, разъездами, паровозами, вагонами, водокачками и прочим железнодорожным хозяйством. Эта странная и, пожалуй, единственная в таких масштабах дорога привела к появлению целого городка, который возник на льду. Так появились госпиталя для раненых, теплые бараки для ожидающих переправу, столовые, рестораны, склады и ремонтные мастерские: Иркутск и Байкал стали важнейшими тыловыми точками воюющей страны… Все это и многое другое перемешалось и в итоге сложилось в эту историко-приключенческую повесть. Здесь много документального, но и выдуманного достаточно», — рассказывает Станислав Иосифович историю рождения повести «Капитан и Ледокол».

Продолжение. Капитан и Ледокол (от 14 февраля 2020).

Глава 6

Капитан. Превратности судьбы

Не моего, конечно, это ума дело, но я все думаю о превратностях судьбы. Вот, скажем, моя история и Ледокола. Могла бы она сложиться иначе? Предположим, не было бы в Гражданскую здесь ни чехов, ни венгров-интернационалистов, ни американцев с японцами. Они же постоянно в ход моей истории вмешивались, подправляли ее, корежили. А потом вопили — Россия не прислушивается к мировому сообществу. Дай им волю — раздербанят в два счета. Интересно, кому Байкал достанется? Нет, вы на карту поглядите, где Сибирь, а где подданные Австро-Венгерской империи должны были быть!

Нам своих спасителей Отечества не хватило в Гражданскую, мы в нашу тайгу иностранцев привезли. Вот как мы воевали на Байкале? С одной стороны, чехи палили, им с палубы ледокола (тоже мне, крейсер нашли) венгры-интернационалисты отвечали... А все восторгались, наши братья, наши сестры, интернационал! И вот я думаю: в чужих краях им легко было по сторонам постреливать — не свое ведь, не родное, не жалко. Сидели бы по домам, свои огороды пахали! Может быть, и на нас им времени не хватило бы, все ж делом занимались бы. Так нет, поперлись на край света. Чего они здесь не видали, и зачем Сибири было на них глазеть?!

Да что там Сибирь! Те же чехи в истории России пусть и не глубоко, но отметились несколькими историями. О первой я читал в газетах. В августе 1912 года на Сенатскую площадь вышли 250 учениц из двенадцати гимназий и школ. На всех были одинаковые платья с белыми передниками, вязаные белые шапочки, в руках — трехцветные кокарды.

Несложные физкультурные упражнения демонстрировались для государя императора Николая II — это были сокольские упражнения. Сокольская гимнастика после нескольких лет неприятия стала активно внедряться в российские школы и армию. Сокольское движение было создано чехом Мирославом Тыршем.

Ох, как странно и сложно порой история петляет, а ее зигзаги и «до» и «после» так трудно поддаются осмыслению.

Сокольская гимнастика была одним из следствий лозунга премьер-министра П.А.Столыпина — «революции отпор, стране реформы». С 1907 года сокольское движение, или, как его кратко называли, «сокольство», стало объявляться не как исконно чешская система (физическая в том числе) и, как считалось, антиавстрийская, а как одно из движений в противовес многоликому революционному движению. Столыпин принял чешское «сокольство», потом его сын, и понеслось по всей Российской империи.

К началу войны в России действовало почти 400 учебных заведений с сокольской программой.

Петра Аркадьевича понять можно — панславизм сокольского движения ему пришелся по душе. Теперь истории времен революции 1917 года. Чехи так или иначе оказались причастны к исчезновению золота Колчака — российского золотого запаса. Железнодорожный путь, по которому поезд с золотом выехал из Омска в Иркутск, контролировалcя именно белочехами. Поезд адмирала был задержан в Нижнеудинске именно чехами по решению военных представителей Франции, Англии, Японии, США и Чехословацкого корпуса. И именно чехи сдали Колчака и председателя Совета министров Пепеляева большевикам.

С легкой руки белочехов золотой запас России стал предметом торгов, заговоров, авантюр. Американцы, узнав о золотых вагонах, развили бешенную деятельность. Госсекретарь США Лансинг писал американскому консулу Дженкинсу: «Вашингтон, 3 сентября 1919 г. ...Относительно золота, находящегося под контролем Колчака, Госдепартамент хотел бы получить от Вас информацию, во-первых, согласится ли Колчак при определенных обстоятельствах на то, чтобы перевезти золото и поместить его в здании американской миссии в Пекине или в каком-либо другом месте при условии, что правительство США, ручаясь своей честью и репутацией, даст гарантию, что золото в целости и сохранности будет возвращено тому правительству, которое окажется преемником Омского и которое создаст в будущем стабильную политическую систему на всей территории России. Местонахождение этого золота является источником серьезной озабоченности правительства США, так как оно полагает, что с золотом связана возможность влиять на развитие событий в России, и, приняв на себя ответственность за судьбу золота, правительство США окажет бескорыстную помощь русскому народу».

Мягко стелили союзники из США. Это все понимали. Колчак золото отдавать не хотел по многим причинам. Уж не поэтому ли чехи так спокойно сдали его большевикам? 3 января 1920 года они взяли золотой эшелон под свою охрану.

...По пути следования золотого эшелона золото воровали...

Я хорошо помню, что творили колчаковцы и белочехи в Сибири. В восемнадцатом мне исполнилось двадцать три. Я поступил на службу на ледокол «Ангара». Колчаковцы хотя бы были свои, доморощенные. От них, пожалуй, можно было стерпеть обиду. Это как в драке. Наверное, в итоге устал бы народец стрелять друг в друга, поди замирились бы. А иностранцы?

Вначале чехи предали своих — в австро-венгерском отечестве их ждал неминуемый суд. Будучи пленными Первой мировой войны, они быстро сообразили, что спастись им может помочь Колчак, и они вступили в его армию многотысячным корпусом.

Они были сильны числом. Их страх перед своей родиной заставлял держаться друг за друга. Колчак думал, что он приобрел хороших солдат, но на самом деле лишь увеличил число сибиряков, ненавидящих его за бесконечные поборы и реквизиции. Как только брался населенный пункт, белочехи устремлялись к казенным складам и вычищали их до последнего. Они считали все украденное военной добычей.

Рассказывали, что их склады, которые они, кстати говоря, «тащили» за собой по мере движения на восток, просто ломились от содержимого. Там были обувь и обмундирование, сукно и продовольствие, медикаменты. Все, что попадало под руку — от лошадей и подков до машин, объявлялось ими собственностью. Даже учебная лаборатория Пермского университета была реквизирована именно чехами!

Награбленное составляло сотни миллионов золотых рублей и значительно превысило контрибуцию, которую в свое время наложила Пруссия на Францию. Свыше 12 тысяч вагонов было захвачено ими. И это они, белочехи, вместе с колчаковцами расстреляли первенца ледокольного флота России — паром-ледокол «Байкал». «Чешское» аукалось еще долго, и не только в Сибири. Жил в Москве знаменитый академик Н.Н.Лузин. Этого математика знал весь мир. Однажды, июньским днем, он присутствовал на выпускных экзаменах в одной из школ столицы. А после академик в газете «Известия» опубликовал заметку, в которой удивлялся отличным знаниям школьников. Следом в газете «Правда» появилась статья Эрнста Кольмана, чешского интернационалиста, который оказался в России в период Первой мировой войны. Лузина, великого математика, обвинили во всех смертных грехах, в формализме, затушевывании сложной обстановки, восхвалении действующей образовательной системы. Полным ходом шла подготовка к расправе над ученым. К счастью, все завершилось процессами в научной среде, «воспитанием» Лузина. Но Россия чуть было не потеряла великого ученого благодаря чеху-интернационалисту.

Капитан сильно рассердился на братьев-славян. То польская шляхта Москву сжигала и помогала смуте в государстве, то чешские солдаты оказались в самом эпицентре предательств и проблем ослабленной друзьями России, чуть ли не главной силой ее будущего....

То болгары, за которых в сражениях с турками русские молодцы клали головы, оказались в стане врагов и поддержали Гитлера (об этом Капитану еще предстоит узнать). И чего он уже не узнает, так это об историях братской измены через много-много лет.

Ледокол. Поехали!

Каждый раз, когда я иду вдоль Кругобайкальской железной дороги, обязательно подаю сигнал этой, как любил говорить Капитан, «Золотой пряжке» Транссиба. Почему он называл ее так, понятно. Именно здесь, на станции Маритуй, должно было случиться соединение участков, и тогда Россия получала непрерывный путь от Москвы до Владивостока. Строили днем и ночью, а начали незадолго до моего рождения. Все понимали, случись война с Японией — без этой дороги переброска грузов будет крайне затруднена. Каждая верста Кругобайкалки становилась в буквальном смысле золотой. Капитан как-то обронил, что стоимость здешней версты обходится казне в 219 777 рублей, а та же верста екатеринбурго-челябинская вытягивала всего 29 046! Всего же на «Золотую пряжку» надо было потратить 63 625 745 рублей! Но сравнить Кругобайкальский отрезок Транссиба не с чем! На 244 версты пришлось 19 тоннелей, на всем протяжении ее подпорные стенки на цементе, 189 мостов, 10 каменных труб и много чего другого.

Как она красива и основательна! Строители разрезали скалы, острые и крутые мысы, пересекали реки Култушную, Снежную, Переемную. Я обязательно давал десять протяжных гудков по числу станций, которые построили на Кругобайкальской. Вы только вслушайтесь в их красивые и звучные имена: Баранчик, Пеленкина, Крутая Губа, Култук, Утулик, Мурина, Танхой, Переемная, Мишиха, Мысовая.

У последней Кругобайкальская соединялась с линией Мысовая — Сретенск.

Идешь вдоль дороги — строители обязательно выйдут на насыпь или со створа тоннеля, чтобы помахать мне: дескать, в добрый путь, «Ангара». И если внимательно приглядеться, какого люда там только не было: ссыльнокаторжные, которым снижали сроки наказания за хорошее поведение и работу, бородатые здоровые мужики из прибайкальских сел и деревень, в форменной одежде инженеры, иностранцы: итальянцы и албанцы, знаменитые своим умением строить тоннели, выкладывать их особым образом...

Я всегда гордился тем, что они обращают внимание на меня, и удивлялся их смелости — ведь строили практически в неприступной местности. Обрывы нависали над водой, ветры сдували порой людей и инструменты в обрывы, землетрясения, ледоставы....

Капитан сказал — это уникальное инженерное сооружение. В мире таких не найдешь! А пока Кругобайкальская строилась, грузы и люди перевозились на восточный берег Байкала на лошадях, на ледоколах и по ледяной железной дороге, которую князь Хилков, министр путей сообщения, придумал построить прямо на льду Байкала. На 17 февраля было назначено пустить по «ледянке» первые железнодорожные вагоны. А 7 февраля решили опробовать путь в «неторжественной обстановке». С самого утра князь Хилков был на ногах — он руководил отправкой войск гужом, следил за их высадкой из вагонов и погрузкой на подводы.

Эта публикация — газетный вариант повести «Капитан и Ледокол». Продолжение — в следующем номере еженедельника «Пятница».