Капитализм и патриотизм

Виталий Иванович Черошников, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 50 лет.
Виталий Иванович Черошников, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 50 лет.

В нашем современном капиталистическом мире в искусстве превалирует массовая культура – сплошные шоу с низкопробными текстами, на телевидении очень талантливая полиция и бандиты палят друг в друга. Сплошное насилие. Русский язык, как устный, так и письменный, опущен ниже плинтуса. Русские слова заменяют иностранными. Обратите внимание: основная масса молодых, взрослых и детей поверхностно знакомы с русской народной сказкой, в которой раскрывается жизнь и быт наших предков, их народная мудрость. И о каких патриотических чувствах могут говорить высокопоставленные чиновники, когда их дети обучаются за пределами России? 

Честно скажу, Собчак мне не нравится, но как она прокатила «патриота» полковника Баранца, корреспондента газеты «Комсомольская правда», когда тот говорил о высоких патриотических чувствах.

– А что же ваш внук учится в Майами, а не в России? – язвительно спросила она.

Тот и ответить ничего не смог.

Куда уж тут до патриотических чувств, когда дети высокопоставленных чиновников, обучающиеся за пределами России, бегут от коронавируса из Америки в Россию.

Но, как бы ни складывалась ситуация, мы – педагоги дополнительного образования – обязаны формировать патриотические чувства у своих воспитанников.

В советскую эпоху уровень подготовки школьников был гораздо выше. При знакомстве с русской классической литературой уделялось большое внимание написанию сочинений, тем самым формировалась грамотная письменная речь.

Теперь о воспитательной стороне воздействия на школьника. Почти в каждой школе были театральные кружки. Да и не только театральные: звучали оркестры русских народных инструментов, эстрадные ансамбли.

Когда я учился в послевоенное время в средней школе № 15 имени Горького, занимались гитаристы (репертуар исполнителей был очень высок), ансамбль скрипачей (11 юных музыкантов и все – парни), инструментальный квартет: гармошка, гитара, мандолина, контрабас (на всех танцах звучала живая музыка).

Мы запоем читали произведения Жюля Верна, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Паустовского, Грина, Мамина-Сибиряка, Пришвина и многих других классиков. Особенно популярны были книги о Великой Отечественной войне и исторические. Многие ребята поступали в военные училища (конкурс был громадным).

Поколение нашей поры было грамотным, читающим, разбирающимся и понимающим русскую народную музыку, а также джазовую, эстрадную и симфоническую. Это благодатное время, когда культурологический уровень советского народа был очень высок. И эти культурологические знания помогали человеку быть не ремесленником, а творцом в любой профессии.

А теперь о сегодняшнем дне. Несколько лет назад в газете «Ступеньки» был опубликован исследовательский материал студентов Иркутского регионального педагогического колледжа.

В одной из школ предместья Марата они провели опрос, в котором участвовали 112 учеников начальной школы. Более 90% назвали любимыми героями персонажей американских мультяшек и затруднились назвать наших героев.

Я в то время знакомил второклашек школы № 6 г.Иркутска с русской народной сказкой и решил проверить, а что скажут о сказке первомайские детишки.

Захожу в класс, а дети незнакомые. Поздоровался, назвал себя.

– Не удивляйтесь, Виталий Иванович, – обращаются ко мне, – ваш класс домой отпустили, так как учитель укатила на конкурс, поэтому мы с вами будем заниматься.

– Прекрасно! – отвечаю, – какой у вас предмет по расписанию?

– Чтение, – отвечают.

– А не слабо поговорить о сказке?

Ребятишки согласились. Вспомнили «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Репка», о Иване-царевиче и сером волке и другие. Представляете, как я был рад тому, что названы русские народные сказки. Поинтересовался, нравятся ли американские мультяшки. Только две девочки подняли руку. Остальные малыши заверили меня, что наши мультики лучше.

Попросил назвать героев из нашей жизни. Назвали. Особенно порадовал ответ Егора:

– Разрешите, Виталий Иванович, назвать реального героя. Это Георгий Константинович Жуков, Маршал Советского Союза!

– Какой ты умный! – восхищаюсь.

А дети отвечают, что он не умный, а троечник.

– Ну и что?! – отвечаю, – зато Егор – патриот, любящий Родину.

Поинтересовался, почему мальчик назвал Жукова.

– Мой прадед был военным, мой дед был военным, мой отец – военный, и я тоже буду военным. Я очень много книг читаю о войне и многое знаю о великих сражениях русской армии,–- гордо и с достоинством сказал он.

И я уверен, что мальчонка поступит в военное училище и будет учиться на отлично. Станет талантливым офицером и приумножит традиции русского боевого искусства.

И пока в России есть такие замечательные ребята, будет жива Россия.

По поводу современной жизни очень хорошо сказал настоятель Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев:

– К сожалению, в современном обществе, где обычным делом является культивирование жестокости и ненависти по отношению к другому, поощряется борьба за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ. Церковь же проповедует словом и проявляет на деле свою веру и убеждённость в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью.

Вам не кажется, что проповедники по духовности ближе к нам, нежели олигархи и чиновники?!

Мы – педагоги дополнительного образования, как и священники, формируем и направляем в нужное русло души наших воспитанников.

К сожалению, современная школа занята только учебным процессом.

Вот только один пример, но он говорит о многом. Если десяток лет назад я выдавал юнкорам справки в школу, что они присутствуют на встрече с известными журналистами, писателями и т.д., то проблем не было. Сейчас на первом месте учёба. И какая уж там встреча. Родители не отпускают, дети боятся пропускать занятия.

Невольно вспоминаешь строки известного иркутского поэта Владимира Седых из стихотворения «ЕГЭ».

И опять же пример из далёкого советского прошлого. Учился тогда в 10 классе престижной иркутской школы № 15 имени Максима Горького. Вызывает меня на беседу директор Аркадий Петрович Ионушас. Говорит:

– Виталий, на носу выборы. Необходимо подготовить концертную программу для избирателей. Тебе двух недель хватит? Собери ребят.

Аркадий Петрович вызывает предметников, ведущих у нас уроки, и говорит учителям:

– Этих ребят на занятиях не будет две недели. Они будут заняты серьёзным и нужным делом – готовят программу концертную для избирателей.

И мы в актовом зале школы репетировали номера программы с утра до вечера.

Разве сегодня такое возможно?! А раньше школа своих воспитанников освобождала от занятий без проблем. Престиж школы был превыше всего.

Теперь, читатель, вам понятно, с каким скрипом движется воспитательный процесс в современной школе и как сложно в такой ситуации воспитывать патриотов. Мы – педагоги дополнительного образования – формируем у наших воспитанников патриотические чувства к Отчизне, несмотря на сложившиеся трудности. Если нет любви к Родине, нет русской нации.