Камера Верховного правителя
История адмирала и Верховного правителя России закончилась в Иркутске в ночь с 6-го на 7 февраля. Ровно 100 лет назад после 15-дневного содержания в камере расстреляли Александра Васильевича Колчака. В 2006 году на Всероссийском конкурсе Фонда В.Потанина совместный проект СИЗО-1 и областного краеведческого музея — «Могиле моей нет места на земле» — получил грант в размере 15 000 долларов.
И уже в ноябре в Иркутском СИЗО открылась для посещения камера Колчака. Кроме неё в Музее истории Иркутского тюремного замка можно увидеть археологические находки, орудия пыток, казни, документы и даже прочувствовать холод безысходности камер для смертников.
За одной из тяжёлых дверей меня встречает экскурсовод Олег Леонардович Никоноренко, председатель совета ветеранов СИЗО-1. Мужчина несколько лет водит экскурсии в музей истории. К каждой экскурсионной группе у него свой подход — это зависит от интересов.
— Многие любят поспорить о месте расстрела: есть мнение, что произошло это прямо здесь или его вывели на тюремное кладбище, а сами даже не знают, где оно находится, — разводит руками Олег Леонардович. — Я-то знаю, это недалеко, там в 40-х годах на его месте построили четыре деревянных дома-барака. Там люди живут, а под ними семь тысяч человек похоронено. Но Колчака не там убили, а под горой.
На снимках 50-х годов изображены склон, просёлочная дорога, люди, один мужчина показывает рукой в сторону горы. Свидетелей тех событий уже не осталось, и подтвердить их некому, но эта версия одна из наиболее популярных. Согласно постановлению № 27 Иркутского военно-революционного комитета, шесть красноармейцев во главе с Иваном Бурсаком залпом из винтовок выстрелили в Колчака и бывшего председателя Совета министров российского правительства Владимира Пепеляева. Тела погрузили на сани и сбросили в Ангару через прорубь. Опасаясь толп почитателей, действовали по принципу «концы в воду». Есть версии, что тело всё же захоронили монахи, но где — неизвестно.
Последний путь
22-метровый коридор освещён тусклыми фонарями. На стенах — муляжи решётчатых дверей и документальные экспонаты, по краям стоят несколько витрин с макетами: на одном — Александровский централ, на другом — иркутский «Белый лебедь» с колоннами и невероятным крыльцом, к нему ведут полувинтовые лестницы, которых сейчас нет. До того как создали музей, здесь содержали особо опасных преступников, смертников, а затем этапируемых. Выставку от действующих камер отделяет кирпичная кладка, между камерами на ней сделан муляж двухстворчатых ворот.
Посетителей встречает смотритель тюрьмы — нечёсаный мужик, одетый наполовину в моряцкую форму, наполовину — в пехотную; в руках у него звонкое деревенское ботало. Хорошо, что это лишь манекен… Слева от надзирателя находится та самая камера № 5, в которой последние 15 дней жизни провёл Александр Колчак.
Белёная комнатушка 4х8 шагов, небольшое окошко под потолком, которое практически не пропускает света, нары, ведро, скамья, бадья и умывальник на стене над ней… Рядом с окном в задумчивой позе стоит восковой Колчак. Фигуру адмирала изготовили в Санкт-Петербургском музее восковых фигур. Скульптор прорисовал каждую морщинку, использовав натуральные волосы и глазные протезы. В России существуют ещё две скульптуры Колчака, обе находятся в Омске — столице белой России в 20-е годы. Те адмиралы — сильные руководители, волевые, исполненные веры в победу. Иркутский же Колчак — смирившийся со своим поражением и предчувствующий скорую гибель. Правда, только ради романтичного образа манекен не сделали лысым, каким был герой на момент ареста.
В соседней камере размещены награды, документы, письма и фотографии семьи белого адмирала, его соратников и возлюбленной — Анны Тимирёвой. Анна добровольно последовала за ним в тюрьму, сидела в камере на втором этаже. После расстрела Колчака женщина скиталась по лагерям и высылкам, пережила смерть сына. Анна сыграла несколько эпизодических ролей в фильмах. Чувства Колчака и Тимирёвой на грани жизни и смерти прекрасно показали в фильме «АдмиралЪ» и спектакле музыкального театра имени Н.М.Загурского «Анна и адмирал. История любви».