
Каких ждать перемен?
В Иркутске идут обсуждения изменений в Генеральном плане города
Всю минувшую неделю в Иркутске проходили публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план города. Чтобы как можно больше горожан смогли принять участие в обсуждениях, решили провести их на разных площадках в разных районах города — от Ново-Ленино до Солнечного. На одном из обсуждений побывала обозреватель «Пятницы».
В среду, 18 мая, слушания проходили в актовом зале мэрии города. Послушать и задать вопросы пришло человек сорок. Уже хорошо! Во всяком случае, возможность высказаться была предоставлена каждому иркутянину, ведь генеральный план — это, по сути, будущее нашего города, без плана невозможно его развитие.
Генплан представлял главный архитектор города Сергей Александров. Он и пояснил, что этот документ утверждает функциональное назначение территорий: промышленные, жилые, рекреационные, коммунальные и т. д. Также Генплан утверждает транспортные коммуникации и инженерные сети.
Более подробно о сути изменений рассказала представитель отдела строительного проектирования УКСа Иркутска Анна Мельникова. По ее словам, в прошлом году уже проходили публичные слушания, во время которых было много дискуссий. В итоге мэр принял решение о доработке проекта. Анна Мельникова перечислила, что планируется построить в каждом округе.
В Правобережном основная застройка планируется в предместье Марата и Топкинском. В Знаменском и Рабочем предусмотрено размещение многоэтажной застройки на свободной и реконструируемой территории. Также планируется развивать поселки индивидуального жилищного строительства в пади Каштак, Топке, в поселке Славном. Проектом предлагается реабилитация территории бывшей промзоны ИЗТМ. Здесь будут располагаться торгово-развлекательный центр, многоуровневые парковки и прогулочная зона в районе набережной реки Ушаковки.
В Октябрьском округе основные изменения связаны с пробивкой крупных магистралей: ул. Седова — Байкальская (так называемый Байкальский луч), перспективная диагональная магистраль до Маратовской развязки, являющаяся частью скоростного транспортного кольца; пробивка улицы Пискунова до диагональной магистрали в районе Ширямова. Здесь же создается система крупных многоэтажных жилых комплексов по Байкальской и Пискунова.
Значительно изменится район Парковый (в районе Академического моста). Здесь за счет сноса малоэтажного жилья предполагается формирование общегородского центра и урбанизированной многоэтажной застройки. Район Нижней Лисихи также планируется реконструировать за счет выноса с территории промышленных и коммунально-складских объектов. На их месте появится многоэтажная застройка. На территории полуострова Чертугеевского планируется возвести новый микрорайон.
В Свердловском округе предлагается реконструкция жилой застройки с заменой малоэтажной на многоэтажную в районе вокзала, Студгородка, улиц Боткина, Чайковского, Помяловского, в мкр. Майском, Ершовском. Застраиваться будут и свободные территории Академгородка. Развитие Свердловского округа очень тормозят промышленные объекты, например, тот же радиозавод. Согласно Генплану, на этой территории планируется жилая застройка с объектами социально-культурного и бытового назначения.
В Ленинском районе новое жилищное строительство планируется на свободных территориях. Район ждет поэтапная реконструкция с заменой малоэтажной застройки на многоэтажную. На прибрежных и островных территориях рек Ангара и Иркут будет сформирована система благоустроенных природных территорий.
Также речь шла об объектах социального назначения — школах, детских садах, спортивных сооружениях. В Ленинском округе предлагается построить 22 садика и 9 школ, в Свердловском — 23 детских сада и 15 школ, в Октябрьском — 28 садов и 9 школ, в Правобережном — 21 садик и 11 школ. Также в Генплан включены объекты регионального и федерального значения, такие как образовательный комплекс «Умная школа» (Октябрьский район) со школой на 840 мест, детским садом на 182 и объектами спортивного и культурного назначения; клиника-пансионат «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» (Свердловский округ), концертный зал классической музыки на 1200 мест (Правобережный), культурный центр «Глазковский некрополь» (Свердловский).
В Генплане подробно обозначены все существующие и планируемые зоны рекреационного назначения: леса, парки, скверы. Эти направления также планируется развивать. Один из примеров — проект реконструкции набережных протяженностью около 30 км.
Важная составляющая Генплана — транспорт. Предлагается разместить несколько транспортно-пересадочных узлов внешнего (аэропорт, Иркутск-Пассажирский, Иркутск-Сортировочный и Байкальский тракт) и внутригородского значения (Центральный рынок, Курорт «Ангара», сквер Кирова). В Генплане также обозначены этапы строительства скоростного кольца города, Южного и Северо-Западного обходов и строительство моста через Иркут.
Затем каждому присутствующему была дана возможность задать вопрос. Вопросы были самые разные — стратегические и локальные. Например, иркутянка Ирина высказала озабоченность по поводу уменьшения зеленых зон, парков и скверов. Большая группа вопросов касалась изменения функционального назначения территории. Один из присутствовавших — Сергей рассказал, что в районе улиц Сарафановской и Ленской группа энтузиастов планировала создать общественно-культурный центр «Иркутский лес» с дендрарием. Под него даже был получен грант. Однако выяснилось, что эта территория предназначена для жилой застройки. Другой выступавший — сотрудник Иркутскэнерго Олег Владимирович попросил отметить, что территория производственного участка предприятия в Генплане обозначена как зеленая зона, что неправильно. Священник Антон попросил разобраться, каким образом частный жилой дом попал в зону промышленного назначения.
Также были вопросы, связанные с концепцией компактного развития Иркутска. Под этим понимается не расползание города вширь, а более грамотное преобразование уже существующих территорий. Однако это предполагает уплотнение застройки, развитие города ввысь, а многим это не нравится. Действительно, гигантские жилые комплексы выглядят не очень уютно. Но надо понимать, что не все могут себе позволить жить как в Америке, где из-за больших расстояний передвигаться можно только на автомобиле.
Еще один выступающий Сергей Скворцов попросил учесть мнение в отношении прокладывания шестиполосной дороги от Ширямова через центральную часть города, поскольку это станет большой нагрузкой на экологию: выхлопные газы, пыль, грязь. По его словам, лучше провести эту магистраль в обход Иркутска.
В заключение главный архитектор поблагодарил всех, кто пришел и высказался. Слушания продолжаются, и все, кому небезразлично будущее родного города, имеют возможность прийти, ознакомиться с материалами, задать вопросы разработчикам, высказать замечания и предложения.
-
Когда следующие
Слушания по проекту внесения изменений в Генплан города состоятся 20 мая в школе № 50 (микрорайон Топкинский, 42), 23 мая в школе № 42 (ул. Генерала Доватора, 23) и 24 мая в культурно-досуговом центре «Россия» (ул. Севастопольская, 216а) с 16.00 до 17.00.
