Как жулики воруют с наших банковских карт

Аферисты развиваются и придумывают новые изощрённые уловки
Текст: Александра Бабкина , Фото: из открытых источников , Копейка , № 27 от 21 июля 2021 года , #Происшествия

В современном мире в связи с развитием IT-технологий люди уже не могут контролировать утечку своих персональных данных. Когда мы совершаем онлайн-покупки или привязываем свою банковскую карту к социальной сети, даже не задумываемся о своей безопасности. Как правило, хищение данных идёт не из банков, а с интернет-площадок. Все данные наших карт, телефонов и почты проходят при регистрации в различных интернет-ресурсах, сервисах, на онлайн-площадках и в глобальных интернет-магазинах. У мошенников появляется больше возможностей использовать наши персональные данные для различных преступных целей. Аферисты развиваются и придумывают новые изощрённые уловки. О том, как не попасться в «лапы» злоумышленников и сохранить свои деньги, рассказал заместитель начальника МУ МВД России «Иркутское» Герман Братчиков.

В мире современных технологий мошенникам удобно собирать и аккумулировать персональные данные. На уловки аферистов попадаются люди всех возрастов, от 12 до 90 лет, самых разных профессий, но чаще пожилые и доверчивые люди, которые переживают за своих родных. Например, звонит внук и говорит, что срочно нужны деньги, но не может сейчас разговаривать, затем перезванивает якобы полицейский и стальным голосом объясняет, какие жертвы произошли и сколько нужно перевести денег.

Чтобы украсть деньги, мошенники используют имеющиеся базы данных либо набирают номер телефона наугад. Сегодня мошенники осваивают такую схему, как подмена номера, когда преступник звонит с номера полиции. Для этого используются специальные приложения, которые позволяют заменить не только телефонный номер, но даже голос.

Аферисты звонят с идентичного номера полиции и представляются сотрудниками  МВД, называя фамилии руководителей. Далее предлагают человеку «поиграть в детектив», уверяя, что на его имя неизвестные оформили кредит в одном из банков. Затем просят жертву помочь им, чтобы спасти его деньги и задержать преступника.

Самым распространённым видом мошенничества с использованием IT-технологий является звонок афериста якобы от лица «сотрудника» отдела безопасности банка. Зло-умышленник сообщает, что на карте клиента замечены подозрительные действия и неизвестные пытаются со счёта перевести деньги. Затем могут переключить на «сотрудника полиции», который сообщает о попытке перевода денег и просит срочно оформить кредит и перевести их на «безопасный счёт», которого на самом деле не существует. Чтобы спасти свои деньги, жертва верит и выполняет все указания мошенников.

— Если вы чувствуете, что человек не тот, за кого себя выдаёт, положите трубку. В 99 случаях это мошенники. Если якобы звонят из полиции и просят провести какие-то действия с переводами, положите трубку. Это сомнительно, что сотрудник полиции интересуется переводами денег по телефону. Если сомневаетесь, перезвоните сами по настоящему номеру и узнайте, работает ли у них такой сотрудник и можно ли с ним связаться,  или позвоните на номер горячей бесплатной линии своего банка, — поделился заместитель начальника управления полковник внутренней службы Герман Братчиков.

Ещё один популярный вид мошенничества — звонок якобы от знакомого, который рассказывает, что попал в ДТП и ему срочно нужны деньги, чтобы заплатить сотруднику полиции взятку, иначе посадят в тюрьму. Пока человек находится в диалоге с мошенником, есть вероятность, что жертва не сможет уклониться от манипуляций. Аферисты всегда действуют очень напористо и используют различные психологические уловки, например быструю речь, из-за которой человеку не остаётся времени подумать. В результате жертва не замечает, как в ходе разговора передаёт все свои личные данные. При этом преступники запрещают общаться с реальными сотрудниками банков, убеждая нас, что эти люди являются подельниками.

Интернет не имеет границ, поэтому персональные данные могут мигрировать в другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Чаще всего аферисты звонят в выходные дни и во второй половине дня, когда просыпается западный регион России.

За последние полгода в Иркутском районе совершено более 250 преступлений с использованием IT-технологий, а по городу — более 1000. Также были единичные случаи раскрытия подобных преступлений.

Представители банков советуют завести виртуальную или безопасную карту для интернет-расчёта, когда с основной карты можно перевести деньги на дополнительную карту. Банк никогда не будет звонить клиенту и уточнять информацию, которая у него хранится. Также ни один сотрудник службы безопасности не будет звонить клиентам и говорить, что деньги пытаются снять или перевести. В случае поступления подобных звонков немедленно прекратите разговор. Всю информацию по своим счетам вы можете узнать только в отделении банка или по номеру горячей линии, который указан на вашей платёжной карте.

Для борьбы с мошенничеством в этом году в рамках просветительской кампании правоохранительные органы совместно с региональными представителями федеральных банков запустили пропагандистский проект и создали две тысячи учебных банковских карт для повышения финансовой грамотности населения Иркутской области. Карта придумана и изготовлена отделом информационных общественных связей  ГУ МВД России по Иркутской области и сделана из пластика, полностью копируя внешний облик обычной банковской карты.

На карте прописаны правила, которым нужно следовать: например, код безопасности, указанный на обычной банковской карте, позволяет подтвердить онлайн-сделку, но если этот код узнают другие люди, то легко получат доступ к управлению счетами. Никогда нельзя сообщать фамилию и имя своей карты, срок её действия, а также комбинацию цифр, которые приходят по СМС. Для оплаты в сети и перевода денег всегда достаточно номера карты или телефона, к которому она привязана. Если приходит СМС с кодом для оплаты покупки и после этого раздаётся звонок, где «сотрудник банка» просит ему продиктовать полученный код, то можете не сомневаться — это мошенники.

Сотрудники полиции проводят профилактическую работу с населением, раздают листовки в местах массового скопления людей, распространяют по подъездам, на почте и в банковских отделениях. Также злоумышленникам противодействуют администраторы сайтов «Авито», «Юла», «Дром» и других интернет-сервисов, которые создают приложения, где можно ознакомиться с профилактической информацией, чтобы уберечь себя и своих близких от аферистов.