Как выглядит храм кришнаитов в Иркутске и в чём особенности этой религии

Храм кришнаитов находится в посёлке Сергиев Посад
Храм кришнаитов находится в посёлке Сергиев Посад

Иркутское общество сознания Кришны было создано в 90-х, и только спустя 15 лет у него появился свой храм. Мало кто знает, где он находится и как выглядит внутри. Мы привыкли видеть кришнаитов на улице, но ничего не знаем о самой общине и действующих в ней традициях. Журналист и фотограф IRK.ru посетили храм и узнали больше о религии, у которой тысячи последователей по всему миру.

До этой поездки мои знания о кришнаитах ограничивались тем, что видела на улицах Иркутска. Мужчины и женщины в одежде, как в индийских фильмах, ходят по городу и поют: «Харе Кришна». Реагируют на них по-разному: одни улыбаются и смотрят с любопытством, другие критикуют и не понимают: «Работать бы шли, бездельники».

О том, что у общества сознания Кришны в Иркутске есть свой храм, я не задумывалась. Хотя, если людей объединяет общая идея, вера, то должно быть и место, где они собираются. Мы поехали туда со студентами Школы межэтнической журналистики ИГУ, которых во время обучения знакомят с представителями разных конфессий.

Храм кришнаитов находится в посёлке Сергиев Посад. Двухэтажное здание выглядит как обычный загородный дом. На территории чисто и красиво: фонтан, клумбы, фигуры львов. Символ на шпиле, как нам потом объяснили, Сударшана-чакра – главное оружие Кришны, которым он уничтожает пороки человека.

Войдя в здание, мы сняли обувь и верхнюю одежду. В просторном холле стоял аромат благовоний. На стенах висели разные изображения, в витринах стояли книги. Нас встретил Константин, он рассказал об основах философии, которой придерживаются кришнаиты, и про общину в Иркутске.

Вайшнавизм – философско-религиозное учение, в основе которого поклонение Вишну и его воплощениям Кришне и Раме. «Вишну в нашем представлении имя Бога, это и есть сам Господь», – пояснил мужчина.

Одними из базовых основ философии вайшнавизма являются карма и реинкарнация. Те, кто практикуют религиозную жизнь, чётко понимают, что нет ничего случайного, – всё, что происходит, является следствием их прошлых поступков.

– Мы пытаемся менять свою судьбу и мир к лучшему. Стараемся вести себя максимально честно, праведно. Но при этом, если в нашу жизнь приходят проблемы и трудности, относимся к ним терпеливо, принимая как свою судьбу и сохраняя веру в Бога, – объяснил Константин.

Кришнаиты верят, что каждый человек и есть душа. В зависимости от кармы она попадает в тело. Именно этим объясняют различия между людьми, почему одни, например, с детства болеют, а другие вообще не болеют, или к одним легко приходят деньги, а у других, сколько они ни пытаются, но заработать не получается. Причём душа путешествует из одного тела в другое. От поступков, которые она совершает в определённом теле, зависит её будущее.

– В какой-то момент жизни каждый из нас упирается в потолок. Пробить его, основываясь на материальных законах, невозможно, – говорит он. – Улучшить свою жизнь можно, если привнести в неё Бога. Но мы пришли к нему не только поэтому, он нам очень симпатичен.

В поисках жизненных ориентиров Константин читал биографии святых. Его вдохновила чистота, простота и искренность таких личностей. Он понял, что силу им давала любовь в Бога: «За каждым рассветом и закатом они видели невероятный замысел Творца. Во всём замечали его любовь, заботу, он был интересен им как личность, и это вдохновляло их жить».

– Вайшнавизм, как и любая другая религия, несёт в себе одну цель – полюбить Бога. И когда вы идёте по этому пути, ваша жизнь будет очень чистой и честной, – продолжил он.

В материальном мире нет настоящей любви, убеждены кришнаиты. Даже материнская любовь небескорыстна и пропитана эгоизмом, что выражено в привязанности к ребёнку. Вместе с тем, все нуждаются в том, чтобы отдавать и принимать любовь.

В обществе сознания Кришны приняты четыре регулирующих принципа. Кришнаиты не употребляют в пищу мясо, рыбу, яйца. Им запрещено участвовать в финансовых махинациях, мошеннических схемах и азартных играх. Действует запрет на употребление алкоголя и наркотиков, курение, поскольку они оказывают прямое воздействие на сознание человека. Половые отношения у кришнаитов возможны только с законным супругом или супругой.

– Четыре этих принципа позволяют убрать из жизни всё ненужное. Чистота в поступках даёт чистоту в уме. Мы проводим определённое количество времени за молитвой и стараемся, чтобы Господь становился ближе к нам, а мы – к нему, – отметил Константин.

Община кришнаитов в Иркутске начала активно развиваться с 1993 года. В Советском Союзе в течение почти 20 лет движение находилось в условиях гонений и подполья. Его участников судили как сектантов, задерживали за бродяжничество и тунеядство, а несколько человек даже поместили в психбольницу. И только в 1988 году кришнаитская организация была официально зарегистрирована.

В середине 90-х Иркутский авиазавод предоставил в безвозмездное пользование Обществу сознания Кришны помещение детского сада, расположенного на территории завода. Там собирались последователи и проходили духовные практики. Со временем организация поменяла три помещения детских садов.

В 2000 году было решено построить свой храм. Работы проводились силами последователей учения на пожертвования. В 2006 году кришнаиты заехали в храм в посёлке Сергиев Посад, в котором мы находимся.

– Община насчитывает 500–600 последователей, которые постоянно присутствуют на мероприятиях в храме. И плюс ещё доброжелатели нас поддерживают, – рассказал Константин. – Мы уделяем большое внимание образованию. У нас на территории работает детский сад, куда прихожане могут отдать своих детей.

Простота в одежде очень важна для вайшнавов. Приходя в храм, мужчины должны быть одеты в дхоти (прямоугольная полоса ткани длиной 2–5 метров, обёртываемая вокруг ног и бёдер с пропусканием одного конца между ног) и курту (свободная рубашка, доходящая до колен), а женщины – в сари, в присутствии мужчин им необходимо покрывать голову.

– Конечно, в январе в дхоти в Сибири не походишь. Но в храме мы стараемся её носить. Духовная одежда помогает отрешиться от материальных проблем, – говорит Константин. – На лбу у меня изображён священный знак – тилака. Во время его нанесения повторяю определённую мантру, для меня это дополнительный повод подумать о Боге.

Мы прошли в алтарную часть храма, чтобы посмотреть, как выглядят Божества, которым поклоняются кришнаиты. Все основные мероприятия на сегодня закончились, поэтому прихожан в зале не было. Свет уже выключили, подсветка оставалась только у алтаря с Божествами и скульптуры мужчины, но о них чуть позже.

В течение дня в храме проводится несколько богослужений. Первая служба – Мангала-арати – проходит перед восходом солнца. По традиции она начинается в 4:20 и длится около 40 минут. Как рассказал Константин, обычно в ней участвует около 20 человек – те, кто живут при храме.

После неё каждый самостоятельно читает мантры, 16 кругов по 108 раз (именно столько бусин в чётках). В 7:15 проводят приветствие божеств. Для поклона и молитвы приезжают все желающие, и 45 минут вместе поют мантры.

С 8:00 до 9:00 утра проходит лекция по Шримад-Бхагаватан. Так называется священный текст, который совместно изучают и разбирают. После этого занятия обычно следует завтрак. До обеда кришнаиты наводят порядок в храме, иногда может проходить проповедь.

Около 14:00 начинается дневная служба – Раджа-бхога-арати. Она следует за полуденным предложением пищи Божествам и длится 20 минут. Затем в общине проходит обед. С 15:00 до 18:00 опять по расписанию дела по храму и проповедь.

Вечерняя служба – Гаура-арати – начинается в 18:00. После этого 30–40 минут идёт лекция по Бхагавад-гите. В 19:00–19:15 все мероприятия заканчиваются, в алтарной части проводят уборку и омовения Божеств.

– Это аватары Кришны, которым мы поклоняемся. Одеваем их, готовим для них еду и кормим, то есть отдаём свою любовь, но ничего не просим взамен, – объяснил Константин. – Те, кто не знаком с нашим учением, говорят, что мы поклоняемся идолам, но это не так. В христианстве к иконам относятся как к проявленному Богу, так же и у нас, только в 3D.

На алтаре можно увидеть священное дерево туласи. В основном оно растёт в Индии, его ещё называют «базилик священный». Алтарь украшен большим количеством цветов. Каждый день на Божеств надевают цветочные гирлянды, им преподносят благовония, воду и угощения.

В храме встречаются изображения и фигурки слонов и львов. Слон – самое крупное наземное животное, а лев считается царём зверей. Оба служат символом величия. Ещё на алтаре изображены лебеди, которые символизируют возрождение, чистоту и благородство.

Во время праздников алтарь украшают фруктами и цветами. В такие дни принято собираться всей общиной. Кришнаиты под музыку поют Маха-мантру, ту самую, которую мы привыкли слышать на улицах города, и танцуют. В ней заложена просьба: «Господь, помоги мне быть полезным тебе».

– Маха-мантра – основная наша молитва. Произносим в ней разные имена Бога, чем очищаем себя и пространство вокруг, – говорит он. – У нас нет задачи, чтобы все стали кришнаитами. Мы хорошо относимся к людям других конфессий, потому что говорим об одном и том же, просто немного по-разному.

В иркутском храме установлена фигура основателя Международного общества сознания Кришны. Бхактиведанта Свами Прабхупада – религиозный деятель и проповедник, который распространил вайшнавизм по всему миру.

– Уникальная личность, он перевёл с санскрита на английский язык священные тексты и начал массово распространять книги и ведическую философию. В течение 12 лет совершил 14 кругосветных путешествий. У него была миссия принести знания, накопленные в Индии, на Запад, – рассказывает Константин. –Благодаря ему в Иркутске сегодня есть Божества, храм и люди, которые повторяют: «Харе Кришна».

Прабхупада ушёл из жизни в 1977 году. После себя он оставил тысячи учеников по всему миру и основал более 100 храмов Кришны. Благодаря активной миссионерской деятельности кришнаитов его книги переведены на десятки языков и распроданы миллионными тиражами.

Фигура духовного учителя вайшнавов украшена цветами. Каждый день ему надевают цветочную гирлянду. Пока мы находились здесь, зазвенел колокольчик, после этого шторки на центральном алтаре закрылись. «Сейчас Божеств будут укладывать спать», – пояснили нам.

На улицах кришнаиты не только поют и танцуют, но и распространяют книги. Одна из них «Бхагавад-гита» – «Песнь Бога» – содержит в себе много мудрости. Константин процитировал стих на санскрите и перевёл его: «Ты должен действовать, но не привязываться к плодам своего труда и никогда не считать себя причиной своего успеха».

Распространение книг – одна из основ проповеднической деятельности кришнаитов.

Считается, что если люди ознакомятся с мудростью, которая содержится в текстах, то их жизнь станет лучше, а в голове наступит просветление. Но раздавать книги на улицах – не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд.

– Я сам долгое время распространял книги. Представьте, идут люди, которых не знаешь, а тебе надо дать им книгу и ещё получить за неё пожертвование, хотя им это вообще не нужно. Тем, кто хочет стать крутым продажником, можно попробовать – опыт уникальный, – поделился Константин. – Но, независимо от того, сколько книг раздал, домой приходишь довольный, потому что передал другим знания.

Кришнаиты постоянно сталкиваются с негативом в обществе. Несмотря на то, что за годы существования общины в Иркутске к ним уже привыкли, иногда прохожие реагируют неадекватно: оскорбляют и пытаются применить физическую силу.

– В материальном мире каждый стремится защитить себя, отстоять своё право, независимость. У нас, наоборот, если вас критикуют или в чём-то обвиняют, то вы должны сказать: «Простите, я был не прав, всех вам благ», – говорит наш собеседник. – Смирение – не слабость, в нём скрыта сила. Важно адекватно реагировать и не поддаваться на разные провокации.

Тем, кто выбрал для себя служение Кришне, знакомо и непонимание со стороны окружения. Константин поделился личной историей. Родители не сразу приняли выбор сына. На тот момент он работал преподавателем в вузе, у него уже сложился определённый образ жизни.

– Я начал зарабатывать: преподавал, у меня был бизнес. Отношения с противоположным полом складывались нормально. В какой-то момент понял, что внутри ничего нет. Вроде исполняю свои обязанности, обеспечен, люди мной довольны, со студентами отношения хорошие, но это не отражает мои глубинные потребности, – продолжает он.

Искать ответы начал в книгах. Из них узнал о карме и о том, что смысл человеческой жизни – в любви к Богу. Затем познакомился с вайшнавами, ему понравились люди и сама философия.

– Я понял, что не хочу тратить жизнь на работу в вузе. И ушёл в храм. Четыре года жил в иркутском храме, проповедовал. Потом поехал в нашу духовную аспирантуру в Москве. Там есть особенный монастырь, где готовят тех, кто на местах будет отвечать за философию. И я три года изучал философское богословие. На те вопросы, которые меня волновали, находил ответы, – рассказывает мужчина.

Сейчас Константин преподаёт философию детям и взрослым. От своей преподавательской природы он никуда не ушёл. Но главное – он нашёл для себя идею, смысл, поставив в центр своей жизни Бога. 

После 19:00 в алтарной проводят уборку и омовения Божеств
После 19:00 в алтарной проводят уборку и омовения Божеств