Как у Джимми Хендрикса
Когда говоришь «электричка», первое, что приходит на ум — пассажирский поезд пригородного сообщения. А вот гитаристы поймут, что речь идет об электрогитарах. В Советском Союзе они стали мегапопулярными с появлением вокально-инструментальных ансамблей. А первые электрогитары были изобретены еще в 40-х годах прошлого века. В 50-х известные европейские и американские фирмы уже вовсю продавали новомодные инструменты, благо рок-н-ролл набирал обороты, пробивая границы и порождая новых кумиров.
Иркутянин Геннадий Усов на гитаре начал играть еще в школьном ансамбле. Жил он тогда в Братске, слушал Beatles и «Песняров», носил брюки клеш и длинные волосы. Электрогитары парни делали сами. В подвале пилили ДСП и фанеру, копируя формы с фотографий в журналах или с обложек виниловых пластинок, красили, паяли схемы. Первую настоящую электрогитару «Этерна Люкс» немецкой фирмы «Музима» Геннадий купил за 300 рублей еще до армии. Бешеные деньги по тем временам — трехмесячный заработок служащего или инженера! Гена накопил их сам, играя на танцах, в клубах и ресторанах, и родители помогли. Купить такую вещь было несомненным счастьем — заграничные гитары в СССР были редкостью. На таких же играли «Песняры» и «Самоцветы».
Пока наш герой служил в ВДВ, окончил Московский заочный университет искусств, стал профессиональным гитаристом. Но жизнь так распорядилась, что музыкантом Геннадий не стал, а продолжил службу в МВД. Гитару, когда настали трудные времена, продал.
Началом коллекции, в которой сейчас почти 400 электрогитар, считает покупку в японском Ногано. В составе делегации от Иркутской области поехал Геннадий в 1998 году болельщиком на зимнюю Олимпиаду. Прогуливаясь по городу, зашел в магазин музыкальных инструментов. И увидел гитары, о которых мечтал в юности. В итоге на все деньги он купил две штуки! 600 баксов не пожалел.
С тех пор Геннадий пополняет коллекцию, разыскивая инструменты по объявлениям и аукционам. Много гитар отдают в клубах и организациях, где офицер МВД в отставке, председатель Иркутской областной общественной организации инвалидов войны, Вооруженных сил и правоохранительных органов, выступает в том числе и как музыкант.
— Спрашиваю: «У вас ничего не завалялось?» Отдают, ведь для ремонта нужны немалые вложения. Я покраску доверяю только двум мастерам в России. А чиню сам.
В доме Усова есть кабинет, где в ящичках лежат разные гитарные запчасти. Для каждой фирмы — свои. Специальные инструменты, клей, болты-гайки. Но, конечно, в первую очередь здесь смотришь на те инструменты, которые собственно гитары и есть. Они висят на стенах на специальных кронштейнах в несколько рядов. Красные, белые, черные, золотистые. Привычных форм и каких-то невероятных. Знатоки «электричек» оценят.
— Моя коллекция называется «Сибирская». По оценкам коллекционеров из разных стран, одна из самых мощных. Точное количество своих гитар я не знаю — у меня нет каталогов. Мне важнее находить инструменты, приводить их в порядок. Сейчас несколько моих гитар экспонируются в Австралии.
К слову, чтобы гитара зазвучала, нужны резисторы, транзисторы, диоды. А их уже не выпускают! Приходится разыскивать по всему свету. Тоже увлекательное дело.
Есть в коллекции иркутянина очень редкие экземпляры, каких в мире буквально несколько штук осталось. Ленинградская «Тоника», например. Ее Геннадий выменял на американскую Fender Stratocaster, стоившую больше тысячи долларов. «Тоника» была первой серийной советской гитарой. Выпускалась всего пять лет, начиная с 1967 года, и сейчас является раритетной.
Геннадий показывает еще одну редкую красавицу — болгарскую «Кремону». И удивляет рассказом, что у битлов, когда они начинали, были… чехословацкие гитары. Соло-гитарист Джордж Харрисон на чешской «Иолане» играл! «Иолану Торнадо», кстати, очень любят в Азербайджане, потому что она звучит точь-в-точь как их народный инструмент. Геннадий отреставрировал и продал туда несколько штук.
Обсуждаем выходки Джимми Хендрикса, который разбивал и сжигал свои гитары на сцене. «Разбить этот шедевр! Не могу смотреть на это!» — восклицает иркутянин и показывает уникальную модель, которую ему прислали из Америки, Stratocaster 1976 года выпуска — такой же, как был у Хендрикса.
Есть у Геннадия гитары, на которых он играет на концертах и разных мероприятиях. Их три, они стоят в маленькой студии на подставке, закрытые простыней. Американские Fender Stratocaster, Gibson.
— На таком же «гибсоне» играл Гарри Мур, модель прошибает до слез. Корпус из ясеня, накладка из палисандрового дерева, инкрустация перламутром. Китайцы сколько ни пытаются подделать, никак нужного звучания не добьются. Видать, хитрости какой-то не знают.
В студии есть несколько усилителей: советские «комбики» с затертыми до блеска ручками и тумблерами, современные — все в ходу. Здесь же у стенки «в очереди» стоят гитары, которым требуется реставрация.
Мы спускаемся в подвал — и там вся комната заставлена гитарами. Задаю вопрос, который крутится у меня в голове:
— А вы грабителей не боитесь?
— Нет. Я каждую гитару «в лицо» знаю. Украдут, а продать не смогут. Жаль, что здесь никто не проявляет интереса к моей коллекции. Хотелось бы сделать нормальный музей. Мне из многих городов пишут, приглашают в Испанию, во Францию, в Монголию. Могу стать богатым человеком, но мне лучше здесь, в России.