Как сплести Белого старца

Умельцы округа раскрывают секреты своего мастерства
Выставки мастеров центра всегда собирают большое число зрителей
Выставки мастеров центра всегда собирают большое число зрителей

Кто бывает на усть-ордынской земле, неизменно восхищается искусными аутентичными работами народных умельцев. Гобелены из конского волоса, изделия из кожи, войлока, шерсти — всего не перечислить. Солидная часть этих работ создается в Усть-Ордынском национальном центре художественных промыслов. Мастера со всех уголков округа создают здесь уникальные и оригинальные работы, которые затем отправляются в путь по всему миру. Об особенностях создания авторских изделий в репортаже корреспондента нашего еженедельника.

На входе в центр художественных промыслов гостей встречают доспехи баатора — и запах природных материалов: сладкий аромат ивовых веток, дерева, кожи, войлока. Анжелика Алсаткина аккуратно складывает веточку к веточке — вскоре они должны стать большой ажурной рамой для маски из конской кожи.

В ее мастерской можно увидеть деревянных лошадок на колесиках, белолицых кукол в ярких традиционных костюмах, национальные амулеты, панно из войлока, фетра, кожи, обереги и, конечно, сувениры: сумочки, кисеты, подвески, изделия из металла.

А Екатерина Осипова занята тем, что плетет из конского волоса традиционные бурятские ковры — таары. Этот метод она недавно восстановила по старинным фотографиям. В мастерской множество заготовок. Мастерица показывает рамку с гвоздями. Это нехитрое приспособление помогает создавать шедевры. Екатерина Викторовна поясняет: для того чтобы соткать неповторимое произведение искусства, нужен не сложный механизм, а талант, терпение и любовь к своему делу.

Вдохновение Екатерина Викторовна черпает из легенд, мифов, национальной истории. Она училась в Улан-Удэнском училище культуры и искусств, где также занималась плетением гобеленов, но только из шерсти. Потом пришла работать в центр народных промыслов, где и встретилась со своим будущим мужем, Ефимом Владимировичем, и от него загорелась идеей научиться плести гобелены из конского волоса.

Сейчас ее мастерство таково, что она плетет огромные полотна, на которых может передать портрет человека. Екатерина Осипова показывает гобелены из конского волоса, больше похожие на картины, написанные маслом. Они изображают известных улигершинов: Пеохона Петрова, Аполлона Торгоева, Папу Михайловича Тушемилова, Маншуда Эмегеева.

— Улигершины обладали уникальной памятью и передавали из уст в уста без искажений предания, легенды, «Гэсэриаду». Они собирались у костра и начинали петь. Их песни мог послушать любой желающий. Это было не только развлечением, но и приобщением молодого поколения к национальной культуре: ведь письменности тогда не было, и улигершины были единственными носителями эпоса. Решила отобразить память об этих людях таким образом, — говорит мастерица.

Или вот, например, Белый старец. Этот мифологический персонаж способен отгонять злых духов. Да и сам конский волос является оберегом. Считается, что по нему к человеку спускалось благо, богатство. Он отгонял чужую злобу и зависть — духов, способных нанести вред человеку. Особенно уязвимы были дети до года. Конский волос вешали дома или делали веревки и оплетали войлочные юрты. Гость проходил под пологом и заходил в юрту уже очищенным.

Изготовление гобелена — длительный процесс. Конский волос требует специальной обработки, очищения, прежде чем он превратится в нити. К тому же необходимо заготовить эскизы. На то, чтобы соткать гобелен размером 2 на 1,20 метра, у мастера ушел месяц. И это не считая времени, которое требовалось для создания эскиза и подготовки материалов. Непросто и найти конский волос. Люди, держащие коней, предпочитают его выбрасывать. Приходится покупать.

У мастериц центра Валентины Ажуновой, Анжелики Алсаткиной, Екатерины Осиповой, Эдуарда Куклина, Юлии Харгаевой и Виктории Банаевых множество наград, дипломов, почетных грамот, благодарностей.

Художники не раз выезжали с выставками за пределы Иркутской области: в Томск, Улан-Удэ, Москву, Монголию, Флоренцию.

Выставки центра ежегодно проходят в доме-музее Виталия Рогаля в Иркутске. Сейчас на острове Ольхон устроена передвижная выставка в местности Ханхой: «Дарханай газар — Земля мастеров». Там стоит юрта с гобеленами, костюмами, сувенирами, скульптурами из войлока и кожи, инсталляциями из разных природных материалов, украшениями, шаманской атрибутикой, амулетами, оберегами. Центр художественных промыслов занимается пропагандой возрождения и изучения национальной бурятской культуры, которая, как любая из культур, прекрасна в своем своеобразии.

Екатерина Осипова восстановила старинный метод плетения по музейным фотографиям
Екатерина Осипова восстановила старинный метод плетения по музейным фотографиям
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments