Как снимали «Историю базановских миллионов»
Заглянуть за кулисы всегда интересно. Тем более — узнать, как снимался фильм. Сегодня в «Пятнице» — рассказ о создании документальной ленты ГТРК «Иркутск» «Нетленное богатство. История базановских миллионов» из первых уст — сценариста и режиссера Марии Аристовой. Этот фильм — четвертый в цикле фильмов о сибирских купцах. Многие помнят замечательные ленты об иркутском купце Иннокентии Сибирякове, о купцах Басниных, о купце-миллионере Хаминове. Весь исторический центр Иркутска построен на деньги купечества. Съемки фильма о Базановых проходили и в Ивано-Матренинской детской больнице, и в факультетской клинике ИГМУ, и в Москве — в Государственном историческом музее, в оториноларингологической факультетской клинике, и даже… на московском кладбище! Когда ты приходишь в Ивано-Матренинскую детскую больницу или ждешь маршрутку на остановке «Художественный музей», то почти не задумываешься, кто же построил здание самой известной в городе детской больницы или знаменитые факультетские клиники. Фильм ГТРК «Иркутск» «Базановские миллионы» расширяет наши представления об Иркутске и иркутянах.
Неизвестное об Иркутске
Самое большое открытие фильма — это люди, которые жили до нас. Иркутские купцы были, по сути, олигархами: Базановы, Кузнецовы, Хаминовы, Трапезниковы, Сибиряковы… У них были миллионы, заработанные на добыче золота и на торговле пушниной, лесом, чаем. И они обладали властью: входили в городскую думу, возглавляли комитеты. Их забота о городе была неустанной и щедрой. Базановы давали деньги на передовые клиники: подумать только, Ивано-Матренинская детская больница была оснащена по последнему слову техники, такое оборудование было не во всех столичных клиниках! Основали детский приют для малышей-отказников — это готическое здание архитектора Розена и сегодня украшает центр города. Купцы жертвовали на городскую канализацию, на освещение, на строительство набережной, на строительство здания каменного театра и создание будущего университета.
Главным «двигателем» фильма, по словам Марии Аристовой, была автор научно-исследовательской канвы и ведущая фильма Наталья Гаврилова, кандидат исторических наук, доцент ИРНИТУ, научный сотрудник МБУК «Музей истории города Иркутска им. А.С.Сибирякова».
— Ее трудами мы нашли потомков, родственников Базановых-Кельхов, неизвестные ранее фотографии Юлии Ивановны Базановой, узнали подробности московского периода ее жизни, — говорит Мария Аристова.
Главной героиней фильма стала Юлия Ивановна Базанова. Она была невесткой Ивана Ивановича Базанова, наследницей огромного многомиллионного состояния. Она знала волю покойного свекра: 20 миллионов он завещал на благотворительность. Но, согласитесь, могла распорядиться этими деньгами по-своему. Честь и хвала ей за то, что она не потратила их на роскошь и удовольствия. Открыла, например, приют для детей-сирот, о деятельности которого мы узнаем из фильма.
— В фильме вы видите документальные кадры из Базановского приюта (сейчас здесь расположена глазная факультетская клиника ИГМУ). Конечно, можно было сделать реконструкцию с помощью актерской игры, но понимаете… Это все-таки была бы самодеятельность. А нам хотелось подлинных съемок. Вот на экране появляются фотографии, где стоят в ряд люльки с подброшенными в приют младенцами. И важно, что это те самые дети, те самые люльки, которые были в то время в приютах России. Истопники, прачки, кормилицы, кучера — тоже подлинные, это фотографии реальных людей дореволюционной России, когда работал Базановский приют.
Интересна история Марии Александровны Пауэр, последней заведующей приюта. Она из семьи ссыльных поляков, после революции ей пришлось со старшими детьми покинуть Россию. А сын Мечислав, его звали в семье Ясек, тогда сильно заболел, на него не было документов, и пришлось его оставить здесь. Нам сейчас трудно понять это решение, но в те времена, видимо, нельзя было поступить по-другому. Он вырос, всю свою жизнь прожил в Иркутске. И написал записки-воспоминания о Базановском приюте, в котором мальчиком прожил четыре с половиной года вместе со своей мамой, управляющей делами приюта. Он пишет, что все работники в доме жили как одна семья, атмосфера была очень доброжелательной. Что почти всех детей усыновляли — они уходили в новые семьи, были ухоженными, накормленными, красиво одетыми, хорошо воспитанными. Во время декабрьских событий в Иркутске, в революцию, государственный банк, где Иван Иванович Базанов сделал денежный вклад на содержание приюта, разграбили полностью. Покупать молоко для детей, продукты, дрова для отопления, платить сотрудникам стало нечем. Приют не сразу, но пришлось закрыть. Однако имени Базановых еще будет суждено вернуться в эти стены...
Иван Иванович Базанов (1813—1883), иркутский золотопромышленник, действительный статский советник, меценат. Справа — его невестка, Юлия Ивановна Базанова. Юлия Ивановна Базанова (урожденная Лявдонская, 1852—1924) — купчиха первой гильдии, благотворительница, почетная гражданка Иркутска и Москвы. Родилась в Сибири в семье бедного офицера Лявдонского. Воспитывалась дедушкой, потому что родители рано умерли, а после окончания девичьего института Восточной Сибири вышла замуж за Петра Ивановича Базанова, сына местного купца и золотопромышленника, действительного статского советника Ивана Ивановича Базанова, славившегося своей благотворительностью. Муж Юлии Ивановны умер рано, оставив большое наследство, и они с дочерью Варварой жили «под покровительством семьи мужа»
Как Москва связана с Иркутском
На экране — Москва! Съемки в Белокаменной начались с трудностей, которые съемочная бригада мужественно преодолевала.
— Так вышло, что не удалось получить государственное финансирование на фильм. Расходы на техническое обслуживание взяла на себя наша телекомпания, руководство нас поддержало, а вот на командировку средства пришлось искать. Но мир не без добрых людей, деньги нашли, в обрез, но ровно столько, чтобы хватило на необходимые съемки, — рассказывает Мария.
Съемочная группа побывала в факультетской клинике уха, горла и носа, которая теперь принадлежит Московскому государственному медицинскому университету имени Сеченова. История появления в Москве этой факультетской клиники связана с… Иркутском! Однажды заболела двенадцатилетняя племянница Юлии Ивановны Базановой, воспалилось ухо. Больного ребенка привели к профессору фон Штейну, он осмотрел пациентку, выписал лекарства, и через несколько недель девочка почувствовала себя совершенно здоровой.
В благодарность за то, что профессор фон Штейн вылечил ее племянницу, Юлия Ивановна Базанова, невестка Ивана Ивановича Базанова, дала деньги на строительство первой и единственной в то время в Москве клиники уха, горла и носа. А ведь тогда даже специальности «оториноларингология» не было в медицинском университете! Между тем по статистике 40% всего населения Российской империи страдало от ушных болезней. Часто, переболев гриппом или ОРВИ, люди просто глохли! Специалистов-оториноларингологов не было — проблема была огромная. И к ее решению причастна почетная гражданка Иркутска Юлия Ивановна Базанова!
Мать всех студентов
— Ее называли матерью всех студентов, — рассказывает режиссер Мария Аристова. — Тот самый дом на улице Моховой, в котором потом расположилось одно из зданий библиотеки имени Ленина, раньше принадлежал Юлии Ивановне. Это место в центре Москвы называли Базановкой. Существовала бесплатная столовая для студентов, выплачивались стипендии для неимущих. Студентам-сибирякам, уезжавшим домой на каникулы, Базанова оплачивала проезд. 50% денег в «Общество вспоможения нуждающимся сибирякам», где было около ста попечителей, Юлия Ивановна вносила сама. Трудно переоценить ее вклад в образование сибирской молодежи!
Одевалась она всегда скромно, не ездила в дорогих экипажах, не пускала пыль в глаза, не демонстрировала свое богатство. Около 20 миллионов Юлия Ивановна Базанова истратила на благие дела в Иркутске и Москве — теперь это миллиарды.
Тем горше съемочной группе было… увидеть ее могилу.
— Юлия Ивановна Базанова умерла в Москве в 1924 году, ей было 72 года, — рассказывает Мария Аристова. — О ней написал рассказ писатель-эмигрант Михаил Осоргин, бывший когда-то одним из студентов, опекаемых Юлией Ивановной. Он вспоминает, как целые дни ее были заняты хлопотами по устройству судеб нуждающихся молодых людей. (…) Но когда она умерла, на похороны мало кто пришел — побоялись, да и не было уже многих. Похоронили ее без всяких почестей.
Могила ошеломила иркутян. На кладбище в Лефортово над могилой ее зятя Николая Кельха в 1911 году по заказу дочери Базановой Варвары Петровны известным архитектором Львом Кекушевым была возведена часовня. И Юлию Ивановну похоронили в этой могиле. Ни надписи, ни своего надгробия у нее сейчас нет. Со временем уборщики кладбища стали использовать эту часовню как помещение для инвентаря — ведер, метел, лопат. Плита, которая закрывала вход к могиле, отодвинута — кто-то безуспешно искал там сокровища. На дверях висит замок на цепи, когда-то искусная ковка проржавела, витражи разбиты.
— Мы, иркутяне, живем и работаем в городе, где столько было сделано на деньги Базановых, их трудами, их заботами. До сих пор работает Ивано-Матренинская детская больница, до сих пор используются здания факультетских клиник. Но что мы знаем о купцах Базановых? Помним ли? Благодарны ли?
С высоты птичьего полета
Съемки в фильме удивительные! С высоты птичьего полета (квадрокоптер снимает) ты видишь современный Иркутск: 130-й квартал, глазную клинику, Ивано-Матренинскую детскую больницу, останки Вознесенского монастыря, собор Богоявления и пронзительно синюю ленту Ангары… Просто дух захватывает от увиденного в фильме, сразу обращает на себя внимание операторская работа. Говорит режиссер Мария Аристова:
— У фильма три оператора: Роман Васехин, который с любовью и большим профессионализмом снял медицинские эпизоды и московские встречи, Александр Мокин, мастерски поработавший с архивными материалами, и, наконец, Антон Бабанский, настоящий мастер съемок на квадрокоптере, очень творческий человек, он великолепно снял город.
Музыку для фильма написала и исполнила партию фортепиано иркутский композитор Ольга Горбовская. Без нее образ города, семьи и Юлии Ивановны Базановой нам было бы сложно раскрыть. Замечательный звукооператор Игорь Губарев сумел так аранжировать прекрасные мелодии, что музыка в фильме стала сильным драматическим элементом.
Для веб-дизайнера и монтажера Дмитрия Халматова это уже третий фильм об иркутских купцах, и зритель поражен его умением не повторяться в приемах, находить особый язык для героев каждого фильма.
Спасибо за фильм
Мнение о фильме главного врача Ивано-Матренинской городской детской больницы Владимира Новожилова, одного из героев фильма:— До мурашек по телу!
Когда мы были студентами, только-только окончившими третий курс, мы пришли на практику в Ивано-Матренинскую детскую больницу. Нас, конечно, интересовало, почему у больницы такое необычное название.
И я хорошо помню, как наши замечательные учителя, маститые хирурги Всеволод Андреевич Урусов и Иосиф Георгиевич Тетьев еще в то, советское время рассказывали нам историю, как замечательные благотворители, Иван и Матрена Базановы, завещали свои миллионы на строительство детской больницы. Нам хорошо здесь работалось
и работается сейчас, всегда все было разумно устроено, именно так, как нужно для врача-хирурга. Я очень благодарен авторам фильма за то, что они рассказали нам подлинную историю этих иркутских меценатов, к которым проникаешься еще большим уважением.