Как проходит обряд «Закрытие небесных врат»

Такие большие тайлаганы, как открытие или закрытие небесных врат, всегда продолжительны, так как состоят из нескольких ритуалов. Обряд прошел в воскресенье на берегу Иркута. На тайлаган приехали жители Иркутска и округа.

Людей не испугал даже плохой прогноз погоды. Впрочем, как это часто бывает на шаманских обрядах, день выдался теплым и солнечным. Видимо, духам понравились подарки, которые приготовили им люди. 

Подношений в этот день было много. Каждый человек пришел не с пустыми руками — взяли с собой печенье, конфеты и чай с молоком. Кроме лакомств на столе каждого из девяти шаманов, которые в этот день проводили тайлаган, были водка, сигареты, шелковая рубашка и синий хадак.

— Лето — это пора наибольшей активности духов, — пояснил член правления религиозной организации шаманов «Байкал» Виталий Балтаев. — Осенью они уходят в верхний мир. Во время осеннего традиционного обряда мы просим духов, чтобы и зимой они о нас позаботились.

Самые главные подарки богам — это баран и роща из 14 молодых берез, которые сначала срубили, а потом поставили в землю зеленым островком. В конце праздника они были преданы огню, который, по поверью, и доставил подарки до адресата.

До того как начались обряды, зрители с трудом различали шаманов: они выглядели совершенно обычно, ничем не выдавая себя. Костюмы их были развешаны на жердях и ждали своего часа. Только перед камланием избранники духов надели свои синие наряды с богатым убранством разноцветными лентами.

Первым ритуалом стало совместное камлание и чтение молитв, которое сопровождалось боем в бубны. Если в этот момент закрыть глаза, то возникает ощущение, что это и не бубны вовсе, а топот табуна лошадей. И это недалеко от правды. Потому что именно бубен переносит шамана в иной мир.

В этот день на острове вообще происходило много чудесного. Например, когда шаманы стали совершать обряд оживления берез, в небе появились стаи черных птиц. Они раскинули крылья и долго кружили над поляной.

— Это хороший знак, это слетелись наши онгоны, почтили нас своим присутствием, — сказала шаманка Эльвира Аюшинова. — Еще во время камлания часто бывает, что в хорошую сторону меняется погода. Например, если с утра небо было затянуто и синоптики обещали дождь, то после обрядов небо становится чистым, светлым.

Птиц видели все. Но были и такие люди, которые утверждали, что лицезрели самих спустившихся на землю онгонов. Или заметили «изменение спектра берез», когда шаманы проводили обряд их оживления.

— Да-да, я закрыла глаза, посмотрела на них и увидела, как они буквально заполыхали, — рассказала одна из зрительниц. Девушка во время обрядов сидела в позе лотоса, или стояла с закрытыми глазами, или подыгрывала шаманам в колокольчик.

Среди людей выделялся мужчина, как оказалось, знахарь славянской системы целительства Жива Владимир Гаряж. В этот сентябрьский день он ходил по лесу босым, напитывался энергией и благодарил духов за прожитое лето.

— Как ни называй, все едино, — рассуждал он. — И в славянской традиции, и в шаманизме в основе всех явлений природы живут духи.

Иркутянка Марина Новиченко в этот день просила у духов здоровья для себя и своих близких. Целительница с шаманскими корнями, она и сама проводит обряды, поэтому относится к ним серьезно и с уважением.

— Иркутская область — это бурятская земля, здесь живет много шаманистов. Шаманские ритуалы полезны и интересны не только для них, но и для всех людей. Ведь духи даруют благословение и исполняют просьбы обратившихся — о здоровье, успехе, благополучии, — говорит она.

Каждый обряд требует от шамана много сил, поэтому участники делали несколько перерывов. Но больше всего сил отнял, кажется, ритуал камлания и призывания родовых онгонов. Шаманы по очереди входили в транс, и в их тело входил дух, который мог отвечать на вопросы людей и давать благословление роду. Впрочем, онгон мог и не ответить на вопрос, если не считал нужным или не знал ответа. Каждого духа помощники поили тремя напитками: зеленым чаем, водкой и молоком. А потом помогали онгону покинуть тело. А шаману — выйти из состояния транса. Для этого шаману нужно было несколько раз хорошенько подпрыгнуть. После того как шаман снимал с себя костюм и превращался в обычного человека, можно было видеть, насколько тяжелым было для него путешествие в неизведанные простым смертным миры — кого-то тошнило, кого-то било мелкой дрожью и покрывало испариной. Так что всем становилось понятно, что быть шаманом — работа не из легких.

Для того чтобы войти в транс, шаманы надевают свои костюмы и бьют в бубен, при этом специальная шапка закрывает глаза. Когда в тело избранника духов входит онгон, ему нельзя смотреть в лицо. Зато в этот момент любой человек может задать онгону свой вопрос или просить благословения.
Для того чтобы войти в транс, шаманы надевают свои костюмы и бьют в бубен, при этом специальная шапка закрывает глаза. Когда в тело избранника духов входит онгон, ему нельзя смотреть в лицо. Зато в этот момент любой человек может задать онгону свой вопрос или просить благословения.
Шаман Виталий Балтаев после выхода из транса. «Мы проводим сегодня обряды для того, чтобы поблагодарить духов, к которым мы обращались все лето, вкусно угостить их. Теперь они уйдут в верхний мир, где произойдет очищение».
Шаман Виталий Балтаев после выхода из транса. «Мы проводим сегодня обряды для того, чтобы поблагодарить духов, к которым мы обращались все лето, вкусно угостить их. Теперь они уйдут в верхний мир, где произойдет очищение».