Как предостеречь себя от мошенничества в сфере информационных технологий и сохранить свои деньги

За последние полгода в Иркутском районе совершено более 250 преступлений с использованием IT-технологий, а по городу — более 1000. Также были единичные случаи раскрытия подобных преступлений.

На сегодняшний день самым распространённым видом мошенничества с использованием IT-технологий является звонок афериста якобы от лица «сотрудника» отдела безопасности банка и с идентичного номера полиции, где представляются как сотрудники МВД, называя фамилии руководителей. Злоумышленник сообщает, что на карте клиента замечены подозрительные действия и неизвестные пытаются со счёта перевести деньги. Затем могут переключить на «сотрудника полиции», который сообщает о попытке перевода денег и просит срочно оформить кредит и перевести их на «безопасный счёт», которого на самом деле не существует.

— Если вы чувствуете, что человек не тот, за кого себя выдаёт, положите трубку. В 99 случаях это мошенники. Если якобы звонят из полиции и просят провести какие-то действия с переводами, положите трубку. Это сомнительно, что сотрудник полиции интересуется переводами денег по телефону. Если сомневаетесь, перезвоните сами по настоящему номеру и узнайте, работает ли у них такой сотрудник и можно ли с ним связаться или позвоните на номер горячей бесплатной линии своего банка, — поделился заместитель начальника управления, полковник внутренней службы Герман Братчиков.

Ещё один популярный вид мошенничества — звонок якобы от знакомого, который рассказывает, что попал в ДТП и ему срочно нужны деньги, чтобы заплатить сотруднику полиции взятку, иначе посадят в тюрьму. Пока человек находится в диалоге с мошенником, есть вероятность, что жертва не сможет уклониться от манипуляций. Аферисты всегда действуют очень напористо и используют различные психологические уловки, например, быструю речь, из-за которой человеку не остаётся времени подумать. В результате жертва не замечает, как в ходе разговора передаёт все свои личные данные. При этом преступники запрещают общаться с реальными сотрудниками банков, убеждая нас, что эти люди являются подельниками.

Сотрудники полиции проводят профилактическую работу с населением, раздают листовки в местах массового скопления людей, распространяют по подъездам, на почте и в банковских отделениях. Также злоумышленникам противодействуют администраторы сайтов «Авито», «Юла», «Дром» и других интернет-сервисов, которые создают приложения, где можно ознакомиться с профилактической информацией, чтобы уберечь себя и своих близких от аферистов. Всю информацию по своим счетам вы можете узнать только в отделении банка или по номеру горячей линии, который указан на вашей платёжной карте.