Известный конструктор, сибиряк Михаил Янгель



7 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения создателя лучших в мире боевых ракет академика Михаила Янгеля. Многие иркутяне помнят и гордятся тем, что Михаил Кузьмич, учёный, конструктор в области ракетно-космической техники, академик Академии наук СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской и Государственной премий родился в деревне Зыряново Нижнеилимского района.
Дед будущего академика Лаврентий Янгель был потомком запорожских казаков, жил в деревне Рыжики на Черниговщине, что на границе Украины и Беларуси. Горячий был казак: когда пан забрал у него жену, он поджёг панские строения и получил восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима, в деревне Зырянова, у них было 12 детей. Михаил окончил сельскую школу, учился в Нижнеилимском высшем начальном училище, а в 1924 году переехал в поселок Куйтун, где жил у тёти.
Уже комсомольцем в 1926 году переехал в Москву к своему старшему брату Константину, студенту университета. Совмещал учёбу с работой на заводе стеклографии, фабрике тканей в Красноармейске. Окончил школу ФЗУ, в 1931 году – в двадцать лет – был принят в ряды коммунистов и направлен на учёбу в МАИ, где учился отлично, был секретарём комитета комсомола института.
Будучи студентом, в 1935 году поступил на работу в авиационное конструкторское бюро Николая Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы «Высотный истребитель с герметичной кабиной». В КБ Янгель проработал почти десять лет, дойдя до должности помощника главного конструктора, участвовал в проектировании и создании истребителей И-16, И-180, И-185, модификаций По-2 и др. В 1938 году Янгель в составе группы ведущих авиационных специалистов побывал в служебной командировке в США. В годы Великой Отечественной войны работал на заводе, выпускавшем боевые истребители. В 1948 году поступил в Академию авиационной промышленности, после окончания которой с отличием в 1950 году стал заниматься разработкой ракетно-космической техники в НИИ-88 в КБ Королёва. О ракете Р-11, первой в СССР, двигатель которой работал на азотной кислоте и керосине, дочь академика Людмила Янгель рассказала: «Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал её курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных конструктора – Янгель и Королёв. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Павловичем был сугубо технический. У одного – кислота, у другого – кислород. Отец за автономную систему управления, Королёв – против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи».
В апреле 1954 года Янгель был назначен главным конструктором особого конструкторского бюро «Южный» в Днепропетровске (ОКБ- 586). Открытые ресурсы говорят, что на базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в стране были созданы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. 22 июня 1957 года прошло первое успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Как отмечают специалисты, новые решения позволили обеспечить большую дальность полета – до двух тысяч километров. Новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение – хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищённость ракетных комплексов. Это были первые советские ракеты, которые потом будут развёрнуты с 1959 года на боевых позициях. В июне 1960-го на полигоне прошли успешные испытания следующей системы янгелевского КБ – ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5). Янгель со своим КБ опередил Королёва на два года.
Тогда в СМИ не сообщили о трагедии, что 24 октября 1960 года во время выполнения предстартовых работ, за четверть часа до первого испытательного пуска ракеты Р-16, первой межконтинентальной ракеты Янгеля, произошёл несанкционированный запуск двигателей второй ступени, и ракета взорвалась на стартовой площадке. При огненном взрыве сгорели около сотни (данные разнятся) человек, среди них – Главком ракетных войск, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин и большая группа ведущих специалистов КБ. Сам Янгель и ещё несколько человек чудом остались живы, поскольку, как свидетельствуют, «отошли покурить». Тогда 49-летний Михаил Кузьмич, обгоревший, слёг с первым инфарктом, сильно переживая гибель сотрудников, саму катастрофу, вопрос Хрущева и упреки вдов: «А вы почему остались в живых?» Первый успешный запуск СС-7 был осуществлён спустя четыре месяца, 21 февраля 1961 года. Это позволило Советскому Союзу в октябре 1962-го предпринять попытку размещения на Кубе 24 пусковых установок ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5. Про «Карибский кризис» знают все. Говорят, что академик посмеивался, когда вспоминали известное высказывание Никиты Хрущева после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: «Делаем ракеты как сосиски, на автомате». Но это было близко к истине.
В 1965 году на вооружение РВСН поступила ракета третьего поколения Р-36 (СС-9) – на тот момент самая мощная боевая ракета в мире. Затем она была оснащена разгонной ступенью и получила статус глобальной, поскольку могла поразить любую точку, перехват её по тем временам был невозможен. К 1974 году СССР развернул 288 таких ракет, которые состояли на вооружении более пяти лет. Историки отечественного ракетостроения пишут, что именно в КБ Михаила Янгеля в 1960-е годы начались работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твёрдом топливе, вторая – на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый «миномётный старт»: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а её двигатели запускались уже в полете.
Когда КБ «Южное» стало проектировать и создавать межконтинентальные баллистические ракеты четвёртого поколения – РС-16 (СС- 17) и РС-20 (СС-18), американцы назвали её «сатаной». Работы были сложные, конфликтные, поскольку Янгель тогда уволил главного конструктора шахтных пусковых установок Евгения Рудяка, который позднее назвал конструкторские решения своего бывшего коллеги чудом. СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. Последний год он тяжело болел. Пять инфарктов, огромная ответственность. Выдающийся конструктор скончался 60-летним, 25 октября 1971 года, прибыв в министерство, где его должны были чествовать как юбиляра. Похоронили академика на Новодевичьем кладбище. Тогда президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш сказал, что советская наука, наша страна обязаны академику М.К. Янгелю развитием новых направлений науки и техники, созданием замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества нашей Родины.
Именем академика Янгеля назывались улицы и школы, океанский лайнер-сухогруз, спущенный на воду судостроителями Херсона в 1972 году, пик на Памире, астероид и кратер Луны. В Иркутской области есть улица Янгеля в Братске и Железногорске-Илимском, посёлок в Нижнеилимском районе, недалеко от тех мест, где он родился. В 1972 году на здании МАИ была установлена мемориальная доска с надписью: «Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы всё-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведённые нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за счастье наших детей и внуков. (М.К. Янгель)». 15 октября 1977 года в центре Железногорска-Илимского был установлен памятник М.К. Янгелю. Митинг открыл председатель горсовета Николай Сакович. С бюста спало голубое покрывало, и перед взором двадцати тысяч человек предстал Михаил Кузьмич Янгель, увековеченный в бронзе. Автор памятника – народный художник Украины Галина Кальченко. Высота вместе с постаментом составляет пять метров. Архитектор проекта – А. Ф. Игнащенко. На правой стороне находятся две звезды Героя Социалистического Труда, на левой – медали Ленинской и Государственной премий. На гранитном постаменте помещены строки Указа Президиума Верховного Совета СССР, отлитые в бронзе. На открытии памятника присутствовали супруга конструктора Ирина Стражева-Янгель, космонавт № 2 Герман Титов и будущий президент Украины Леонид Кучма, который в то время был секретарём парткома конструкторского бюро «Южное» и едва ли мечтал о большой политической карьере.
7 ноября 2014 года памятник Михаилу Кузьмичу был установлен в поселке Янгель Нижнеилимского района. Более сорока лет на историческом факультете ИГУ работает доцент кафедры мировой истории и международных отношений Татьяна Янгель, племянница авиаконструктора. Лет десять назад в одном из интервью она рассказала, что помнит тот самый дом, в Зыряново: «Я ещё помню этот замечательный запах: заходишь в амбар, а там стоят бочки с брусникой, грибами, с квашеной капустой. Запасались на всю большую семью, хотя старшие дети тогда уже разъехались».
Татьяна Яковлевна, дочь Якова Кузьмича, самого младшего из сестёр и братьев Янгель. Одну из встреч с «широко известным в узких кругах» дядей она также вспоминает: «Его приезда все ждали, только и разговоров было, что вот-вот приедет Миша. Обаятельный, улыбчивый, дружелюбный, располагающий, он меня совершенно поразил. Он разговаривал со мной, как со взрослым человеком, спрашивал, что мне интересно, какие книги я читаю. Прежде со мной никто так не говорил. Отлично помню и последнюю встречу, в 1965 или 1966 году он приезжал в Днепропетровск к своему брату Павлу, у которого мы гостили. Михаил Кузьмич говорил тогда: “Как же мне хочется собрать вас вместе”. Ему вот-вот обещали большой дом с гостевыми комнатами. Знаете, у него было обострённое чувство родства. Он помогал нам, когда не хватало денег на кирпичный дом. Он не был академичным, замкнутым, постоянно улыбался – на всех фотографиях у него улыбка. Это очень притягивало к нему. Моя сестра рассказывала, что об этом же качестве – умении собирать вокруг себя людей – говорили космонавты и конструкторы, которые съезжались в Железногорск на юбилейные встречи».
