Известный конструктор, сибиряк Михаил Янгель

В советское время мало кто знал про Сергея Королёва и его заместителя Михаила Янгеля, и только когда в 1980-е имя Янгеля было присвоено Харьковскому институту радиоэлектроники, все стали интересоваться фамилией этого человека.
Михаил Янгель – студент МАИ (1931-1937), в столицу перебрался он благодаря помощи старших братьев Константина и Александра.
Михаил Янгель – студент МАИ (1931-1937), в столицу перебрался он благодаря помощи старших братьев Константина и Александра.

Дом в селе Зырянова, в котором 25 октября 1911 года родился будущий главный конструктор и жил с родителями до окончания трёхлетней начальной школы. Перед затоплением села в 1973 году дом был перевезён в посёлок Березняки и стал мемориальным домом-музеем семьи Янгель.
Дом в селе Зырянова, в котором 25 октября 1911 года родился будущий главный конструктор и жил с родителями до окончания трёхлетней начальной школы. Перед затоплением села в 1973 году дом был перевезён в посёлок Березняки и стал мемориальным домом-музеем семьи Янгель.
Академики М.К. Янгель и В.П. Глушко, 1960-е. Все ракеты Михаила Янгеля создавались на двигателях Валентина Глушко.
Академики М.К. Янгель и В.П. Глушко, 1960-е. Все ракеты Михаила Янгеля создавались на двигателях Валентина Глушко.

7 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения создателя лучших в мире боевых ракет академика Михаила Янгеля. Многие иркутяне помнят и гордятся тем, что Михаил Кузьмич, учёный, конструктор в области ракетно-космиче­ской техники, академик Ака­демии наук СССР (1966), дважды Герой Социалистиче­ского Труда (1959, 1961), лау­реат Ленинской и Государ­ственной премий родился в деревне Зыряново Нижнеи­лимского района.

Дед будущего академика Лаврен­тий Янгель был потомком запорож­ских казаков, жил в деревне Рыжи­ки на Черниговщине, что на границе Украины и Беларуси. Горячий был казак: когда пан забрал у него жену, он поджёг панские строения и полу­чил восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселе­ние в Сибири. Так Янгели стали сибиряками. Родители Янгеля поселились на берегу Илима, в деревне Зырянова, у них было 12 детей. Михаил окончил сельскую школу, учился в Нижнеилимском высшем начальном училище, а в 1924 году переехал в поселок Куй­тун, где жил у тёти.

Уже комсомольцем в 1926 году переехал в Москву к своему стар­шему брату Константину, студенту университета. Совмещал учёбу с работой на заводе стеклографии, фабрике тканей в Красноармейске. Окончил школу ФЗУ, в 1931 году – в двадцать лет – был принят в ряды коммунистов и направлен на учёбу в МАИ, где учился отлично, был секретарём комитета комсомола института.

Будучи студентом, в 1935 году поступил на работу в авиационное конструкторское бюро Николая Поликарпова, который стал руково­дителем его дипломной работы «Высотный истребитель с герме­тичной кабиной». В КБ Янгель про­работал почти десять лет, дойдя до должности помощника главного конструктора, участвовал в проек­тировании и создании истребите­лей И-16, И-180, И-185, модифика­ций По-2 и др. В 1938 году Янгель в составе группы ведущих авиацион­ных специалистов побывал в слу­жебной командировке в США. В годы Великой Отечественной войны работал на заводе, выпускавшем боевые истребители. В 1948 году поступил в Академию авиационной промышленности, после окончания которой с отличием в 1950 году стал заниматься разработкой ракетно-космической техники в НИИ-88 в КБ Королёва. О ракете Р-11, первой в СССР, двигатель которой работал на азотной кисло­те и керосине, дочь академика Людмила Янгель рассказала: «Отец и когда стал директором НИИ-88, тоже продолжал её курировать. Кстати, это единственная ракета, у которой значатся два главных кон­структора – Янгель и Королёв. Она очень долго стояла на вооружении. Спор между отцом и Сергеем Пав­ловичем был сугубо технический. У одного – кислота, у другого – кис­лород. Отец за автономную систе­му управления, Королёв – против. Потом, когда они уже разошлись, решали разные задачи».

В апреле 1954 года Янгель был назначен главным конструктором особого конструкторского бюро «Южный» в Днепропетровске (ОКБ- 586). Открытые ресурсы говорят, что на базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в стране были созданы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. 22 июня 1957 года прошло первое успешное испытание первой янге­левской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминоло­гии СС-4). Как отмечают специали­сты, новые решения позволили обеспечить большую дальность полета – до двух тысяч километров. Новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение – хранение ракет в постоянной бое­вой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повы­шало защищённость ракетных ком­плексов. Это были первые совет­ские ракеты, которые потом будут развёрнуты с 1959 года на боевых позициях. В июне 1960-го на поли­гоне прошли успешные испытания следующей системы янгелевского КБ – ракеты промежуточной даль­ности Р-14 (СС-5). Янгель со своим КБ опередил Королёва на два года.

Тогда в СМИ не сообщили о траге­дии, что 24 октября 1960 года во время выполнения предстартовых работ, за четверть часа до первого испытательного пуска ракеты Р-16, первой межконтинентальной ракеты Янгеля, произошёл несанкциониро­ванный запуск двигателей второй ступени, и ракета взорвалась на стартовой площадке. При огненном взрыве сгорели около сотни (данные разнятся) человек, среди них – Глав­ком ракетных войск, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин и большая группа ведущих специали­стов КБ. Сам Янгель и ещё несколько человек чудом остались живы, поскольку, как свидетельствуют, «отошли покурить». Тогда 49-летний Михаил Кузьмич, обгоревший, слёг с первым инфарктом, сильно пережи­вая гибель сотрудников, саму ката­строфу, вопрос Хрущева и упреки вдов: «А вы почему остались в живых?» Первый успешный запуск СС-7 был осуществлён спустя четы­ре месяца, 21 февраля 1961 года. Это позволило Советскому Союзу в октябре 1962-го предпринять попыт­ку размещения на Кубе 24 пусковых установок ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5. Про «Кариб­ский кризис» знают все. Говорят, что академик посмеивался, когда вспо­минали известное высказывание Никиты Хрущева после посещения янгелевского КБ в Днепропетровске: «Делаем ракеты как сосиски, на автомате». Но это было близко к истине.

В 1965 году на вооружение РВСН поступила ракета третьего поколе­ния Р-36 (СС-9) – на тот момент самая мощная боевая ракета в мире. Затем она была оснащена разгонной ступенью и получила статус глобальной, поскольку могла поразить любую точку, перехват её по тем временам был невозможен. К 1974 году СССР развернул 288 таких ракет, которые состояли на вооружении более пяти лет. Исто­рики отечественного ракетострое­ния пишут, что именно в КБ Михаи­ла Янгеля в 1960-е годы начались работы по созданию первых, пол­ностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистиче­ских ракет сделали комбинирован­ной: первая ступень работала на твёрдом топливе, вторая – на жид­ком. В целом новая ракета облада­ла рядом ценных новшеств и пио­нерских решений. Новинкой под­вижного комплекса стал транспор­тно-пусковой контейнер, из которо­го стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый «мино­мётный старт»: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а её двигатели запу­скались уже в полете.

Когда КБ «Южное» стало проекти­ровать и создавать межконтинен­тальные баллистические ракеты четвёртого поколения – РС-16 (СС- 17) и РС-20 (СС-18), американцы назвали её «сатаной». Работы были сложные, конфликтные, поскольку Янгель тогда уволил главного кон­структора шахтных пусковых устано­вок Евгения Рудяка, который позд­нее назвал конструкторские реше­ния своего бывшего коллеги чудом. СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. Послед­ний год он тяжело болел. Пять инфарктов, огромная ответствен­ность. Выдающийся конструктор скончался 60-летним, 25 октября 1971 года, прибыв в министерство, где его должны были чествовать как юбиляра. Похоронили академика на Новодевичьем кладбище. Тогда пре­зидент Академии наук СССР Мстис­лав Келдыш сказал, что советская наука, наша страна обязаны акаде­мику М.К. Янгелю развитием новых направлений науки и техники, соз­данием замечательных образцов совершеннейших конструкций, что внесло громадный вклад в укрепле­ние могущества нашей Родины.

Именем академика Янгеля назы­вались улицы и школы, океанский лайнер-сухогруз, спущенный на воду судостроителями Херсона в 1972 году, пик на Памире, астероид и кратер Луны. В Иркутской области есть улица Янгеля в Братске и Железногорске-Илимском, посё­лок в Нижнеилимском районе, недалеко от тех мест, где он родил­ся. В 1972 году на здании МАИ была установлена мемориальная доска с надписью: «Пусть в этой жизни у нас были ветры и бури, грозы и штормы, но сумели мы всё-таки пройти сквозь все эти невзгоды… Пусть отведённые нам природой остальные годы будут без бурь и штормов, но обязательно в борьбе за счастье простых людей, за сча­стье наших детей и внуков. (М.К. Янгель)». 15 октября 1977 года в центре Железногорска-Илимского был установлен памятник М.К. Янгелю. Митинг открыл председа­тель горсовета Николай Сакович. С бюста спало голубое покрывало, и перед взором двадцати тысяч чело­век предстал Михаил Кузьмич Янгель, увековеченный в бронзе. Автор памятника – народный худож­ник Украины Галина Кальченко. Высота вместе с постаментом составляет пять метров. Архитек­тор проекта – А. Ф. Игнащенко. На правой стороне находятся две звезды Героя Социалистического Труда, на левой – медали Ленин­ской и Государственной премий. На гранитном постаменте помещены строки Указа Президиума Верхов­ного Совета СССР, отлитые в брон­зе. На открытии памятника присут­ствовали супруга конструктора Ирина Стражева-Янгель, космонавт № 2 Герман Титов и будущий прези­дент Украины Леонид Кучма, кото­рый в то время был секретарём парткома конструкторского бюро «Южное» и едва ли мечтал о боль­шой политической карьере.

7 ноября 2014 года памятник Михаилу Кузьмичу был установлен в поселке Янгель Нижнеилимского района. Более сорока лет на историческом факультете ИГУ работает доцент кафедры мировой истории и международных отношений Татьяна Янгель, племянни­ца авиаконструктора. Лет десять назад в одном из интервью она рассказала, что помнит тот самый дом, в Зыряново: «Я ещё помню этот замечательный запах: заходишь в амбар, а там стоят бочки с брусникой, грибами, с квашеной капустой. Запасались на всю большую семью, хотя старшие дети тогда уже разъехались».

Татьяна Яковлевна, дочь Якова Кузьмича, самого младшего из сестёр и братьев Янгель. Одну из встреч с «широко известным в узких кругах» дядей она также вспоминает: «Его приезда все ждали, только и разговоров было, что вот-вот приедет Миша. Обаятельный, улыбчивый, дружелюбный, располагающий, он меня совершенно поразил. Он разговаривал со мной, как со взрослым человеком, спрашивал, что мне интересно, какие книги я читаю. Прежде со мной никто так не говорил. Отлично помню и последнюю встречу, в 1965 или 1966 году он приезжал в Днепро­петровск к своему брату Павлу, у которого мы гостили. Михаил Кузьмич говорил тогда: “Как же мне хочется собрать вас вместе”. Ему вот-вот обещали большой дом с гостевыми комнатами. Знае­те, у него было обострённое чувство родства. Он помогал нам, когда не хватало денег на кирпичный дом. Он не был академич­ным, замкнутым, постоянно улыбался – на всех фотографиях у него улыбка. Это очень притягивало к нему. Моя сестра рассказы­вала, что об этом же качестве – умении собирать вокруг себя людей – говорили космонавты и конструкторы, которые съезжа­лись в Железногорск на юбилейные встречи».

Открытие памятника в Железногорске-Илимском, октябрь 1977. Возле памятника – Герой Социалистического Труда, заместитель главного конструктора КБ «Южное» Михаил Галась и секретарь парткома КБ «Южное» Леонид Кучма.
Открытие памятника в Железногорске-Илимском, октябрь 1977. Возле памятника – Герой Социалистического Труда, заместитель главного конструктора КБ «Южное» Михаил Галась и секретарь парткома КБ «Южное» Леонид Кучма.