-->

Из злата и серебра

В Еланцах провели мастер-класс по изготовлению украшений
Местные мастера и ремесленники освоили новые знания и техники при работе с металлом для изготовления традиционных украшений
Местные мастера и ремесленники освоили новые знания и техники при работе с металлом для изготовления традиционных украшений

Обязательным элементом традиционной одежды любого народа являются украшения. Существуют территориальные, этнические различия в украшениях, а также различия по полу и возрасту. Увешанная драгоценностями женщина является как бы символом материального благополучия и кредитоспособности ее семьи. Полный комплект украшений можно увидеть в праздничных и свадебных нарядах. А как их изготовить самим, мы узнали на семинаре в поселке Еланцы.

Чем старше, тем ценнее

В Ольхонском районе сотрудники Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов провели семинар «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в УОБО». В рамках семинара был проведен мастер класс «Изготовление декоративного панно из войлока и металла» и «Изготовление комплекта бурятского женского украшения эхиритских родов».

С незапамятных времен бурятский народ придавал большое значение украшениям. Они не только служили для выполнения их прямого назначения — украшать, но и наделялись большим символическим смыслом, играли роль амулетов — оберегов, маркировали возраст и социальное положение человека, утверждали переход личности из одного статуса в другой.

Кочевой образ жизни диктовал потребность в минимальном количестве небольших по размерам, многофункциональных, прочных предметов быта. Так как кочевники разводили скот, то численность его не могла быть бесконечной. Буряты обменивали его на хлеб, ткани, металлические изделия или же продавали в Иркутске, Верхнеудинске. На вырученные деньги заказывали, покупали украшения и старались не расставаться с ними. Считается, что украшения относятся к ценностям вечным, и чем они древнее, старее, тем ценнее.

С простой косой замуж нельзя

Определить статус бурятской женщины можно было, лишь один раз взглянув на ее одеяние и аксессуары. А вот определить возраст можно было, взглянув на косу девушки.

Например, в детстве девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. При достижении зрелости, в 14—15 лет, менялись покрой платья и прическа. В 13—15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха, hабига). На затылке из оставшихся волос заплетали 1—3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки на следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчика.

В 14—16 лет на косы надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы — юбун. Носили такое украшение девушки на выданье. А уже после замужества разрешалось носить юбун до первого ребенка.

Иногда длинноволосым буряточкам приходилось непросто. Если кто-то хотел надеть наспинное украшение, то его могли прикрепить к косе. Называли такие украшения сажа, гэзэгэ, маржан, нархинсак. Представляло оно собой полосу из сыромятной кожи длиной в 90—100 см. Сверху пришивали красное сукно, на сукно — пластинки и монеты из железа. Девицы носили одну, а невесты и замужние женщины — по две.

У ольхонских бурят такое украшение, заменяющее бурятскую косу, с кистями черного шелка, унизанное в два ряда серебряными монетами, называлось маржан.

Были украшения, которые сверху привязывали к ожерелью (хоолобши), а снизу связывали ремешками с платьем.

Позже такие интересные вставки заменили платком, его подвязывали во время свадебного ритуала невесте сверху платья или безрукавки. Характерен он был для верхоленских бурят.

Проще всего было с ручными украшениями — кольца, перстни, браслеты. В старину кольца бурят не делились на мужские и женские. Отлитые преимущественно из серебра, они были своего рода универсальными, годными для лиц любого возраста и обоего пола. Реже делались кольца из золота. Однако широко практиковалось золочение серебряных колец.

Перстни бульдару и кольца бэhэлиг женщины обычно носили на указательных и безымянных пальцах, целых четыре колечка. Сережки, браслеты, кольца женщины носили ежедневно, выполняя любую работу — при приготовлении пищи, шитья, и т. д.

Браслеты угаабар, бугааг — наиболее распространенный вид украшения — носили женщины и мужчины на обеих руках. Уже в те времена браслеты были на любой вкус — гладкими и цельными, круглого и плоского сечения, с замком и без него.

Украшал бурятский народ не только себя, но и свою одежду. Так, верхоленские буряты делали украшения на шапку, нашивали в один ряд белые бусы и монеты, а также украшениями служили круглые пуговицы или металлические пластины.

Красивой и популярной в то время считалась биизга малгай — женская шапка, напоминающая тюбетейку. Встречалась она в основном в Боханском и Осинском районах. Ее тулья кроилась из прямого узкого куска ткани шириной 6—8 см. Однако, хотя верх шапки в плане был круглый, он кроился из прямоугольного куска ткани, который собирали по одному длинному краю в мягкие складки, тем самым образовывая центр шапки.

На женскую шапку биизга малгай, напоминающую по форме тюбетейку, сверху по центру пришивали серебряную монету, красивую пуговицу или круглый кусок картона, обтянутый нарядной тканью. Иногда под монету пришивали кисточки (сасэк).

У нарядных шапок тулью обшивали шелком, позументом (чтобы обязательно блестело), украшали цветами из ткани или бумаги, иногда с вышитым растительным орнаментом. Этот тип шапки мог выступать в качестве нарядного свадебного головного убора, тогда вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья. Верх кроили из сукна, бархата или шелка.

«Люди хотят учиться»

На семинаре также затронули тему того, что украшения несли большую символическую нагрузку. Особенно изделия из серебра и золота воспринимались как заключающие в себе «жизненную силу», отвращающие зло и болезни. Ношение украшений, игравших роль оберега, выполнявших магическую функцию, считалось необходимым как для женщин, так и для мужчин. Следуя поверьям, даже самые бедные семьи, несмотря на большие материальные затруднения, старались завести украшения — в основном серебряные и лишь в крайнем случае из меди и латуни.

— Мы проводим такие семинары уже не первый год, и радостно, что люди действительно заинтересованы в этом. В знании своей культуры, традиций, — поделилась Виктория Банаева, художник, искусствовед, кандидат исторических наук. — А главное, что они хотят работать. Как правило, на подобные мастер-классы приходят люди, которые хотят получить какие-то практические знания и навыки, чтобы потом донести их до других. И на таких мероприятиях это возможно. Там ведь представлены все необходимые инструменты, материалы. Мастер подробно объясняет весь процесс работы.

В этот раз мастер-классы проводили Федор Тулохонов, художник УНЦХНП, и Эдуард Куклин, художник-конструктор УНЦХНП, народный мастер Иркутской области.

Вся история, к которой неоднократно обращаются мастера, по словам Виктории, тщательно собирается и хранится в методическом фонде Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов.

— Там мы формируем базу данных, касающихся традиций бурятского народа. У нас большой фотофонд, который мы берем из разных источников, литературы, архивов и т. д. Мастера и художники ведут активную работу по поиску образов. Создаются даже коллекции костюмов. В 2018 году была создана коллекция «По тропе предков», это была первая авторская, коллективная работа. И до этого дня работа продолжается. Мы отшиваем народные костюмы, делаем различные пояса и другое. Мастера изготавливают украшения. И главное, что это важное дело. К нам обращаются люди из различных организаций за помощью, а это значит, что мы делаем все правильно, — заключила Виктория Банаева.