Искусственный дождь и мягкое стойло

В двух хозяйствах Усольского района открылись современные фермы
Ферма в АО «Железнодорожник» полностью автоматизирована. Климат-контроль, орошение помещения, комплекс раздачи кормов... Коровы будут жить в комфортных условиях.
Ферма в АО «Железнодорожник» полностью автоматизирована. Климат-контроль, орошение помещения, комплекс раздачи кормов... Коровы будут жить в комфортных условиях.

Новый год буренки двух хозяйств Усольского района встретят новосельем.
Новый год буренки двух хозяйств Усольского района встретят новосельем.
При строительстве ферм учитывался опыт российских и зарубежных коллег. Были отобраны лучшие практики.
При строительстве ферм учитывался опыт российских и зарубежных коллег. Были отобраны лучшие практики.
В хозяйствах уже задумались об увеличении поголовья.
В хозяйствах уже задумались об увеличении поголовья.

Накануне Нового года в Усольском районе ввели в эксплуатацию две молочные фермы. Одну из них построила семья из деревни Бадай, а вторая принадлежит крупному агрохолдингу АО «Железнодорожник». Каждый из объектов рассчитан на 200 голов крупного рогатого скота. Помещения оснащены современным оборудованием. Сельхозпроизводители уже опробовали технику. Они уверены, что новые фермы позволят не только улучшить условия содержания поголовья, но и увеличить объемы производства, а это значит, что натуральной, экологически чистой продукции в регионе станет больше.

Семейный бренд

Бадай — маленькая деревушка. В ней живет около 300 человек. Работы здесь нет, поэтому большая часть населения трудится в Усолье или поселке Среднем. Зато есть свое большое семейное хозяйство, которым управляют Сергей и Ольга Матюха. Раньше у руля стоял глава семьи, а с 2007 года Ольга Николаевна взяла управление в свои руки. В Бадай она попала в 1991 году, когда ее как молодого специалиста, ветврача направили работать в совхоз «Новомальтинский». В деревне находилось второе отделение. Здесь она познакомилась с будущим супругом, который был водителем. Когда большое и, казалось бы, крепкое хозяйство развалилось, супруги стали думать, как выжить. И пришли к мнению, что пора заняться собственным бизнесом. Взяли в оборот 200 га земли и начали выращивать зерновые и кормовые культуры. Параллельно разводили скот.

Посевные площади с тех пор увеличились в два раза, а количество крупного рогатого скота черно-пестрой породы достигло 200 голов, в том числе есть и 85 дойных коров. Надой на одну фуражную корову в хозяйстве — свыше пяти тысяч кг в год. Есть в подворье и овцы. Семья обеспечивает поголовье собственными кормами. Заготавливают сено, силос, фураж. На участке построены зерносклад, бетонированная силосная яма, гараж для сельхозтехники, коровники и цех по переработке молока. К работе на земле подключились и дочь с зятем. Два года назад Матюхи стали обладателями гранта на создание и развитие семейной молочной животноводческой фермы. Перед тем как приступить к стройке, супруги побывали во многих хозяйствах, смотрели объекты. Когда выбор был сделан, работа закипела. Ее результатом хозяева остались довольны.

— Мы хотели построить высокотехнологичную ферму, и, думаю, у нас все получилось. Уже подключили молокопровод, транспортер навозоудаления. Сейчас будем запускать наших кормилиц. В перспективе мы хотим увеличить поголовье, — говорит Ольга Николаевна.

В хозяйстве трудятся пять человек. После запуска фермы на работу примут еще трех доярок. Фермеры производят сметану, творог и пастеризованное молоко, в будущем они планируют расширить ассортимент и запустить кисломолочную линейку, мягкий сыр. В Усолье продукцию фермеров хорошо знают, она имеет свой бренд и пользуется спросом у покупателей.

Как отметила Наталья Жилкина, первый заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области, с 2013 года — со времени реализации программы по строительству семейных молочных ферм — было создано 34 таких объекта. На эти цели израсходовано порядка 400 млн рублей. Таким образом, за последние годы в регионе появилось три тысяч новых скотомест.

— В ближайшее время три фермы появятся в самой северной территории нашей области — Киренском районе. Для нас это большая победа, этот район, было время, не показывал успехов в этом направлении. Еще одна задача, которая стоит перед нами, — развивать откормочные площадки. Позиция минсельхоза такова, что следует заниматься комплексным развитием АПК. Одновременно с молочным направлением сельхозпроизводители могут развивать и мясное, — подчеркнула Наталья Жилкина.

Усиленное питание для передовиков стада

Новую ферму торжественно открыли и в Тельминском отделении АО «Железнодорожник». Она построена в рамках инвестиционного проекта «Развитие молочного животноводства», проект реализуется с 2016 года. При строительстве здания были использованы новые технологии с применением клееного бруса. Такой материал не деформируется со временем, экологичен и безопасен для человека и животных. Внутри ферма укомплектована современным оборудованием для привязного содержания коров. Есть стойловое оборудование, молоко- и вакуумпроводы, вакуумная установка, молокоприемники, доильные аппараты с автосъемниками, система автоматической промывки оборудования.

На объекте установлен комплекс раздачи кормов животным и автоматический пересчет рационов в зависимости от продуктивности коров. Он высчитывает, сколько концентрированного корма необходимо каждой буренке. Чем больше корова дает молока, тем больше корма ей положено. Кормят стадо семь раз в сутки. На одну голову в сутки уходит 12—15 кг корма. Вместо привычных кормушек оборудованы кормовые столы из полимерного покрытия. Они гигиеничны и комфортны. Поилки работают в автоматическом режиме.

Среди передовых технологий — климат-контроль. Мощная вытяжка и вентиляторы позволяют автоматически следить за температурой в коровнике. Так, например, летом, когда столбик термометра поднимается до +22 градусов, на ферме включается орошение, и температура падает. В каждом стойле на полу постелены маты, чтобы каждой корове было мягко, удобно и она меньше травмировалась.

— Открытие новой фермы — это значимое событие для нас. Здание соответствует всем современным требованиям и санитарным правилам. Мы учли опыт не только российской, но и зарубежной практики, — отметил Андрей Лифантьев, директор АО «Железнодорожник». — Все строительные, отделочные работы уже завершены, оборудование запущено в тестовом режиме, и мы готовы ввести объект в эксплуатацию. Уверены, что эта ферма позволит нам увеличить продуктивность и нарастить объемы выпускаемой продукции.