Иркутяне жалуются больше всех

Жителей Приангарья по-прежнему обижают банки, перевозчики, продавцы
 В Иркутской области по-прежнему много жалоб на некачественные сотовые телефоны, смартфоны, планшеты.
В Иркутской области по-прежнему много жалоб на некачественные сотовые телефоны, смартфоны, планшеты.

По словам Виктора Низовцева, баланс интересов потребителей и предпринимателей в последние 10—15 лет смещается не в пользу граждан.
По словам Виктора Низовцева, баланс интересов потребителей и предпринимателей в последние 10—15 лет смещается не в пользу граждан.

Много лет в администрации Иркутска работал отдел по защите прав потребителей. Его неизменным руководителем являлся Виктор Низовцев. Какие только случаи не приходилось рассматривать специалистам! В одно время их буквально засыпали жалобами по поводу недобросовестных фирм, устанавливающих пластиковые окна. В другой раз это были туроператоры, не исполняющие своих обязательств. Рассматривались и бытовые проблемы: испорченный или бракованный товар, некачественная продукция.

Страховка на четверть миллиона

Три года назад отдел был реорганизован. Сегодня Виктор Низовцев является президентом Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей. И, как он отмечает, обращений граждан из года в год меньше не становится. При этом беззащитными перед недобросовестными предпринимателями, как и прежде, в первую очередь оказываются люди старшего возраста.

— Могу привести свежий пример. В банке пожилой женщине порекомендовали якобы очень выгодный инвестиционный вклад, и она не глядя подписала документы. Только придя домой, женщина обнаружила, что заключен договор страхования жизни и плата за страховку составила 255 тысяч рублей! Она сразу обратилась в тот же банк с отказом от договора страхования, однако не учла того, что отказ необходимо было адресовать не банку, а московской страховой компании. Пока с нашей помощью разобралась, истек установленный законом 14-дневный период. И только через суд удалось защитить ее права.

По словам правозащитника, в последнее время поступает много обращений в суд в связи с приобретением гражданами некачественной мебели. Три раза в этом году суды по искам общественной организации выносили решения в пользу потребителей, заказавших мебель саратовского производства в одном из иркутских салонов. В некоторых случаях товар не соответствовал образцам, в других — мебель была передана с просрочкой, а претензии покупателей не удовлетворялись. Кроме того, по-прежнему идут жалобы на некачественные сотовые телефоны, смартфоны, планшеты.

— Имеется пример недобросовестного поведения и авиаперевозчика. При перелете из Вьетнама в Иркутск рейсом авиакомпании «Роял Флайт» был поврежден багаж. На претензию пострадавший пассажир ответа не получил. Ему было необоснованно отказано в применении Монреальской конвенции по международным перевозкам, в соответствии с которой предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. По требованию юристов авиакомпании дело неоднократно пересматривалось в суде, и почти год понадобился для вынесения решения в пользу пассажира.

Потребителей притесняют

Чаще всего в общественную организацию по защите прав потребителей обращаются жители Иркутска, и как правило, это трудоспособное население. К сожалению, статистика такова, что наши жители по-прежнему остаются юридически неграмотными и этим в полной мере пользуются нерадивые предприниматели и различного рода компании.

— Могу привести интересный случай из нашей судебной практики. Страховая компания отказала в выплате страхового возмещения на том основании, что гражданин, застраховавший свою гражданскую ответственность, не был зарегистрирован в квартире, где фактически проживал и где произошла коммунальная авария. В суде нам удалось взыскать причиненный имуществу ущерб, неустойку, компенсацию морального вреда. Кроме этого, суд взыскал в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от взысканной суммы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Вместе с тем, по словам Виктора Низовцева, в последние несколько лет баланс интересов потребителей и предпринимателей смещается не в пользу граждан. Ярким свидетельством этого, к примеру, является существенное расширение перечня технически сложных товаров, в отношении которых права потребителей на замену и возврат ограничены. Сегодня вся цифровая и почти вся бытовая техника, электроинструмент, часы и другие товары из этого перечня в случае выявления недостатка подлежат только гарантийному ремонту. Требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо замены товара можно лишь в течение первых 15 дней либо при выявлении существенного недостатка.

— Другой пример. В 2008 году была запрещена контрольная закупка, а это действенный инструмент для выявления фактов обвеса, обсчета и обмана потребителей. Недавно этот закон был отменен, но фактически воспользоваться вновь обретенным правом контролирующие органы не могут, поскольку до сих пор не разработаны правила для проведения контрольной закупки.

Еще один негативный фактор — это повсеместное упразднение муниципальных структур защиты прав потребителей. В результате таких действий граждане лишились возможности бесплатно получить правовую помощь для обращения в суд в защиту нарушенных прав. В этом году ситуация изменилась и муниципалитетам вновь возвращены такие полномочия, однако восстановить разрушенное звено системы теперь довольно проблематично.