Иркутский авиадоктор усилил позиции

Новый медкомплекс контролирует безопасность полетов
Зачастую пассажиры даже не замечают, что что-то произошло, благодаря профессионализму экипажа. Но летная работа носит особый, стрессовый характер. Как отмечают эксперты, самой распространенной болезнью у пилотов, как и у большинства людей, является гипертония.
Зачастую пассажиры даже не замечают, что что-то произошло, благодаря профессионализму экипажа. Но летная работа носит особый, стрессовый характер. Как отмечают эксперты, самой распространенной болезнью у пилотов, как и у большинства людей, является гипертония.

В медпунктах иркутского аэропорта, через которые проходят его сотрудники перед сменой, установили новейшие комплексы электронной системы медицинских осмотров. Один — в здравпункте терминала международных авиалиний, еще два — в медкабинетах службы грузовых перевозок и транспортного гаража предприятия. Теперь предсменный и предрейсовый медицинский контроль занимает не больше двух минут на человека, а ведь каждые сутки на территорию аэропорта выходят более 400 специалистов, занятых на обслуживании самолетов.

Две минуты перед сменой

Обязательный предсменный медицинский осмотр в аэропорту Иркутска проходят все сотрудники, чья деятельность связана непосредственно с обслуживанием самолетов. От их действий зависит безопасность полетов, а значит, жизни людей. Поэтому недопустимо, чтобы водитель спецтранспорта, грузчик или заправщик самолета вышел на работу с плохим самочувствием.

— Сажусь поудобнее, регулирую кресло под себя. Прикладываю пропуск, прохожу идентификацию. Надеваю рукав, — специалист службы организации пассажирских перевозок Анатолий Каминский показывает, как работать с оборудованием.

За рабочим компьютером — старший фельдшер здравпункта. 30 секунд — и показатели артериального давления и пульс на дисплее. Измеряет температуру — норма. Далее — тест на алкоголь. Следующий этап — пупиллометрия. Эта процедура, основанная на измерении размера зрачка, показывает, употреблял ли человек наркотические вещества, а также позволяет сделать общий анализ о состоянии центральной нервной системы и организма в целом. Нужно просто посмотреть в специальное зеркало, оно выведет изображение на экран врача, зафиксирует все изменения. Загорается зеленая надпись: медосмотр пройден. Можно идти на работу.

Анатолию Каминскому положены два осмотра — перед началом смены и после ее завершения. Такой усиленный контроль обязателен не для всех сотрудников, а только для тех, чей труд связан с особыми нагрузками. Анатолий — водитель-приемосдатчик груза и багажа. Почти всю смену, а это 12 часов, он проводит на улице, зимой работа идет при низких температурах, связана с физическими нагрузками. Второй осмотр по окончании смены позволяет зафиксировать состояние сотрудника, чтобы установить возможное ухудшение здоровья. Это обусловлено вредностью труда и прописано в специальных документах.

Когда 300 жизней за спиной

Особый контроль — за состоянием здоровья пилотов. Даже если нет никаких жалоб, тщательный медосмотр они проходят каждый год. Летная работа носит особый, стрессовый характер. Пилоты должны в очень сжатые сроки принимать ответственные решения. Зачастую пассажиры даже не замечают, что что-то произошло, благодаря профессионализму экипажа, а волнение и стресс делают свое дело.

Но даже если исключить экстренные ситуации, нагрузок хватает: смена часовых поясов, перепады высот и давления — все это является достаточно серьезными факторами, влияющими на здоровье. Однако чем раньше диагностировать проблему и начать ее лечить, тем лучше будет летный прогноз авиаспециалиста.

Разрешение на полеты пилотам, бортпроводникам, авиадиспетчерам дает врачебно-летная экспертная комиссия, или ВЛЭК. Она действует на базе медико-санитарной части иркутского аэропорта. За год ее эксперты делают более тысячи заключений. Обследуют экипажи всех местных авиакомпаний: «Ангары», «ИрАэро», «ЮТэйр», «S7», а также авиадиспетчеров, которые управляют воздушным движением с земли.

Тщательное обследование во ВЛЭК — это только часть системы медицинского сопровождения авиационных работников. Получили допуск к выполнению летного труда — до следующего глобального осмотра обязательно динамическое наблюдение у врача авиакомпании. Обязателен и предрейсовый осмотр в стартовом здравпункте аэропорта непосредственно перед вылетом — за два часа.

— Такая строгая система медицинского сопровождения летного состава совершенно оправдана. Посудите сами, у нас практически нет летных происшествий из-за проблем со здоровьем у авиационных специалистов, — утверждает председатель ВЛЭК иркутского аэропорта Наталья Труфанова.

Тем не менее вопрос о работе ВЛЭКов в России в последние годы поднимался достаточно часто. Нашу систему медосвидетельствования летного состава считают одной из самых сложных в стране. На Западе такого жесткого контроля нет. Там за здоровьем авиаспециалистов следят медэксперты, по сути частные врачи, но с лицензией ИКАО, и страховые компании.

— Работу врачебно-летных экспертных комиссий в России контролирует Росавиация. Мы готовим туда множество отчетов и других документов. Вопрос очень серьезный: от человека за штурвалом зависят еще 200—300 жизней за его спиной, — говорит председатель ВЛЭК Наталья Труфанова.

Лететь в хорошем здравии

А перед самым Новым годом в аэропорту открылся еще один здравпункт — в терминале внутренних авиалиний. Найти легко: десять метров вправо от стоек регистрации. Прием ведут круглосуточно.

— Теперь в обоих терминалах иркутского аэропорта есть здрав­пункты, куда могут обратиться пассажиры и сами сотрудники аэропорта в случае ухудшения здоровья, — говорит заведующая здравпунктом Наталья Лелеко. — Раньше он работал только в международном аэровокзале.

Новый здравпункт — это не просто помещение с кушеткой. Это целый медицинский комплекс площадью более 118 квадратных метров. Сегодня в нем тихо, обращения единичны. Но это пока. Летом, с началом сезона интенсивных полетов и ростом пассажиропотока, увеличится и количество обращений. А чтобы плохое самочувствие не омрачило вашего путешествия, Наталья Лелеко дает несколько советов:

— Постарайтесь не нервничать перед полетом. А для этого нужно заранее собрать багаж, лучше вечером, а не ночью. Хорошенько выспитесь, приезжайте в аэропорт заранее, лучше за три часа до вылета. Если есть хронические заболевания, не забудьте лекарственные препараты. И желаем вам отличного полета.

Водитель-загрузчик багажа Анатолий Каминский проходит медобследование на новом комплексе электронной системы медосмотров.
Водитель-загрузчик багажа Анатолий Каминский проходит медобследование на новом комплексе электронной системы медосмотров.