Иркутские шаманы открыли портал для духов

Иркутские шаманы открыли небесные врата. В воскресенье на берегу Иркута прошел священный обряд с жертвоприношением, посмотреть на который собрались десятки жителей со всей Иркутской области.

Под звуки бубнов и колокольчиков на свет свечи с небес на землю спускались верховные и родовые божества. Люди просили для себя и близких благополучия, здоровья, процветания, а при желании каждый из участников обряда мог заглянуть в свое будущее.

Воскресное утро как по заказу выдалось солнечным и жарким, поэтому проведению тайлагана ничто не могло помешать. Шаманы приехали задолго до назначенного времени, чтобы тщательно подготовиться к проведению обряда. К слову, добраться до указанного места многим удалось не сразу. Несмотря на то что обряд на Иркуте проводится уже в третий раз, для людей, впервые решивших посетить это мероприятие, место найти было не так-то просто. На сайте иркутской религиозной организации шаманов «Байкал» была дана даже схема проезда к месту событий, однако машины то и дело петляли среди многочисленных лесных дорог. Некоторые люди и вовсе прибыли пешком. От остановки «Мостоотряд» в микрорайоне Жилкино до берега Иркута нужно было пре­одолеть расстояние в два километра.

Желающих принять участие в тайлагане оказалось немного. Возможно, что люди просто не знали о нем. Как рассказала одна из участниц обряда, Лидия Трофимовна, она узнала о нем от брата. Сюда она приехала вместе с ним, с сыном и внуками.

— У нас в роду были шаманы, поэтому мы обязательно посещаем такие обряды. Проводим свои, родовые. Сейчас также приехали, чтобы просить благополучия, здоровья, успехов, чтобы все было хорошо и, самое главное, не было войны, — говорит Лидия Трофимовна.

Обряд проводился на большой поляне. Небольшая часть ее, в форме квадрата, была огорожена лентой. Переступать и заходить на нее могли только шаманы.

Паломники рассредоточились вокруг этой территории. При этом справа полагалось находиться только женщинам, а слева — только мужчинам. Каждый из них принес с собой угощение: молоко, чай, водку, различные сладости. Согласно традиции часть этой снеди предназначалась божествам, а другую половину паломники уносили с собой. В процессе обряда пища освящалась, и ее нужно было съесть в кругу своей семьи.

За огороженной территорией находилась палатка, в которой участники обряда оставляли записки с указанием своего имени, национальности, рода, знака по восточному календарю и года рождения. При этом нужно написать не фактический, а внутри­утробный год. Как пояснили организаторы, это требовалось для того, чтобы поставить защиту, «открыть дороги» и получить благословение духов.

Как рассказал Баир Тулунов, иркутский шаман, тайлаган проводится в честь того, что весной пробуждаются природа и великие божества. После того как шаманы откроют небесные врата, можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить благополучия, здоровья, счастья и мира не только для своих близких, родных, но и для всех людей.

В обряде приняли участие девять шаманов из иркутской религиозной организации «Байкал». Каждый из них заранее приготовил свой тахил — стол с угощением для божеств. Их установили в один ряд, неподалеку от березовой рощи, которую шаманы также приготовили сами. Молоденькие тоненькие березки они привезли с собой и украсили их разноцветными лентами. Синие означают небо, желто-красные символизируют золото, а бело-синие — серебро.

Одно из деревьев считается самым главным. Оно впитывает в себя благополучие и затем отдает всем людям, которые посетили тайлаган. Для каждой березы были приготовлены подарки. Так, например, одну и них украсили гнездами с «золотыми» яйцами, которые символизируют продолжение рода и начало хорошей жизни. Для божеств также было приготовлено жертвоприношение. Для этого перед церемонией был забит баран.

Принято считать, что именно по этим березкам божества спускаются на землю. Этот процесс называется «оживление березовой рощи», и следует он сразу после молебна, когда шаманы призывают спуститься на землю небесных божеств. Во время чтения они зажигают свечи, свет которых является для духов маяком, а звуки бубна и колокольчиков не дают им заблудиться.

Перед началом тайлагана всем паломникам даются строгие указания: не пить алкогольные напитки, не кричать и не ругаться. Также нельзя заходить за тахилы. После этого шаманы приступают непосредственно к обряду. После того как они призвали божеств и освятили березовую рощу, каждый из них вызывает и своего родового духа. Во время обряда они надевают свою традиционную одежду. Практически все шаманы облачены в синее платье. Этот цвет ассоциируется с вечно синим небом. Он символизирует вечность, постоянство, верность, символ мужского начала. На голову они надевают майхабши — шапку со шторками, которые закрывают глаза. Сверху изображены глаза. Считается, что они символизируют глаза входящего в тело шамана онгона.

Во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся онгон начинает смотреть на этот свет с помощью глаз на шторках.

В этот момент каждый желающий может подойти к шаману и задать любой интересующий его вопрос: о настоящем, будущем, спросить совета. При этом смотреть в глаза категорически запрещается, поскольку онгон может забрать душу человека. Несмотря на эти предостережения, многие паломники все же решились задать шаманам несколько вопросов.

В завершении тайлагана шаманы попросили для всех жителей региона благополучия, процветания, добра и мира.

В обряде приняли участие девять шаманов из иркутской религиозной организации «Байкал».
В обряде приняли участие девять шаманов из иркутской религиозной организации «Байкал».
Для божеств было приготовлено угощение — баран
Для божеств было приготовлено угощение — баран