Иркутская агломерация в поле зрения депутатов

Текст: Игорь Тихий , Фото: презентации ООО «Строй Инвест Проект» пресс-службы Думы Иркутска , СМ Номер один , № 42 от 26 октября 2023 года , #Общество

20 октября иркутские депутаты обсудили вопрос «О предварительных итогах научно-исследовательской работы по разработке документов транспортного планирования Иркутской агломерации». Инициативу на заседание комиссии по вопросам транспорта, связи и охраны окружающей среды внёс депутат Ростислав Белых. 

Для справки. В Иркутской области есть три агломерации: Ангарская (г. Ангарск, г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово), Иркутская (г. Иркутск, г. Шелехов), Братская (г. Братск).

Перед депутатами выступили представители ООО «Строй Инвест Проект», которые и проводят эту научно-исследовательскую работу. 30 мая 2023 года с организацией подписан государственный контракт, согласно которому результаты должны быть готовы 15 ноября 2023 года.

В рамках исполнения контракта подрядная организация обследовала пассажиропотоки на маршрутах регулярных перевозок, в том числе на остановочных пунктах, провела социальные опросы населения (анкетирование), обследовала интенсивность и состав транспортных потоков на улично-дорожной сети Иркутской агломерации. Подрядчик также провёл анализ показателей маятниковой трудовой миграции населения (с работы и на работу) по данным операторов мобильной связи.

По итогам сейчас готовятся предложения по необходимым мероприятиям, чтобы провести «оптимизацию действующей маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных перевозок пассажиров».

Для справки. В состав научно-исследовательской работы входит разработка математических моделей территорий агломераций, а также формирование базовых сценариев развития системы транспорта общего пользования и формирование мероприятий: комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения (КСОТ), комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на 10-летний период.

Депутатам на заседании комиссии представили возможные варианты движения по Байкальскому кольцу.

«Существующая схема дорожного движения создаёт конфликтные ситуации при перестроениях. Разгрузить развязку можно за счёт устройства прямого проезда через круговое пересечение для движения в прямом направлении между улицей Ширямова и проездом к плотине, строительства светофора, организации пешеходных переходов и изменения ширины проезжей части на существующих съездах и выездах с пересечения», – сообщил заместитель генерального директора ООО «Строй Инвест Проект» Евгений Литвин.

Для справки. Целью и задачами научно-исследовательской работы является обеспечение: безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения, а также субъектов экономической деятельности на территории муниципальных образований и городских агломераций; доступности объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; повышения безопасности дорожного движения; условий для управления транспортным спросом; приоритетных условий движения пассажирского транспорта общего пользования по отношению к иным транспортным средствам; условий для пешеходного и велосипедного передвижения населения; повышение доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Депутат Александр Сафронов поинтересовался учётом планов по реконструкции Лермонтовской развязки в научно-исследовательской работе.

«Считаете ли вы необходимым делать реконструкцию, которую администрация планирует делать, и увеличит ли это пропускную способность данной развязки?» – уточнил депутат.

Представители ООО «Строй Инвест Проект» ответили депутату, что реконструкция Лермонтовской развязки в планы мероприятий, которые исследовались в рамках проведённой работы, включена. 

По информации разработчиков, по уровню загрузки в Иркутске наиболее загружен Глазковский мост, а по интенсивности движения – «ряд мостов более загружены». C учётом этих данных разработчики также сделают ряд предложений. 

Депутат Ростислав Белых уточнил об учёте в исследовании планов по строительству многоуровневой дорожной развязки на улице Байкальская в районе плотины ГЭС. Но оказалось, что эти планы в научно-исследовательскую работу ООО «Строй Инвест Проект» не вошли.    

«В институтах выполнена работа по разработке Генерального плана Иркутска, и я думаю, что сейчас уже можно консолидироваться и провести совместную работу по этим двум документам», – высказал вопрос-предложение депутат Ростислав Белых.

Разработчики в ответ на вопрос депутата сообщили, что «координация с администрацией в части изменений будущего генплана Иркутска проводится, и все эти данные в итоговом документе исследования будут учтены.

Депутатам также были представлены предварительные предложения по приоритетности движения в городе. По данным разработчиков, доля обособленных трамвайных путей в Иркутске 38,8%. Это один из самых низких показателей в РФ. Поэтому необходимо увеличить процент обособленности, чтобы трамваи стали двигаться быстрее и тем самым эффективнее бы «разгружали» потоки пассажиров.

Хотя, по словам разработчиков, ширина улично-дорожной сети не всегда позволяет это сделать. Разработчики порекомендовали запланировать организацию трамвайных путей на следующих улицах города. На 2024 год – улица Партизанская (участок улица Советская – улица Волжская), улица Волжская, улица Депутатская и улица Ремесленная. Есть рекомендации и на последующие годы. В общем, обособить разработчики предлагают восемь километров трамвайных путей.

В рамках этой же работы по приоритетности движения предлагается дополнительное устройство 11,74 км выделенных полос для проезда общественного транспорта. Сейчас в Иркутске только восемь километров городских дорог выделены под эти цели. Разработчики предлагают сделать «выделенку» на улице Ленина уже в 2024 году, а в 2025 году – на бульваре Маршала Конева, на улице Мира, улице Маяковского, улице Сибирских Партизан и улице Байкальская. Вследствие этих мероприятий скорость движения общественного транспорта увеличится на 10-20%.  

По информации разработчиков, все предложения научно-исследовательской работы ставят целью обеспечить безопасность и скорость движения и увеличить комфорт для водителей и пассажиров.  

При этом наличие документов транспортного планирования, которые будут выполнены по результатам исследований, являются одним из основных условий реализации мероприятий большинства госпрограмм по обновлению общественного транспорта и транспортной инфраструктуры для городского наземного электрического транспорта в Иркутске.