Иннокентьевскому — сорок лет

Автомобильный мост через Ангару, многие годы именуемый иркутянами Новым, отметил юбилей
Фото Э.Брюханенко. Новый Ангарский мост, январь 1979 года.
Фото Э.Брюханенко. Новый Ангарский мост, январь 1979 года.

22 ноября исполнилось ровно 40 лет со дня открытия движения по Иннокентьевскому мосту. Шестиполосный, цельносварной, с высокой пропускной способностью, для своего времени мост, соединивший правый берег реки в створе пади Топка и левый берег в районе Жилкино, являлся уникальным. Став важной дорожной артерией, он помог оптимизировать городскую схему движения и вывести из центра грузовой транзитный транспорт.

Три «отца»

Строительство Иннокентьевского моста (до 2011 года носил неофициальное название Новый Ангарский мост) началось в 1969 году. К тому времени потребность во второй автомобильной переправе через Ангару (третьей, если считать плотину ГЭС) стояла крайне остро — необходимость в снижении транспортной нагрузки на центр города, в оптимизации маршрутных сетей и схем движения транзитного транспорта назрела давно. Генеральным проектировщиком стал Гипротрансмост, генеральным подрядчиком — «Мостоотряд-31». Были задействованы в возведении и местные предприятия. В частности, завод «Сварщик» варил оградительные решетки, завод имени Куйбышева отливал поручни. В общей сложности строительство моста продолжалось 9 лет.

— «Отцами» Иннокентьевского моста стали три личности — сильные, яркие, я бы сказал — эпохальные. Это первый секретарь обкома КПСС Николай Банников, председатель горисполкома Николай Салацкий и первый секретарь Иркутского горкома партии Леонид Шафиров. И каждый из них в меру своих сил и должностных возможностей сделал все для того, чтобы в Иркутске появился этот архиважный объект, — говорит экс-руководитель области, в прошлом первый секретарь обкома КПСС Владимир Потапов. — В социальном, экономическом и экологическом планах значение Жилкинского моста — шестиполосного, современного — сложно переоценить. Соединив два отдаленных района города, он стал важной пропускной артерией для всего Иркутска и разгрузил центр города от высокой концентрации личного, пассажирского и грузового транспорта.

Сам Владимир Потапов в годы строительства второй мостовой переправы через Ангару занимал должность первого заместителя заведующего отделом организационно-партийной работы обкома КПСС. Позже, буквально сразу после ввода моста в эксплуатацию, Владимир Иванович был избран на пост первого секретаря Куйбышевского райкома партии.

— Вступив в должность, я на деле убедился в том, каким импульсом к развитию стал новый мост для территории Куйбышевского района, где со строительством развязок и подъездных путей появилась необходимость и в благоустройстве набережной реки Ангары, и в проведении должного освещения, и в решении еще целого ряда вопросов. И все эти задачи мы планомерно решали, — поясняет Владимир Потапов. — Примерно так же складывалась ситуация и на левом берегу реки, где с введением в эксплуатацию нового моста стал развиваться и район Жилкино, который до этого, сказать откровенно, и окраиной города назвать было сложно. Скорее загородом, чем окраиной.

«Мог среди ночи позвонить»

Новый мост через Ангару, длиной чуть более километра, шириной 28 метров, возведенный по передовым для тех лет технологиям, являлся сооружением уникальным. Заслуженный строитель России, президент Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат на момент строительства и сдачи в эксплуатацию Иннокентьевского моста возглавлял Иркутскпромстрой. И хотя напрямую в возведении сооружения трест участия не принимал, содействие все же оказывал — где сырьем, где советом.

 — Мост через реку Ангару, раньше его называли Нижним, которому в этом году исполнилось 40, впору, я считаю, именовать мостом имени Салацкого. Потому что во многом именно благодаря трудолюбию, энтузиазму и деловой хватке Николая Францевича — легендарного председателя горисполкома — и был тогда возведен этот уникальный, очень важный для города мост. Сам Николай Салацкий буквально болел этой стройкой и мог, скажем, позвонить поздно ночью и назначить встречу прямо на мосту. Это означало, что какой-то вопрос требовал немедленного обсуждения. И конечно, мы — строители — ехали, а как же? Салацкий был руководителем, которого ценили. Ценили, любили, уважали по-настоящему.

— Что касается самого моста, то да — для своего времени это инженерное сооружение являлось уникальным. Тут уж Николай Францевич обогнал всех и вся, — продолжает Юрий Шкуропат. — А уникальность моста в том, что он цельносварной. То есть все соединения в его пролетных строениях  выполнены с помощь сварки, без применения заклепок или каких-либо других элементов крепления. На тот момент эта технология была передовой, наш Новый Ангарский мост стал одним из первых цельносварных мостов в СССР.

48 КрАЗов

Торжественное открытие моста состоялось 22 ноября 1978 года. За четыре дня до этого было проведено динамическое испытание: через мост проехали массивные, до отказа груженные гравием КрАЗы, собранные со всего города. Сам градоначальник Николай Салацкий в своей книге «О былом как было. Записки председателя горисполкома» вспоминал об этом так:

«Все было закончено к 10 ноября 1978 года. Испытание моста было назначено на воскресенье, 18 ноября: для динамического испытания моста надо было одновременно ввести 48 груженных гравием автомобилей КрАЗ и на тихом ходу плотной колонной по шесть автомобилей в ряд пройти через мост. Это была очень ответственная операция.

День был морозный. К 10 дня 48 нагруженных до отказа КрАЗов выстроились в колонну у правого подхода к мосту и ждали сигнала. К этому времени мостоиспытатели расставили приборы и разместились сами, они должны были подать сигнал движения. Во главе колонны вместе со мной шли заместитель председателя горисполкома Н.В.Дашко, зам. начальника УКСа А.Т.Волков, начальник мостоотряда В.И.Шатилов, управляющий ДРСТ К.С.Шаврин и управляющий трестом «Востсибстройтранс» В.З.Вершилло. Он непосредственно руководил автоколонной. Впереди шли еще инженерно-технические работники и партийные активисты. И вот как только колонна

КрАЗов зашла на середину самого большого мостового пролета, он постепенно, но заметно стал покачиваться и садиться вниз. Шофера остановились, выскочили из кабин и кричали кто в шутку, а кто всерьез: «Мы дальше не поедем, пока Салацкий не спустится под мост». Но было не до смеха. Подоспели мостоиспытатели: «Товарищи, не опасайтесь, это так должно и быть, все наши приборы фиксируют, что мост построен добротно и его испытание идет успешно, можно вперед». И действительно, все прошло хорошо. Какая это была радость — ведь для нашего родного Иркутска такой большой, красивый, такой уникальный мост! По поводу ввода в эксплуатацию моста на его правом крыле 22 ноября 1978 года состоялся большой митинг, казалось, что на него пришли все иркутяне. Председатель облисполкома А.Е.Соколов разрезал ленточку, и началось движение по Новому Ангарскому мосту».

«Это явилось событием!»

— Завод имени Куйбышева тоже был задействован в строительстве Нового Ангарского моста, на предприятии были изготовлены поручни. Поэтому на открытии сооружения от завода тяжелого машиностроения присутствовала целая делегация, — рассказывает иркутянка Вера Фомина, директор музея истории завода им. Куйбышева. — Конечно, и для города в целом, и для завода в частности открытие моста явилось настоящим событием, его ждали 9 лет.

В составе делегации от завода Куйбышева на торжественном открытии нового моста лично присутствовал Анатолий Огошков, на тот момент начальник депо железнодорожного цеха.

— Митинг по случаю открытия движения собрал сотни иркутян. Погода стояла холодная, ветреная, нас, заводчан, привезли на двух автобусах сразу после рабочего совещания, — вспоминает иркутянин. — Запомнилось, что в ходе торжественного открытия председатель горисполкома Николай Салацкий перечислил и поблагодарил все предприятия, которые так или иначе помогали в возведении моста. Причем наряду со строительными трестами, крупными заводами, в том числе и нашим, градоначальник упомянул и о более мелких предприятиях, не забыв даже о банно-прачечном комбинате! В этом читалось искреннее внимание и уважение.

В 2011 году три моста через реку Ангару получили официальные названия: Академический, Глазковский и Иннокентьевский. Однако последний в народе и сейчас зачастую именуют Жилкинским, Нижним, Новым или даже Старым Новым мостом.
В 2011 году три моста через реку Ангару получили официальные названия: Академический, Глазковский и Иннокентьевский. Однако последний в народе и сейчас зачастую именуют Жилкинским, Нижним, Новым или даже Старым Новым мостом.