Игрушечных дел мастер

Иркутский художник лепит из глины новогоднюю сказку
Керамические елочные игрушки хочется разглядывать, они как будто сошли со страниц детских сказок. «Для многих людей Новый год — это пора сказок и чудес, но я в сказки не верю, зато верю в уютные и красивые вещи, которые дарят ощущение счастья, радости. Поэтому я никогда не буду делать злые, страшные или пошлые изделия. Зачем это нужно, если в мире много красивого?» — говорит иркутский художник Андрей Журавлев
Керамические елочные игрушки хочется разглядывать, они как будто сошли со страниц детских сказок. «Для многих людей Новый год — это пора сказок и чудес, но я в сказки не верю, зато верю в уютные и красивые вещи, которые дарят ощущение счастья, радости. Поэтому я никогда не буду делать злые, страшные или пошлые изделия. Зачем это нужно, если в мире много красивого?» — говорит иркутский художник Андрей Журавлев

14 лет назад «Пятница» рассказывала о выставке в Музее истории города, экспонаты для которой предоставили иркутяне из своих частных коллекций. Каких только игрушек там не было! Довоенные, скрученные из ваты балерины, лебеди и жар-птицы. Несмотря на недолговечный материал, некоторые игрушки, которым сегодня уже больше ста лет, хорошо сохранились. Уникальные проволочные снежинки, кораблики, звезды и корзинки, которые в 30-е годы прошлого века делали из отходов проволоки разного диаметра и цвета. И конечно же, елочные игрушки из стекла, которые к 60-м годам «с головы до пят» украшали новогоднее дерево практически в каждой советской семье. Украшения, сделанные в духе марксистско-ленинских идеалов и эстетике социалистического реализма, гофрированные фонарики в китайском стиле, намекающие на дружбу СССР и Китая, которая завязалась в 50-х годах. А чуть позже на новогодней елке гармонично смотрелись гроздья винограда, сливы, ананасы, персики и даже морковка, болгарский перец и царица полей — кукуруза
14 лет назад «Пятница» рассказывала о выставке в Музее истории города, экспонаты для которой предоставили иркутяне из своих частных коллекций. Каких только игрушек там не было! Довоенные, скрученные из ваты балерины, лебеди и жар-птицы. Несмотря на недолговечный материал, некоторые игрушки, которым сегодня уже больше ста лет, хорошо сохранились. Уникальные проволочные снежинки, кораблики, звезды и корзинки, которые в 30-е годы прошлого века делали из отходов проволоки разного диаметра и цвета. И конечно же, елочные игрушки из стекла, которые к 60-м годам «с головы до пят» украшали новогоднее дерево практически в каждой советской семье. Украшения, сделанные в духе марксистско-ленинских идеалов и эстетике социалистического реализма, гофрированные фонарики в китайском стиле, намекающие на дружбу СССР и Китая, которая завязалась в 50-х годах. А чуть позже на новогодней елке гармонично смотрелись гроздья винограда, сливы, ананасы, персики и даже морковка, болгарский перец и царица полей — кукуруза

Некоторых людей вопрос «Кем ты работаешь?» запросто может поставить в тупик. Их профессия настолько необычная, редкая или странная, что вызывает удивление у окружающих. Чем занимаются эти люди, их профессия новая или давно забытая и возрожденная, какие качества нужны работнику и, наконец, где этому учат? «Пятница» продолжает знакомить своих читателей с интересными людьми и их профессиями.

Он не Дед Мороз, но тоже творит чудеса. Из обычного куска глины иркутянин Андрей Журавлев извлекает настоящее волшебство. В его руках бесформенная пластичная масса превращается в елочные игрушки в виде забавных мышат в платьях, лис в сарафанах, загадочных детей леса, собачек, медведей и других реальных и выдуманных существ. Но прежде чем они украсят собой ветви новогодней елки, фигуркам предстоит пройти долгий путь от лепки до финальной росписи. Поэтому за месяц керамических елочных игрушек получится сделать не так уж много, примерно150—200 штук.

— Едва наступает Новый год, мы начинаем думать о следующем, — говорит иркутский художник, руководитель мастерской авторской керамики LES Андрей Журавлев. — Первые полгода уходят на разработку идей — какие игрушки можно сделать к следующему празднику, а затем подробно прорабатываются их эскизы.

Но даже готовая идея не сразу воплощается в глине. Пара месяцев у мастера уходит на отработку фигурки, и только после этого она запускается в «массовое производство».

— Чтобы елка не сломалась под тяжестью 10 фигурок, они должны быть пустыми внутри, — объясняет Андрей Журавлев. — Поэтому слепить ее руками не получится, для этого используется шликерное литье.

То есть сначала художник лепит из глины нужную форму — как будет выглядеть готовая елочная игрушка, а затем из гипса снимает с нее слепок, состоящий из двух половинок. Кстати, с основным материалом для лепки — глиной тоже не все так просто.

— В работе мы используем желтую байкальскую глину и белую, которая добывается недалеко от Баяндая, — подключается к разговору управляющая керамической мастерской Анна Каючкина. — По отдельности из них лепить не получится, их нужно смешать.

Два вида глины в определенных пропорциях смешивают в тазике с водой и оставляют расходиться, после чего прокручивают в центрифуге и через автоматическое сито просеивают от комочков и пузырьков воздуха. После материалу дают 2—3 дня отдохнуть и просохнуть, и как только глина станет похожа на мягкий пластилин — можно приступать к работе.

— В гипсовую форму заливается глина, разведенная до консистенции кефира, — продолжает мастер. — Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому примерно через пять минут ее излишки сливаются, а на стенках формы остается изделие.

Обе половинки будущего елочного украшения вытаскиваются из формы и соединяются между собой, а места их соединения заглаживаются и шлифуются влажной губкой. После этого игрушка на сутки помещается в сушильную камеру, чтобы весь воздух и вода испарились.

— После просушки мы игрушки обжигаем, — рассказывает Анна. — Для этого загружаем их в печь на 12 часов при температуре 1050 градусов. Там им нужно пройти весь цикл, от полного нагревания до полного остывания. Если не соблюсти эту технологию, то произойдет термо­удар и керамика треснет.

После обжига фигурки попадают на стол к художнику, который расписывает их специальной глазурью и вновь отправляет в печь для закрепления цвета.

— У нас нет совершенно одинаковых работ, — утверждает Андрей Журавлев. — Это не потому, что я не могу повторить один в один, а потому что не хочу. Мне хочется, чтобы люди чувствовали, что каждая наша игрушка особенная, индивидуальная.

Цена вопроса

Стоимость елочного украшения из керамики напрямую зависит от его сложности. Цены на небольшие игрушки начинаются от 150—300 рублей, а на среднего размера — от 1000.

Вот в таких гипсовых формах в мастерской отливают керамические елочные игрушки, так как слепить вручную их не получится, ведь внутри они должны быть пустыми. Для этого используется шликерное литье. Из глины лепится форма будущей игрушки, с нее снимается слепок из гипса из двух половинок. В эту гипсовую форму заливается жидкая глина, излишки сливаются. На стенках формы остается слой глины, который вынимают и половинки соединяют, стыки и неровности затирают. Затем игрушку сушат, обжигают в печи и расписывают
Вот в таких гипсовых формах в мастерской отливают керамические елочные игрушки, так как слепить вручную их не получится, ведь внутри они должны быть пустыми. Для этого используется шликерное литье. Из глины лепится форма будущей игрушки, с нее снимается слепок из гипса из двух половинок. В эту гипсовую форму заливается жидкая глина, излишки сливаются. На стенках формы остается слой глины, который вынимают и половинки соединяют, стыки и неровности затирают. Затем игрушку сушат, обжигают в печи и расписывают