Играют на доверии

Как мошенники под видом известных банков дурят людей
«Вы стали победителем», «получите свой приз», «мы выбрали вас», «вам поступил денежный перевод» — это лишь малая часть удочек, которые закидывают аферисты в надежде добраться до чужих денег. Например, эти два письма мы скопировали из почты. В одном из них нам за красивые глазки предлагают получить денежную компенсацию. Психологи отмечают: мошенники пытаются нами манипулировать — выделяют уникальность адресата («наш генератор выбрал тебя») и ограничивают время на раздумья («транзакция аннулируется через 2 дня», счет пошел!). Отправляя тысячи, а то и миллионы подобных писем, аферисты уверены, что хоть несколько получателей да клюнет. На то и расчет; что называется, с миру по нитке
«Вы стали победителем», «получите свой приз», «мы выбрали вас», «вам поступил денежный перевод» — это лишь малая часть удочек, которые закидывают аферисты в надежде добраться до чужих денег. Например, эти два письма мы скопировали из почты. В одном из них нам за красивые глазки предлагают получить денежную компенсацию. Психологи отмечают: мошенники пытаются нами манипулировать — выделяют уникальность адресата («наш генератор выбрал тебя») и ограничивают время на раздумья («транзакция аннулируется через 2 дня», счет пошел!). Отправляя тысячи, а то и миллионы подобных писем, аферисты уверены, что хоть несколько получателей да клюнет. На то и расчет; что называется, с миру по нитке

«Ах, обмануть меня нетрудно. Я сам обманываться рад», — признавался Александр Пушкин, имея в виду романтические отношения и даже не предполагая, что по прошествии почти 200 лет по такому же принципу будут складываться взаимоотношения мошенников и их жертв. Следователи по финансовым преступлениям отмечают, что во многих аферах действительно виновата любовь… к деньгам. Только в одном случае это трепетное чувство заставляет человека придумывать новые мошеннические схемы, а в другом — без опасений диктовать незнакомцам данные своей банковской карты.

Иркутянка Марина, как обычно, проверяла свою электронную почту. Ничего необычного: несколько писем по работе, спам и рассылка от Сбербанка. Открыв письмо с круглым зеленым логотипом, иркутянка сначала не поверила своим глазам.

— На официальном бланке было написано, что мне выпала уникальная возможность поучаствовать в опросе от банка и получить бонус в 75 тысяч рублей, — вспоминает Марина. — С одной стороны, подозрительно, а с другой — сомнение: а вдруг правда, да и деньги лишними не бывают. В общем, мне стало любопытно, и я нажала на кнопку «Пройти опрос».

Простые вопросы шли один за другим: как часто пользуетесь банковской картой, какие покупки совершаете, обозначьте уровень ваших доходов и так далее. Каждый ответ, казалось, приближал к заветному денежному бонусу.

— В конце концов, меня попросили ввести номер банковской карты, — продолжает Марина. — Тогда я поняла, что это очередной развод, и закрыла страницу.

При детальном изучении письма от якобы Сбербанка выяснилось, что адрес отправки не соответствует домену финансовой организации. Да и сам опросник был размещен не на официальном ресурсе, а на интернет-странице, которая просто точно скопировала сайт банка.

— Сейчас мало кого удивишь эсэмэсками про заблокированные карты и приостановленные транзакции, — объясняет начальник отдела № 7 по расследованию преступлений на территории Октябрьского района, обслуживаемой отделом полиции № 7, СУ МУ МВД России «Иркутское», подполковник юстиции Светлана Харьянова. — Поэтому мошенники вынуждены изобретать все новые и новые способы отъема денег у населения.

Информационная рассылка под видом официального письма от банка — один из них. Мошенники научились очень точно подделывать не только элементы имиджа различных организаций, но и стиль изложения, манеру письма, а в некоторых случаях используют даже персональное обращение по имени-отчеству.

— Раньше было много обращений по обманам под видом банков, в частности Сбербанка, — рассказывает Светлана Викторовна. — Срабатывало имя организации, и люди верили. В последнее время больше обращений по обманам на фиктивных сайтах, в соцсетях. Преступники создают ложные страницы, аккаунты, где что-то продают, сдают. Например, недавно мужчина заказал на сайте «Авито» игровой руль, перевел около 20 тысяч продавцу, но остался ни с чем. Почему? Да потому что страница с объявлением была ненастоящей, мошенник ее создал специально для обмана.

Нередки случаи, когда люди ведутся на дешевизну. Находят в соцсетях аккаунт предприимчивой бизнес-леди, которая делает покупки, например, в Китае, набирают товаров на 20—30 тысяч, переводят деньги. В итоге оказывается, что страница фиктивная и их обманули — нет ни самой страницы, ни денег, ни вещей.

— Таких дел очень много. К примеру, женщина заказала шубу тысяч за 100, а пришел пуховик за четыре. И не придерешься — ведь пришел же, условия выполнены, — говорят в полиции.

Или человек хочет взять кредит на выгодных условиях. Через поисковик находит подходящее объявление от одного из известных банков. Переходит по ссылке и заполняет анкету, будучи уверенным, что банк настоящий. Вскоре ему перезванивает якобы сотрудник финансовой организации и сообщает, что кредит одобрен и нужно продиктовать данные карты, куда переводить деньги: номер на лицевой стороне и код на обороте. Вуаля — и вместо кредита человек лишается последних денег.

Общаясь с незнакомцем из интернета, люди всегда рискуют остаться без средств, ведь процент раскрытия подобных дел невелик.

— Это связано с тем, что телефонные номера и IP-адреса мошенников зарегистрированы в других регионах и даже странах, — объясняют в полиции. — А сим-карты анонимные или записаны на подставных лиц. Мы делаем запросы, но это занимает длительное время, и шанс выйти на мошенника минимальный, так как они быстро меняют симки.

Если мотивация аферистов понятна, то почему люди поддаются на их уловки? По словам полицейских, срабатывает алчность, жажда легких денег, выгоды.

— Позже пострадавшие признаются, что были информированы о возможном обмане, — отмечает Светлана Харьянова. — Но были уверены, что их это никогда не коснется, что они не поддадутся.

С этим согласна и иркутский психолог Оксана Савчук, правда с некоторыми поправками:

— Очень часто молодые люди пребывают в иллюзии контроля. А люди зрелого возраста наивны с точки зрения доверия, они живут в ином состоянии веры в информацию. Например, в случае обмана под именем известного банка срабатывает именно имидж этого банка. То есть его имя специально используется для того, чтобы присвоить его репутацию, так как информация, приходящая под этим названием, автоматически воспринимается как более корректная и правдивая.

По словам психолога, люди по-прежнему верят в счастливый случай и мечтают выиграть миллион.

— Например, в 90-х были наперсточники, на них был спрос. Люди фантазировали, что могут выиграть деньги. Почему их не стало? Потому что народ поумнел. Но мошенники тоже развиваются, они поменяли формат и перешли в интернет. Теперь это различные ставки, тотализаторы и так далее.

Психологи считают, что виноват и эмоциональный вакуум, в который попадают некоторые люди.

— Человеку не хватает впечатлений, и из-за куража и любопытства он начинает игнорировать безопасность, — поясняет Оксана Савчук. — Срабатывает скука, людям хочется хоть как-то подпитать жизнь.

Психолог уверена, что побороть мошенников можно лишь здравомыслием:

— Лучше остановиться и подумать, критически осмыслить предложение, а не кидаться в омут с головой.

Полицейские добавляют, что подчас доверие обходится очень дорого, поэтому, получив заманчивую смс, звонок с интригующим финансовым предложением якобы от банка, клич о помощи от друга в «Одноклассниках», звонок от родственника, который будто бы попал в ДТП, и тому подобное, не стоит слепо всему этому верить.

— Проверяйте данные, позвонив не по телефону из смс, а на горячую линию банка, — советует Светлана Харьянова. — Перезвоните родственнику, в полицию или банально пробейте номер телефона по поиску в интернете. Это убережет вас от финансовых потерь и множества проблем.

Банк не спрашивает паролей

Чтобы не попасться на уловки мошенников, запомните — операторы контактного центра Сбербанка никогда сами не звонят клиенту!

— Если возникла какая-либо проблема, клиент сам должен обратиться в банк, — говорит региональный менеджер по связям с общественностью и СМИ управления маркетинга и коммуникаций Байкальского банка ПАО «Сбербанк» Анна Кулакова. — Звонки могут поступить клиенту от сотрудников банка, например, для верификации доверенности или для подтверждения его личности, но при этом они не должны содержать вопросы о персональных данных клиента, пин-кодах и CVC-кодах банковских карт, другой контрольной информации, так как у банка есть все необходимые для работы сведения. А коды и контрольная информация не должны разглашаться даже сотрудникам банка.

Что же касается информационных писем от Сбербанка, то они никогда не содержат обещания материального вознаграждения за действия, не относящиеся к его услугам. Кроме того, приходят они только с почтовых ящиков, которые имеют окончание доменного имени sberbank.ru.

— Чтобы обезопасить своих клиентов, Сбербанк систематически проводит мероприятия по профилактике мошенничества, — продолжают специалисты. — Банк размещает информацию на официальном сайте и вместе с представителями правоохранительных органов ведет разъяснительную работу с населением о профилактике мошенничества; участвует в акциях по повышению финансовой грамотности граждан; взаимодействует с операторами связи для предотвращения случаев мошенничества. Если у клиента возникло предположение, что в отношении него совершенно мошенничество, он должен незамедлительно обратиться в банк по номеру 900 для блокировки банковских счетов и аккаунта в дистанционных сервисах банка, а затем сразу обратиться с соответствующим заявлением в полицию.

Именно такое «заманчивое» предложение получила иркутянка Марина на свою электронную почту. Под видом Сбербанка неизвестные пытались заманить ее в свою паутину и завладеть данными карты. Журналист «Пятницы» решила тоже пройти опрос и, чем черт не шутит, получить денежный бонус. Но буквально через несколько дней ссылка на опрос была деактивирована и показывала ошибку. Получив такое сообщение, первым делом проверьте адрес, с которого вам было отправлено письмо. Как правило, он не имеет ничего общего с официальным адресом банка. Стоит помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и, поверив сказочному предложению из смс или почты, вы рискуете и вовсе остаться без денег
Именно такое «заманчивое» предложение получила иркутянка Марина на свою электронную почту. Под видом Сбербанка неизвестные пытались заманить ее в свою паутину и завладеть данными карты. Журналист «Пятницы» решила тоже пройти опрос и, чем черт не шутит, получить денежный бонус. Но буквально через несколько дней ссылка на опрос была деактивирована и показывала ошибку. Получив такое сообщение, первым делом проверьте адрес, с которого вам было отправлено письмо. Как правило, он не имеет ничего общего с официальным адресом банка. Стоит помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и, поверив сказочному предложению из смс или почты, вы рискуете и вовсе остаться без денег