«Идёт страшная недооценка науки»

Роберт Нигматулин, советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН, экс-президент АН Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы третьего созыва. Лауреат Государственной премии СССР.
Роберт Нигматулин, советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН, экс-президент АН Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы третьего созыва. Лауреат Государственной премии СССР.

В области образования Россия пошла по пути США, где 95% детей получают «облегчённое» образование. Беда в том, что образованием и просвещением у нас ру­ководят чиновники. Впрочем, не только ими. Поэтому все реформы в образовании, науке, здравоохранении получились вредительскими, говорит научный руко­водитель Института океанологии им. Ширшова Роберт Нигматулин.

– Как Вы оцениваете уровень современных российских абитуриентов? Хорошо ли готовит их школа?

– Я оцениваю их уровень подготовки как очень слабый. Основная масса нашего народа получает слабое образова­ние. Мы в этом отношении пошли по пути США. Там тоже 95 процентов детей получают «облегчённое» образование. Вот Америка и имеет двух президентов, обвиняющих друг дру­га в уголовных преступлениях и призывами целовать своих афроамериканцев. У нас образование тоже стало чрезвычай­но «облегчённым». Люди как следует не изучают тригономе­трию, алгебру, синусы, литературу, язык. Везде чувствуется слабость. Я заведую кафедрой в МГУ, и к нам вроде бы по­ступают наиболее математически одарённые ребята, но всё равно мы вынуждены поступившим поднимать школьный уровень математического образования. И это не только у нас такая история. Везде так, и в Казани тоже. Всюду упал уро­вень образования.

– Почему?

– Потому что школьным образованием и просвещением у нас руководят чиновники, а не те люди, которые написали учебники, возглавляли школы, были заслуженными учите­лями с многолетним стажем. До революции отец Владимира Ильича Ленина Илья Николаевич Ульянов был опытным пре­подавателем, в 1869 году получившим назначение на долж­ность инспектора народных училищ Симбирской губернии, затем, в 1874-м, – на должность директора народных училищ Симбирской губернии. Он ездил и смотрел состояние школ, уровень преподавания, кто и как работает в школах, какие проблемы у детей и так далее. Наши же чиновники всё фор­мализуют.

Поэтому я критиковал и наше школьное образование, и Министерство науки и высшего образования. Они сплошь состоят из чиновников, а руководить должны опытные и за­служенные учителя, которые имеют практику и прекрасно знают все внутриобразовательные процессы. В советские времена и министерство образования, и Госкомитет по науке всегда возглавляли академики и крупные учёные. А сейчас кто? Посмотрите, одни чиновники.

– Мы сейчас провозгласили отказ от Болонской систе­мы и западных стандартов в образовании. А чем мы всё это заменим? Советское вернуть уже невозможно, обра­зование времён Российской империи тем более. Тогда что идёт им на смену, какие системные решения, концепции, формы и методы образования?

– Эту Болонскую систему нам внедряли чуть ли не насиль­но, а сейчас таким же волевым решением начинают её лик­видировать. Опять чиновничьи игры. Центральной задачей реформирования образования должно быть не изменение этих систем, Болонской или не Болонской, а центром обра­зования должен быть профессор, преподаватель, опытный учитель, в частности, их зарплаты. Он должен определять это всё, а не чиновники. А у нас что?

Вспомним попавшую под следствие и уволенную со скан­далом экс-заместителя министра просвещения, которая была назначена на эту должность в 35 лет. Почитайте её биогра­фию. Какой у неё был учительский опыт? Никакого. Вот у нас везде эти чиновники. Поэтому я понимаю общественность, её недоверие к проектам различного рода. А в образовании сейчас опять начнётся насилие над учителями: то давайте такую систему, теперь давайте другую. Не в этом дело.

У нас доля затрат экономики на образование в два раза меньше, чем в Европе. О каком развитии может идти речь при таком финансировании? Как поставить в центр обра­зования личность педагога, его зарплату, авторитет? Ведь именно это должно быть главным, а не переход с одной си­стемы на другую. А мы опять с этими системами начинаем учителей мучить. Я согласен с тем, что они возмущаются, и правильно делают.

– А в каких областях знаний и образовательных дисци­плин у нас сейчас наибольшие проблемы?

– Самое сильное отставание идёт в области математики. Мы говорим о массовой цифровизации, а уровень матема­тического образования у нас страшно упал. Я вам приводил этот пример. Кроме того, люди жалуются на грамотность. В Татарстане тоже, на мой взгляд, безобразие творится: люди не хотят изучать свой родной язык. Как можно?! Даже при Сталине в школах изучали родной язык. Когда человек изуча­ет родной язык и дома у него этот язык живёт, это же делает личность гораздо более интеллектуально развитой.

Мы все русский язык как родной в стране уже имеем, но если у татар и живущих вокруг татар есть возможность знать как родной или близкий ещё и татарский язык, то человек должен этим пользоваться, поскольку это делает его более развитым. У тех, кто в школе активно изучал два языка (та­тарский и русский), конечно, русский язык после окончания школы будет отставать по сравнению с теми, кто изучал толь­ко русский, поэтому у них возникают проблемы с поступле­нием в институты. Люди опасаются этого. Я уже сколько раз об этом говорил. Тогда для тех, кто в национальных школах изучал два языка, ЕГЭ, который является основанием для поступления в институт, нужно сделать русско-татарским, русско-башкирским или русско-чувашским – по желанию вы­пускника школы. Для них надо такие условия создать, потому что к 30 годам мои друзья, многие из тех, кто учились в наци­ональных школах, потом окончили вузы, стали специалиста­ми, оказалось, русский язык знают лучше, чем одноязычные, те, кто изучал только русский.

Те люди, которые имеют в своем багаже три языка (тре­тьим должен быть какой-то иностранный, например англий­ский или сейчас китайский), более гармонически развиты, чем те, кто знает только один родной. А у нас заявляют: учите по желанию. Но при таком подходе, если идти за желаниями, то и уровень русского языка ослабнет. Система, особенно в республиках, должна стимулировать изучение родного языка. Это развитие головы, мозга.

Воспитание народа должно быть, а у нас, к сожалению, всё стремятся упростить, примитивизировать. А почему? Потому что во всяких министерствах сидят люди без просвещенче­ского опыта. Они чистые чиновники – администраторы, не имеющие за плечами многолетнего опыта работы в школе, опыта написания учебников, методических указаний, опыта организационной работы на самом низовом уровне. Только тех, кто прошёл всё это, можно и нужно привлекать в Мини­стерство образования и науки на руководящие должности.

А у нас посмотрите на министра просвещения – это же молодой человек. Какой он опыт имеет? Но он диктует, как школьное образование в стране поставить. То же самое в ми­нистерстве науки и высшего образования. Кто его возглав­ляет? Но он хоть ректором был, правда, второразрядного университета, кандидат юридических наук. Всегда науку возглавляли крупные профессора и академики. Первое и не­обходимое условие – он должен быть крупным учёным и ор­ганизатором. Только такие люди могут и должны работать в образовании, быть министрами, заместителями министров, возглавлять департаменты. Пусть общественность за этим проследит. Требуйте, чтобы люди, которые не имеют соот­ветствующих навыков, не были руководителями. Тогда у нас и безопасность атомных станций будет.

– Сейчас идут активные разговоры о секвестре бюдже­та. Не тронули только защищённые статьи, а незащищен­ные, в том числе экономику, науку, образование, включая национальное, о котором Вы говорите, урезали.

– Виноват народ. Посмотрите, кого вы избрали. Посмо­трите, как ваш депутат голосует по этим вопросам, а потом думайте, стоит ли его переизбирать. Кого вы избираете, те и секвестрируют бюджет. А это важнейшие статьи: здравоохра­нение, образование, наука. Я же вам сказал, что доля расхо­дов ВВП на образование у нас по сравнению с Европой и так в два раза меньше, на здравоохранение – в два раза меньше, на науку – в два-три раза меньше. И они сократили именно данные сферы. Это легко, потому что мы беззащитные. А кто несёт ответственность? Вы. Вы избрали этих депутатов, вы и несёте ответственность.

– А по каким отраслям науки у нас сейчас наибольшее недофинансирование?

– По всем отраслям науки недофинансирование. Я даже на общем собрании Академии наук выступал по этому поводу. Там присутствовали первый заместитель председателя пра­вительства, министры, главы комитетов Госдумы и Совета Федерации, и я прямо сказал: «Мало того, что вы недофинан­сируете, так вы ещё и проводите вредительские реформы». Ведь все реформы, которые они делают в образовании, науке, здравоохранении, – вредительские! А общественного контро­ля нет, и при выборах все эти серьезнейшие вопросы не об­суждаются. Половина населения вообще не ходит на выборы. Нет никакой активности, требовательности, поэтому народ и виноват. Никогда ни президент, ни правительство, ни пар­ламент не бывают умнее своего народа. Поэтому основа всех наших неприятностей – это пассивность, которая царствует у нас в общественном сознании.

– Почему все реформы вредительские? В чём это вре­дительство выражается?

– Могу привести пример по Российской академии наук. В 2013 году все институты РАН передали министерству. Неуже­ли чиновники будут лучше руководить институтами, чем мы, академики и учёные? Вот вам пример вредительской рефор­мы. А реформы в образовании к чему привели? Мало того, что у нас учитель получает маленькую зарплату и авторитет его низведён, так ещё и чиновники диктуют ему, что и как делать, как и чему учить.

Это у нас главная беда, что власть принадлежит чиновни­кам. Чиновник должен выполнять волю народа и квалифици­рованных людей. И в Татарстане, я знаю, к сожалению, с этим делом плохо, и по всей стране. Я был директором Института океанологии имени Ширшова – это важнейшая сфера чело­веческой деятельности. Так вот я могу вам сказать, что чи­новничество делает всё, чтобы затормозить развитие науки, более того, даже разрушить институт. Не я определяю, что нужно делать с флотом, хотя деньги выделены, а чиновники.

Я не понимаю, как можно быть министром, если ты 20 лет не преподавал в школе или университете?!

– И последний вопрос. На Московском международном экономическом форуме Вы сказали, что миру угрожают идиоты. Что это за личности и какую именно опасность они представляют?

– Если вы помните, я сказал это на фоне слайда, где изо­бражён огромный круизный лайнер «Коста Конкордия», в 2012 году потерпевший крушение у берегов Италии. Его ка­питан увлёкся разговорами с какой-то женщиной, посадил лайнер за 4 миллиарда долларов на мель, и корабль пропал. Сейчас количество таких людей растёт во всем мире.

Ушли в небытие крупные государственные деятели. Нет людей масштаба Сталина, Рузвельта, Черчилля, де Голля. Так называемая европейская демократия привела к таким пе­чальным последствиям. А посмотрите, что творится в Амери­ке, где тоже разрушено образование народа. Два кандидата в президенты друг друга обвиняют в уголовных преступлениях. Даже в Америке, которую у нас до недавнего времени везде и во всём ставили в пример.

И у нас в стране власть чиновников – бестолковых, необра­зованных, да ещё и вороватых. Даже Александр Бастрыкин, возглавляющий Следственный комитет, сказал, что с 2011 года привлечено к уголовной ответственности 72 тысячи чи­новников. Это 500 человек в месяц! Это страшная беда. И кто виноват? Наш народ, потому что не занимает активной пози­ции. Когда население может на это всё повлиять? На выборах, когда выбирают главу государства, депутатов Государственной Думы, глав регионов, губернаторов и так далее. Везде должна быть активность граждан и учёт мнения специалистов. Дове­рять нужно специалистам, а чиновник должен быть подчи­нённым, выполнять волю народа. Я только в этом вижу успех.

А что касается того моего выступления, то уже после него я выяснил, что Александр Васильевич Суворов сказал: «Для Отчизны наибольшая опасность не во внешнем вороге та­ится, а в собственных её идиотах». И сейчас мы страдаем от деятельности своих внутренних идиотов. Недоразвитых, не­образованных и получивших огромную власть. Вот это самая серьёзная наша проблема.

Печатается в сокращении