И — Иркутск, Италия, инвестиции

Привлечение инвесторов — это и удача, и точный расчет
Италия&Россия. Два сыровара.
Италия&Россия. Два сыровара.

Вокруг бизнес-миссий и презентаций Иркутской области много обсуждений. Некоторые упрекают организаторов в отсутствии результатов по итогам таких мероприятий, другие вообще сомневаются в их целесообразности. Мы решили задать вопрос тому, кто знает кухню изнутри, — генеральному директору Агентства инвестразвития Яне Шевченко.

— Яна Алексеевна, иногда можно услышать от людей: «Зачем все эти презентации, деньги только тратить», «Лучше бы садик построили» — помните иркутский мем? Так, может, и правда лучше?..

— Я вам приведу один пример: в 2017 году наш сотрудник Алексей Евладов принял участие в Тепличном форуме в Москве. Не самый, казалось бы на первый взгляд, очевидный путь привлечения инвестора в нашу область? Год спустя в агентство обратился бизнесмен, который сейчас создает под Саянском тепличный комплекс. Суммарные инвестиции в проект превышают три миллиарда рублей. И вот провели мы первичные переговоры, и я его спрашиваю: «А как вы вообще пришли в наш регион?» Он отвечает: «Да был в прошлом году на Тепличном форуме в Москве, слушал выступление вашего коллеги. Впечатлило. Провели первичные расчеты, это же все небыстро, проанализировали рынок. И вот я к вам при­ехал».

Понимаете, год почти прошел? А если бы тогда Алексей не выступил на этом форуме, не было бы у нас инвестпроекта в три миллиарда.

Не бывает так, чтобы через месяц после презентации или бизнес-миссии мы уже завод новый открывали. Это же бизнес. Ему нужны расчеты. Ему нужно понимание, какие у нас преференции могут быть, в том числе по налогам. Ему нужно увидеть регион своими глазами, понять, что мы ему можем предложить в плане поддержки на уровне субъекта, в плане логистики, сбыта.

— То есть это такая лотерея — получится/не получится?

— Лотерея — это Александр Корейко из «Золотого теленка», который мечтал найти на улице кошелек с деньгами. То есть теоретически это, конечно, могло с ним случиться. Но довольно странно использовать такой подход, когда мы говорим о привлечении инвестора. Поэтому любая презентация или бизнес-миссия готовится с учетом потребностей и возможностей обеих сторон. Мы должны знать «на берегу», в чем специфика экономики, производственных отраслей той или иной страны или региона. Мы должны понимать, как это стыкуется с потребностями экономики Иркутской области. Мы должны осознавать, какие меры поддержки можем предложить потенциальному инвестору и его проекту. То есть мы должны сделать все так, чтобы процесс делового взаимодействия был выгоден обеим сторонам.

Но даже учтя все нюансы, никто не может гарантировать, что каждое такое мероприятие увенчается успехом: есть макроэкономические факторы (разной степени внезапности), есть в конце концов форс-мажорные обстоятельства у самого бизнеса, когда что-то может нарушить его стройные планы.

Однако если сидеть на месте ровно, никто сам не придет и не предложит — в нашей стране 85 субъектов Федерации, и инвесторы нужны каждому. Потому что это новые рабочие места. Потому что это дополнительные налоговые поступления в бюджет. За которые внутри страны тоже идет конкуренция. Если не будем активно бороться за инвестора — он пойдет в тот регион, о котором ему стало известно, потому что был на его презентации, участвовал в его бизнес-миссиях, и вот уже новый тепличный комплекс приземлился где-то. Хорошо, что в этом случае он приземлился у нас.

— Если говорить о бизнес-миссии в Италию, которая состоялась в октябре, можно ли… прогнозировать ее результаты?

— Прогнозировать что-то, как я уже говорила, довольно непросто, однако те деловые переговоры, которые состоялись по завершении официальной презентации инвестпотенциала Иркутской области, делегацию настроили на позитивный лад. Надо отметить, что когда есть возможность, мы всегда стараемся усилить делегацию и официальными лицами — это открывает соответствующие официальные двери, например в мэрию Вероны и в Административный совет Венето благодаря участию зампредседателя правительства Антона Логашова и вице-спикера Заксобрания Ольги Носенко.

Что касается представителей бизнеса, то у каждого сложились продуктивные деловые контакты. Большой интерес вызвала «Лесная технологическая компания»: ее гендиректор Александр Пекарец провел переговоры не только о поставке готовой продукции, но и об экспорте самой технологии создания брикетированных угольных пеллетов.

Известная в Иркутске ювелирная компания Orrro нашла потенциальных технологических партнеров для расширения производства. Просто бум среди участников с итальянской стороны вызвала продукция «Технологии ДКВ»: хотя в Италии есть свои лесосеки, сибирской лиственницы там не водится, и дигидрокверцитин для них — что-то «бомбическое». Удалось устроить экскурсию на сыроварное производство с полувековой историей для Алексея Тарасова, возглавляющего производителя «Иркутский сыроваръ». Иван Бутенко, бессменно руководящий детским лагерем и фестивалем «Лукоморье», посмотрел потенциальную площадку для локализации фестиваля в Италии и воспользовался возможностью пригласить к себе инвесторов по профилю организованного детского отдыха.

Мэр Свирска Владимир Орноев, который активно развивает свой город не только как производственную площадку, но и как точку притяжения для различных фестивалей, получил неоценимый опыт организации таких мероприятий от законодателей европейских фестивалей, в то же время не забывая о том, что Свирск был и остается одним из промышленных центров Приангарья. Ну и мы не остались в стороне: подписали соглашение о сотрудничестве с компанией Studio Professionale Tributaristi, нашими коллегами из Венето, которые тоже занимаются сопровождением местного бизнеса.

Словом, результаты есть. Превратятся ли они в перспективы — зависит от самого бизнеса. Ну и от нас.

— Вы упомянули, что в поездке участвовали официальные лица. Получается, без административного ресурса никуда, даже в Европе?

— Вы, может быть, читали, что президент Владимир Путин посетил этим летом Италию: провел многочисленные переговоры, встречался с Папой Римским… И знаете, никто из тех глав крупнейших российских компаний, которым повезло попасть в состав бизнес-делегации в рамках этого визита, не переживал по поводу административного ресурса.

Давайте смотреть на жизнь адекватно: есть деловые коммуникации, которые мы как агентство можем отстроить на своем уровне. И есть официальные контакты между органами исполнительной и законодательной власти, которые и облегчают нашу работу, и расширяют горизонт возможностей. Если наша власть на всех уровнях готова пойти навстречу интересам бизнеса, можно ли этим пренебрегать?

Антон Логашов, зампредседателя правительства Иркутской области:

— Во время своего визита в Италию Владимир Путин подчеркнул: «Российско-итальянские отношения традиционно носят взаимовыгодный характер. Налажено взаимодействие по линии правительств, парламентов, деловых и общественных кругов. Италия — наш важный торговый партнер». Я рад, что мы действуем в унисон с позицией первого лица государства. Тем более что перспективы действительно достаточно позитивные: есть взаимный интерес со стороны деловых кругов как в выходе на новые рынки, так и в создании совместных предприятий на территории Иркутской области. Разумеется, такие проекты получат всестороннюю поддержку со стороны правительства региона.

Ольга Носенко, вице-спикер Заксобрания Иркутской области:

— Впервые состоялась бизнес-миссия в таком формате: и представители исполнительной власти, и законодательной, и муниципальной, и предприниматели. Пожалуй, самый важный итог — это то, что объединенными усилиями мы получили реальную заинтересованность от принимающей стороны. Все предприятия провели результативные переговоры. Итальянский бизнес также выразил большой интерес к сотрудничеству в сфере традиционного и агротуризма, совместным проектам в культурной сфере.

А наша задача, на уровне законодательной власти, — создать такие условия, которые помогут привлечь в Иркутскую область еще большее количество иностранных компаний, имеющих намерение развивать совместный с нашими предприятиями бизнес!

Александр Пекарец, «Лесная технологическая компания»:

— Не первый раз принимаю участие в таких мероприятиях по приглашению агентства и, надеюсь, не в последний! Потому что толк есть. Это те контакты, которые в обычной жизни, через «Фейсбук», не заведешь. Подобные поездки — очень хороший ключ к европейскому рынку.

Марина Мищенко, «Технологии ДКВ»:

— Мы ставили перед собой задачу — познакомиться с местным рынком и оценить возможность экспорта нашей продукции. В ходе поездки были получены отличные контакты, и сейчас мы занимаемся разработкой стратегии для выхода на рынок Италии. Я совершенно уверена, что именно эта бизнес-миссия станет началом плодотворного сотрудничества между нашей компанией и итальянскими партнерами!

Алексей Тарасов, «Иркутский сыроваръ»:

— Мы, когда начинали бизнес, действовали, можно сказать, по наитию. Конечно, перелопатили огромное количество источников, в том числе в интернете, когда вопрос коснулся технического оснащения производства. Но сами понимаете, одно дело в сети почитать, а другое — лично пообщаться с теми, кто уже в третьем поколении занимается производством сыра! Удалось увидеть всю технологическую цепочку, узнать подробности производственных процессов. Теперь думаем над обновлением оборудования, что позволит не только делать наш сыр еще более вкусным, но и расширить ассортимент. И новые рабочие места создать, кстати. Огромное спасибо за приглашение к участию в этой бизнес-миссии. Кто хочет увидеть реальный эффект от таких мероприятий — приходите в наш магазин через несколько месяцев.

Подписание соглашения между АИРИО и SPT.
Подписание соглашения между АИРИО и SPT.