Хрупкое искусство
Некоторых людей вопрос «Кем ты работаешь?» запросто может поставить в тупик. Их профессия настолько необычная, редкая или странная, что вызывает удивление у окружающих. Чем занимаются эти люди, их профессия новая или давно забытая и возрожденная, какие качества нужны работнику и, наконец, где этому учат? «Пятница» продолжает знакомить своих читателей с интересными людьми и их профессиями.
Рожденные в танце огня и стекла, они мало напоминают творение рук человеческих. Будто застывшие росинки, стеклянные шарики переливаются на солнце, приковывая взгляды. Первый вопрос, который возникает у любого человека: а как это сделано?
— В 2009 году на одной из первых ярмарок мастеров в Иркутске я увидела кулон с маленькой стеклянной лягушкой на листике, — вспоминает лэмпворкер (мастер по стеклу, который использует в своей работе стеклодувные техники. — Прим. авт.) Юлия Кудряшова. — И очень удивилась, что люди своими руками делают такую красоту, ведь мне всегда казалось, что стекло — это что-то недоступное простому человеку.
Но оказалось, что для начала нужно не так уж много: газовая горелка и набор стеклянных прутиков.
— За восемь тысяч рублей заказала в интернете стартовый набор начинающего лэмпворкера: газовую горелку и несколько пучков разно-цветного стекла, — продолжает иркутянка. — Когда заказ пришел, решила сделать стеклянную бусинку. Мастерской тогда у меня не было, попробовала работать на улице, и у меня ничего не получилось. Ветер все время задувал пламя, стекло плавилось неравномерно и никак не принимало желаемую форму.
Сколько еще блинов было комом, пока осваивала давно забытую и редкую для современности профессию, она даже не берется сосчитать. Девушка отмечает, что буквально десять лет назад лэмпворкеров по всей стране можно было пересчитать по пальцам, а в Приангарье и сейчас их наберется не больше десятка, поэтому почти весь технологический процесс ей пришлось познавать на собственном опыте, не считая редких видео и статей профессиональных стеклодувов.
Мастерство росло, иркутянка научилась делать из расплавленного стекла фигурки, полые шарики, кулоны и кольца. А затем в одном из интернет-конкурсов выиграла свою первую кислородную горелку, которая открыла перед ней еще больший простор для творчества.
— Это было счастье, потому что цена такой горелки около 10 тысяч рублей. Ее рабочая температура — 1000 градусов, тогда как у моей всего 700. Но нужно было докупить концентраты, муфельную печь, стеклянные прутики.
Юлия показывает разноцветные палочки из стекла. Синие, желтые, прозрачные, черные, зеленые, красные — все они занимают высокий самодельный шкаф ее небольшой мастерской.
— Материалы стоят недешево, — говорит мастер. — Например, 100 граммов самого бюджетного стекла, а это всего 4 палочки, обойдутся в 1100. Есть более дорогое серебросодержащее стекло, стоимость небольшого пучка может доходить до 10 тысяч рублей.
Стекло не только российское, есть цветные прутики из Италии, Чехии, США. И каждое имеет свой коэффициент расширения, то есть промежуток времени, за который стекло остывает.
— В одном изделии нельзя совмещать стекла с разными коэффициентами, — объясняет Юлия. — У стекла будет шок, изделие треснет, а это брак.
Еще один немаловажный момент, на который профессиональный лэмпворкер обращает внимание, — техника безопасности.
— Расплавленное стекло тягучее как мед. Поэтому нужно, чтобы все поверхности в мастерской не были горючими. Из-за микропузырьков воздуха стекло может разлететься вдребезги или раскаленный до 500 или 1000 градусов шарик упадет на пол.
Также нужна одежда, которая не плавится и не воспламеняется, и специальные очки, которые не только защищают глаза от осколков, но и убирают спектр пламени. А еще настоящему дизайнеру по стеклу необходимо немало инструментов для работы: спицы из специального нержавеющего сплава, основы для колец и декоративные элементы — золотая бумага, серебро, блестки. И отдельный кабинет.
— В квартире или в доме работать с такими температурами опасно. Поэтому я на даче сделала небольшое отдельно стоящее помещение с мощной вытяжкой, которая выводит опасные вещества горения.
Все начиналось как хобби и со временем переросло в работу. Сейчас иркутянка на заказ делает брелоки, елочные игрушки, бижутерию.
— Самый необычный заказ, который я делала, — это колье из прозрачных шариков разного размера, настоящее кружево в стекле. Главная сложность была в хрупкости изделия и в том, чтобы аккуратно собрать его воедино на струну.
Все изделия из стекла невероятно красивые, но очень хрупкие и дорогие. Например, простые бусы могут стоить от 3500 рублей, и чем они эффектнее — тем дороже.
— Обычно стеклянные украшения заказывают люди, которые знают, как обращаться с такой хрупкой вещью и куда будут ее носить, — дополняет мастер.