Хрупкое искусство

Иркутянка выдувает сказочные украшения из стекла
По словам мастера, расплавленное стекло можно вытягивать, придавать ему любую форму: закручивать спиралью, сворачивать в кольцо и так далее. Идей у иркутского мастера Юлии Кудряшовой много. Например, она мечтает собрать из небольших цветных шариков из стекла целую картину, а также попробовать себя в больших формах: делать стеклянные плафоны, бокалы, люстры. Но это уже совсем другой масштаб работ, для которого нужно новое оборудование, например муфельная печь большего размера
По словам мастера, расплавленное стекло можно вытягивать, придавать ему любую форму: закручивать спиралью, сворачивать в кольцо и так далее. Идей у иркутского мастера Юлии Кудряшовой много. Например, она мечтает собрать из небольших цветных шариков из стекла целую картину, а также попробовать себя в больших формах: делать стеклянные плафоны, бокалы, люстры. Но это уже совсем другой масштаб работ, для которого нужно новое оборудование, например муфельная печь большего размера

Иркутянка Юлия Кудряшова  по образованию географ, а ее увлечение стеклом началось в 2009 году, когда на ярмарке мастеров она увидела самодельную стеклянную фигурку: «Мне всегда казалось, что стекло — это что-то недоступное простому человеку. Оказалось, все просто: нужно только оборудование и терпение, чтобы отработать навык. Главное отличие лэмпворкера от стеклодува в том, что стеклодувы выдувают большие объекты.  А лэмпворкер, используя стеклодувные техники, делает небольшие творения. Эскизов  я не рисую, образ готового изделия складывается у меня  в голове. Но обязательно пробую сделать задумку из стекла, потому что не всегда то, что ты придумал, можно воплотить в хрупком материале, стекло может повести себя по-другому»
Иркутянка Юлия Кудряшова по образованию географ, а ее увлечение стеклом началось в 2009 году, когда на ярмарке мастеров она увидела самодельную стеклянную фигурку: «Мне всегда казалось, что стекло — это что-то недоступное простому человеку. Оказалось, все просто: нужно только оборудование и терпение, чтобы отработать навык. Главное отличие лэмпворкера от стеклодува в том, что стеклодувы выдувают большие объекты. А лэмпворкер, используя стеклодувные техники, делает небольшие творения. Эскизов я не рисую, образ готового изделия складывается у меня в голове. Но обязательно пробую сделать задумку из стекла, потому что не всегда то, что ты придумал, можно воплотить в хрупком материале, стекло может повести себя по-другому»
Слева в руке Юлии стеклянная палочка, которая под воздействием высоких температур от горелки плавится. Такой ровный шарик можно выдувать через специальную металлическую трубочку. «Для этого в шарике делается отверстие, через него я наполняю его воздухом, прогреваю с другой стороны и наношу декор. Например, с помощью обычной соды можно сделать в стекле пузырьки, палочками другого цвета добавить рисунок. Дальше шарик с помощью пинцета быстро переносится в муфельную печь, где при температуре 500 градусов остывает в течение 5—7 часов», — отмечает мастер и добавляет, что если нарушить этот технологический процесс, то у стекла может случиться температурный шок и оно треснет
Слева в руке Юлии стеклянная палочка, которая под воздействием высоких температур от горелки плавится. Такой ровный шарик можно выдувать через специальную металлическую трубочку. «Для этого в шарике делается отверстие, через него я наполняю его воздухом, прогреваю с другой стороны и наношу декор. Например, с помощью обычной соды можно сделать в стекле пузырьки, палочками другого цвета добавить рисунок. Дальше шарик с помощью пинцета быстро переносится в муфельную печь, где при температуре 500 градусов остывает в течение 5—7 часов», — отмечает мастер и добавляет, что если нарушить этот технологический процесс, то у стекла может случиться температурный шок и оно треснет
Вот так выглядят украшения, созданные из стекла. Несмотря на кажущуюся простоту материала, стеклянная бижутерия не из дешевых. Например, стоимость стеклянных бус может начинаться от 3500 рублей, и чем украшение эффектнее выглядит и сложнее в создании и сборке, тем дороже
Вот так выглядят украшения, созданные из стекла. Несмотря на кажущуюся простоту материала, стеклянная бижутерия не из дешевых. Например, стоимость стеклянных бус может начинаться от 3500 рублей, и чем украшение эффектнее выглядит и сложнее в создании и сборке, тем дороже

Некоторых людей вопрос «Кем ты работаешь?» запросто может поставить в тупик. Их профессия настолько необычная, редкая или странная, что вызывает удивление у окружающих. Чем занимаются эти люди, их профессия новая или давно забытая и возрожденная, какие качества нужны работнику и, наконец, где этому учат? «Пятница» продолжает знакомить своих читателей с интересными людьми и их профессиями.

Рожденные в танце огня и стекла, они мало напоминают творение рук человеческих. Будто застывшие росинки, стеклянные шарики переливаются на солнце, приковывая взгляды. Первый вопрос, который возникает у любого человека: а как это сделано?

— В 2009 году на одной из первых ярмарок мастеров в Иркутске я увидела кулон с маленькой стеклянной лягушкой на листике, — вспоминает лэмпворкер (мастер по стеклу, который использует в своей работе стеклодувные техники. — Прим. авт.) Юлия Кудряшова. — И очень удивилась, что люди своими руками делают такую красоту, ведь мне всегда казалось, что стекло — это что-то недоступное простому человеку.

Но оказалось, что для начала нужно не так уж много: газовая горелка и набор стеклянных прутиков.

— За восемь тысяч рублей заказала в интернете стартовый набор начинающего лэмпворкера: газовую горелку и несколько пучков разно-цветного стекла, — продолжает иркутянка. — Когда заказ пришел, решила сделать стеклянную бусинку. Мастерской тогда у меня не было, попробовала работать на улице, и у меня ничего не получилось. Ветер все время задувал пламя, стекло плавилось неравномерно и никак не принимало желаемую форму.

Сколько еще блинов было комом, пока осваивала давно забытую и редкую для современности профессию, она даже не берется сосчитать. Девушка отмечает, что буквально десять лет назад лэмпворкеров по всей стране можно было пересчитать по пальцам, а в Приангарье и сейчас их наберется не больше десятка, поэтому почти весь технологический процесс ей пришлось познавать на собственном опыте, не считая редких видео и статей профессиональных стеклодувов.

Мастерство росло, иркутянка научилась делать из расплавленного стекла фигурки, полые шарики, кулоны и кольца. А затем в одном из интернет-конкурсов выиграла свою первую кислородную горелку, которая открыла перед ней еще больший простор для творчества.

— Это было счастье, потому что цена такой горелки около 10 тысяч рублей. Ее рабочая температура — 1000 градусов, тогда как у моей всего 700. Но нужно было докупить концентраты, муфельную печь, стеклянные прутики.

Юлия показывает разноцветные палочки из стекла. Синие, желтые, прозрачные, черные, зеленые, красные — все они занимают высокий самодельный шкаф ее небольшой мастерской.

— Материалы стоят недешево, — говорит мастер. — Например, 100 граммов самого бюджетного стекла, а это всего 4 палочки, обойдутся в 1100. Есть более дорогое серебросодержащее стекло, стоимость небольшого пучка может доходить до 10 тысяч рублей.

Стекло не только российское, есть цветные прутики из Италии, Чехии, США. И каждое имеет свой коэффициент расширения, то есть промежуток времени, за который стекло остывает.

— В одном изделии нельзя совмещать стекла с разными коэффициентами, — объясняет Юлия. — У стекла будет шок, изделие треснет, а это брак.

Еще один немаловажный момент, на который профессиональный лэмпворкер обращает внимание, — техника безопасности.

— Расплавленное стекло тягучее как мед. Поэтому нужно, чтобы все поверхности в мастерской не были горючими. Из-за микропузырьков воздуха стекло может разлететься вдребезги или раскаленный до 500 или 1000 градусов шарик упадет на пол.

Также нужна одежда, которая не плавится и не воспламеняется, и специальные очки, которые не только защищают глаза от осколков, но и убирают спектр пламени. А еще настоящему дизайнеру по стеклу необходимо немало инструментов для работы: спицы из специального нержавеющего сплава, основы для колец и декоративные элементы — золотая бумага, серебро, блестки. И отдельный кабинет.

— В квартире или в доме работать с такими температурами опасно. Поэтому я на даче сделала небольшое отдельно стоящее помещение с мощной вытяжкой, которая выводит опасные вещества горения.

Все начиналось как хобби и со временем переросло в работу. Сейчас иркутянка на заказ делает брелоки, елочные игрушки, бижутерию.

— Самый необычный заказ, который я делала, — это колье из прозрачных шариков разного размера, настоящее кружево в стекле. Главная сложность была в хрупкости изделия и в том, чтобы аккуратно собрать его воедино на струну.

Все изделия из стекла невероятно красивые, но очень хрупкие и дорогие. Например, простые бусы могут стоить от 3500 рублей, и чем они эффектнее — тем дороже.

— Обычно стеклянные украшения заказывают люди, которые знают, как обращаться с такой хрупкой вещью и куда будут ее носить, — дополняет мастер.

Это небольшая мастерская по работе со стеклом, которую иркутянка организовала  у себя на дачном участке. На полках шкафа хранятся материалы для работы — разноцветные стеклянные прутики. На столе стоит газовая горелка, пламя которой разгоняет кислородный концентратор. Здесь же баллон с пропаном, вытяжка, которая выводит наружу вредные вещества, образующиеся в процессе плавления. А также муфельная печь, в которой стеклянные изделия постепенно остывают. Мастер отмечает, что работе лэмпворкера — то есть творческой работе с расплавленным стеклом — можно научиться самостоятельно. Для этого нужны только оборудование, материалы и терпение, чтобы осваивать новые навыки
Это небольшая мастерская по работе со стеклом, которую иркутянка организовала у себя на дачном участке. На полках шкафа хранятся материалы для работы — разноцветные стеклянные прутики. На столе стоит газовая горелка, пламя которой разгоняет кислородный концентратор. Здесь же баллон с пропаном, вытяжка, которая выводит наружу вредные вещества, образующиеся в процессе плавления. А также муфельная печь, в которой стеклянные изделия постепенно остывают. Мастер отмечает, что работе лэмпворкера — то есть творческой работе с расплавленным стеклом — можно научиться самостоятельно. Для этого нужны только оборудование, материалы и терпение, чтобы осваивать новые навыки