Хранители Байкала

Молитвы в защиту Священного моря звучали с двух берегов озера
Наедине с Байкалом побывал каждый
Наедине с Байкалом побывал каждый

Культура и традиции бурят переплетены с жемчужиной Сибири
Культура и традиции бурят переплетены с жемчужиной Сибири
19 августа прошла акция по уборке берега Байкала
19 августа прошла акция по уборке берега Байкала

Испокон веков на берегах Байкала селились древние люди, но только в культуре бурят-монгольских племен родилось настоящее поклонение озеру. Они считают его своей колыбелью — священным, живым — и верят в его необыкновенную силу и способность влиять на судьбы людей. Однако в последние годы мы замечаем, как забываются традиции народа, а в новостях все чаще слышно о том, то жемчужина Сибири мелеет, нарушается ее экосистема, вымирают ценные микроорганизмы, происходит загрязнение. Взаимосвязи между бурятским народом и Байкалом и сохранению этого единства во благо Священного моря и людей было посвящено большое мероприятие в Ольхонском районе.

Вспомнить предназначение

Впервые на берегу Байкала произошло объединение всех племен бурятского народа. В прошедшие выходные в Ольхонском районе, в местности Ушоты, прошло мероприятие под названием «Наедине с Байкалом, вместе с народом». Приехать на такую дружескую встречу смогли жители Иркутской области, Забайкальского края, Усть-Ордынского и Агинского округов, республик Бурятия и Саха-Якутия.

Идея встречи пришла бурятскому режиссеру Баиру Уладаеву. Его команда, работая над новым фильмом «Хранители священного озера», искала людей, которые могли бы поделиться информацией, справками для фильма, знающих историю, традиции и обычаи бурятского народа. Тех, кто бережно хранит Байкал. Но съемочной группе пришлось столкнуться с трудностями. Объехав весь округ и районы и практически ничего не найдя, люди поняли, что съемки фильма встают. Богатый своими родами народ живет разрозненно — пришел к выводу Баир Уладаев.

Именно эта ситуация натолкнула его на мысль, что нужно как можно скорее исправить ситуацию и постараться сплотить людей вместе, как это было много лет назад.

Издревле существует поверье, что буряты обладают даром поднимать воду. Именно поэтому они были посажены возле священных вод Байкала как хранители этого озера. И то, что происходит с ним сейчас, это зеркальное отражение того, что происходит с бурятским народом.

— Цель нашей встречи — напомнить, кто мы, — поделился Баир Уладаев. — Я надеюсь, что это мероприятие станет ежегодным. Болеет Байкал — болеет и его народ… А главное у бурятского народа — это его культура и традиции. Тем более что они тесно связаны с сохранением Байкала. Наверное, каждый бурят помнит, как нас с детства пугали, что нельзя трогать камень, потому что там сидит злой дух. Но на самом деле этого нельзя делать, потому что под ним находится целая экосистема. И такие правила как раз и взаимосвязаны с нашими традициями, они направлены на то, чтобы мы оберегали нашу природу. Сохранив традиции, мы сохраним и Байкал.

Поддержка из Америки

«Буряад-монголы, Хранители священного озера Байкала, Хранители своих родных земель! Пришло время вспомнить свое предназначение…» — такими словами Баир Уладаев обратился ко всему бурятскому народу. Сообщение о проведении мероприятия было размещено во всевозможных социальных сетях и мессенджерах, также была создана специальная группа в «Вайбере», в которой каждый желающий мог узнать подробности встречи и собрать свой род.

Перед всеобщей встречей, 19 августа, было решено провести акцию по уборке берега Байкала. И не обязательно озера. Каждый желающий мог присоединиться к акции даже удаленно, очистив от мусора свое подворье, побережье источника, который находится рядом с ним. Результат своих трудов в виде фотоотчета нужно было отправить в группу в «Вайбере» и таким образом объединиться с другими «хранителями». Желающих принять участие оказалось почти 900 человек. Зуун-Хагун, Куркут, местность Анги и другие места в этот день говорили спасибо людям.

Поддержать эту идею решили даже за пределами России. Павел переехал в Нью-Йорк несколько лет назад, но не забывает свои корни и старается поддерживать бурятский народ даже на таком далеком расстоянии.

— Про эту акцию мне рассказал Баир, я увидел его видеосообщение в интернете. Мы все обсудили, и я понял, что это благое начинание, и возможно, это поможет нашему разрозненному народу объединиться, чтобы появилась общая национальная идея, — поделился Павел. — Так как я веду тут активную работу, собираю людей на праздники, Сагаалган, Сур-Харбан, провожу различные спортивные мероприятия, то люди откликнулись сразу. Мы выбрали место, где у нас последний раз проходил турнир по теннису — это берег озера, и решили его убрать.

По счастливой случайности именно в тот день неподалеку проводили уборку американские волонтеры. Они предложили компании Павла дополнительные мешки и перчатки. После уборки ламы провели молебен.

— Несмотря на то что я проживаю вдали от родины, я стараюсь соблюдать традиции, — говорит Павел. — У нас есть бурхан, место, где мы делаем подношения. Стараюсь часто молиться, совершать благие поступки. Посещаю дацан.

Сам мужчина родом из Улан-
Удэ. Его отец родился и вырос в Култуке. Туда, будучи мальчиком, и приезжал Павел.

— Отсюда мое единение с Байкалом даже на расстоянии, — признается мужчина. — Я думаю, Священное море сможет сплотить наш народ. И на все негативные последствия, на которые невозможно повлиять одному или нескольким людям, можно будет повлиять сообща.

Добрый знак

После уборки организаторы мероприятия решили встретиться с мэром Ольхонского района Андреем Тыхеевым и обсудить предстоящий день. Собраться по случайности удалось возле статуи хозяина Ольхонского района — орла. И когда план дня обсудили и разговор подходил к концу, над головой собравшихся прокружил вертолет и сел на землю.

Кто-то может принять это за случайность, но только не бурят. Такой добрый знак поняли все присутствующие. Если какое-то дело одобрено свыше, то обязательно будет знак. Например, если обряд прошел успешно, то прилетает благородная птица: коршун, орел и другие. Именно так расценили полет вертолета — как полет птицы — организаторы. А то, что он сделан из железа, подтвердило еще одно поверье.

С давних времен у бурят существует почитание железа и предметов из него. Считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то он будет лучшим оберегом от злых сил. А люди, которые работают с железом, кузнецы-дарханы, пользуются большим почетом.

После такого хорошего знака все затаили надежду на следующий день...

Полчаса тишины

20 августа более ста человек приехали на молебен. Присоединиться к акции решили и на другой стороне — в Бурятии. Так что с двух сторон Байкала отправляли свои молитвы духам озера люди.

— До начала обряда с шаманами мы сделали полчаса тишины, — рассказал Баир Уладаев. — В это время каждый остался со своими мыслями и Байкалом наедине. А уже после начался объединенный молебен.

Сокто-лама Усть-Ордынского дацана помолился 13 богам — небесным ханам, которые исполнили волю Тэнгриев, избрав земной обителью священное озеро Байкал, осели на его берегах и положили начало бурятскому народу.

После молебна все вместе провели суглан — собрание, на котором каждый затронул проблемы бурятского народа и предложил свои пути решения. Особенно остро каждого волновал язык. Ведь без него невозможна передача всех культурных ценностей. Мнение каждого было услышано мэрами районов.

В завершение встречи все отведали горячего чаю и сделали общее фото. Как рассказала Наталья Шабалова, руководитель проекта «За чистый Байкал» и один из организаторов мероприятия, и во второй день не обошлось без добрых знаков свыше.

— Когда мы начали фотографироваться, то стал накрапывать небольшой дождик. Хотя до этого светило солнце. Каждый сразу подумал о том, что пошел аршан. С 7-го по 20-е число все воды называют аршаном, и нужно искупаться в эти дни. Тогда вода принесет тебе силу. И как только мы сели по машинам и стали уезжать, дождь пошел сильнее. Будем считать, что боги одобрили нашу идею, — поделилась Наталья.

Одобрили такое мероприятие и все присутствующие. Варвара Хангуева приехала специально, чтобы принять участие в молебне и обсудить проблемы народа.

— Я считаю, благодаря этой акции удалось разбудить национальное самосознание у людей о необходимости утраченного. Предки наши обожествляли всю природу, относились к ней с уважением и любовью. Жизнь Хранителей Байкала всегда тесно была связана со священным озером. Водная гладь Байкала — отражение жизни людей. Народ, утративший свои сокровенные знания, — больной народ. Все это отражается на священном озере. Народ должен исправлять это. Иначе мы его потеряем безвозвратно…

По словам организаторов, это не будет похоже на Ёрдынские игры, «Алтаргану» и другие мероприятия. Главный акцент будет на сохранении чистоты вокруг озера. Не должно быть никакого вмешательства в природу, ненужных построек и т. д. Главное, чтобы это было под всеобщим объединением.

Молебен объединил бурятский народ
Молебен объединил бурятский народ