Губернатор и правительство проспали

Скандал в Заксобрании вокруг Указа президента о поддержке семей с детьми
Текст: Михаил Сеурко , Фото: из странички Евгения Сарсенбаева «ВКонтакте» , Копейка , №18 от 15 мая 2024 года , #Общество
Евгений Сарсенбаев, депутат фракции КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области
Евгений Сарсенбаев, депутат фракции КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области

Губернатор и правительство Иркутской области (видимо, из-за подготовки к посланию и помпезному открытию Суворовского училища) проспали появление Указа президента РФ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» от 23 января 2024 года, благодаря чему Приангарье несколько месяцев жило без нормативных актов, обеспечивающих обещанную президентом поддержку. 

Два альтернативных законопроекта с одним названием «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» оказались 7 мая на рассмотрении комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области. Первыми законодательную инициативу 21 марта внесла фракция КПРФ в лице депутатов Нохоева П.И., Сарсенбаева Е.С., Сумарокова П.И., Обухова А.В.

Законопроект по какой-то причине не рассматривался в профильном комитете больше месяца до того момента, как 26 апреля губернатор не внёс альтернативный законопроект. Вместо того чтобы рассмотреть их в качестве альтернативных, как это предусматривает регламент, против законопроекта КПРФ развернули целую кампанию с помощью аппарата Законодательного собрания, чтобы не допустить его даже до рассмотрения на майской сессии. Комментирует ситуацию депутат фракции КПРФ Е.С. Сарсенбаев.

Этим указом главам субъектов РФ рекомендовалось высшим должностным лицам РФ установить следующие меры социальной поддержки многодетных семей, в числе которых:

– бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам;

– предоставление обучающимся общеобразовательных организаций бесплатного проезда автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном;

– предоставление бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;

– обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций в соответствии с установленными нормативами одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения;

– приём детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в первоочередном порядке;

– предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты;

– содействие в улучшении жилищных условий и предоставлении земельных участков, обеспеченных необходимыми объектами инфраструктуры.

В результате 23 марта фракция КПРФ в Законодательном собрании в лице депутатов Нохоева П.И., Сарсенбаева Е.С., Сумарокова П.И., Обухова А.В. внесла законопроект «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». Законопроект по какой-то причине не рассматривался в профильном комитете больше месяца до того момента, как 26 апреля губернатор не внёс альтернативный законопроект.

В результате два альтернативных законопроекта с одним названием «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» оказались 7 мая на рассмотрении комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области.

Главное отличие двух законопроектов в том, что депутатский законопроект предполагал для многодетных семей право на получение соцвыплат для детей до 23 лет, если они проходят обучение до этого времени, бесплатный проезд для детей и право на получение земли с инфраструктурой.

Концепция запоздавшего на три месяца правительственного законопроекта предполагала то же самое, но за исключением права на получение земли с инфраструктурой, что входит в противоречие с Указом президента РФ.

На комитете представитель правового управления Законодательного собрания заявила, что проект фракции КПРФ имеет концептуальные недоработки, которые не позволяют рассматривать его в первом чтении. Хотя замечания всех органов, Минюста и прокуратуры к обоим законопроектам были одинаковые: технические ошибки, которые могут повлиять на объём прав ряда получателей льгот. Такие ошибки всегда устраняются поправками во втором и последующих чтениях.

«Каждый из депутатов вправе сам решить поддержать законопроект, внесённый группой депутатов, или проект закона, внесённый губернатором. Я работаю уже во втором созыве Законодательного собрания, и мы неоднократно принимали на площадках различных комитетов и комиссий решение рассматривать в первом чтении законопроекты с гораздо более тяжёлыми расхождениями, в том числе концептуального плана, чтобы доработать их впоследствии. Все замечания можно учесть и исправить текст законопроекта во втором чтении», – высказался на заседании комитета депутат Е.С. Сарсенбаев.

Депутат отметил, что он понимает, что квалифицированное большинство – 35 единороссов – поддержит на сессии законопроект, предложенный губернатором И.И. Кобзевым, который также является секретарём Иркутского регионального отделения «Единой России», однако правительство ведёт себя крайне неэтично.

«Посыл правительства понятен. Правительство проспало возможность вовремя привести закон в соответствие с Указом президента РФ. В пункте 6 написано: «Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов РФ…» и далее по тексту. Нужно было раньше это сделать. Не очень красиво выглядит, когда правительство опоздало и внесло законопроект более чем на месяц позже, чем группа депутатов, и теперь вставляет нам палки в колёса, чтобы наш законопроект не был принят. Они не согласны даже на то, чтобы наш законопроект был вынесен на сессию для альтернативного голосования, потому что это резонансно».

Е.С. Сарсенбаев заявил, что посыл депутатов был правильный и их должно было поддержать правовое управление аппарата Законодательного собрания, указать на ошибки и помочь в доработке.

«На сессии будет принят законопроект, который внесён губернатором, а мы что должны, извините, в своём законопроекте дорабатывать, чинить и ремонтировать, если будет принят другой закон. Вы кого хотите обмануть? Коллег-депутатов или жителей Иркутской области, которые могут посмотреть трансляцию заседания комитета? Будьте честны. Правительство, увидев наш законопроект, должно было к нам обратиться и сказать: вот здесь и здесь нужно доработать. А вы нашли ошибки, внесли свой законопроект и дождались сегодняшнего момента, чтобы показать эти ошибки. Вы здесь все собрались, чтобы показать, что законопроект, который внесли четыре депутата, плохой, а тот, что вы внесли, хороший. Вы целый месяц таили в себе эту информацию, чтобы сейчас вынести это на суд зрителей», – заключил он.

В поддержку коллеги выступила депутат от «СРЗП» Лариса Игоревна Егорова, назвав происходящее прецедентом, который не красит Законодательное собрание Иркутской области.

– Отвечая Евгению Сейтовичу на вопрос, где был правовой отдел, я хочу напомнить, что правовой отдел работает только на одну фракцию – на фракцию «Единой России». Он никогда не поможет ни «Новым людям», ни нам, ни коммунистам. И решение вы примете то, какое посчитаете нужным, и, скорее всего, вы это решение уже приняли. Уважаемые коллеги-депутаты из фракции «Единая Россия», ну хорошо, у вас большая фракция, вы всё решаете, но давайте хотя бы с уважением относиться друг к другу. По какому бы вопросу мы ни обращались, правовой отдел никогда не даст нормальной консультации, не пойдёт навстречу, не проконсультирует по законопроекту. Считаю, что это недопустимо, – заключила Л.И. Егорова.

Примечательно, что на законопроект губернатора отрицательное заключение дала прокуратура Иркутской области. Готовили впопыхах?

«Прокуратурой области изучен проект закона и подготовлено отрицательное заключение, поскольку установлено противоречие данного проекта закона государственной политике, направленной на поддержку семьи, материнства и детства, а также 63 Указу президента», – заявила представитель прокуратуры Иркутской области Ольга Михайловна Хандырхаева.

В заключение своей длинной речи о недостатках губернаторского законопроекта она заключила, что в этой редакции он не может быть согласован и  требуется его доработка.

Однако по итогам обсуждения и голосования членов комитета оказалось, что законопроект губернатора Иркутского области И.И. Кобзева, на который прокуратура дала отрицательное заключение, рассматривать можно, а законопроект фракции КПРФ – нельзя.

Надо полагать, что это потому, что «юриспруденция – наука точная», как выразился представитель правового управления, а не потому, что кому-то хочется свои ошибки скрыть и затушевать, а не честно признать их и конструктивно работать над исправлением демографической ситуации и поддержкой многодетных семей?

По традиции Группа компаний Сарсенбаева и в этом году отвезла ребятам из Группы дневного пребывания для детей из семей с затруднительным материальным положением продуктовую помощь, теперь ребята надолго обеспечены вкусной и сытной едой. – В этом году исполняется 10 лет как мы помогаем группе. Ребята записали для меня трогательное видео. Главное, чтобы ребятишки были здоровы, – прокомментировал депутат Евгений Сарсенбаев.
По традиции Группа компаний Сарсенбаева и в этом году отвезла ребятам из Группы дневного пребывания для детей из семей с затруднительным материальным положением продуктовую помощь, теперь ребята надолго обеспечены вкусной и сытной едой. – В этом году исполняется 10 лет как мы помогаем группе. Ребята записали для меня трогательное видео. Главное, чтобы ребятишки были здоровы, – прокомментировал депутат Евгений Сарсенбаев.