Готов ли регион к мусорной реформе?

Областные депутаты обсудили вопросы, связанные с новой системой обращения с ТКО
Депутатов Законодательного Собрания Иркутской области тревожит тот факт, что времени до вступления в законную силу новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами осталось мало, а между тем нерешенных вопросов еще очень много. На следующей неделе этот вопрос вновь будет поднят в правительстве региона.
Депутатов Законодательного Собрания Иркутской области тревожит тот факт, что времени до вступления в законную силу новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами осталось мало, а между тем нерешенных вопросов еще очень много. На следующей неделе этот вопрос вновь будет поднят в правительстве региона.

С 1 января Иркутская область, как, впрочем, и вся страна, переходит на новую схему обращения с твердыми коммунальными отходами. Меньше чем через месяц жители региона увидят в квитанциях на оплату коммунальных услуг новую графу «за обращение с ТКО». Правда, пока неясно, каким будет тариф и во сколько вывоз мусора обойдется населению Приангарья. Новые изменения неоднократно рассматривались и обсуждались в правительстве региона, однако вопросов от этого меньше не стало. В преддверии вступления закона в силу парламентарии вновь собрались для того, чтобы обсудить новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами, а заодно и узнать, насколько область сегодня готова к грядущим переменам.

Север и юг

Депутатские слушания, прошедшие в минувший вторник, сразу начались с ряда вопросов, которые озвучил председатель областного парламента Сергей Сокол.

— Мы хотим понять, как рассчитываются новые тарифы на вывоз мусора, как определяются нормативы для жителей городов и поселков, каким образом исполнительная власть и профильные министерства будут контролировать новый порядок обращения с коммунальными отходами, насколько готова инфраструктура, как будут реагировать надзорные органы — вопросов накопилось очень много. И все они тревожат не только нас, но и руководителей муниципальных образований Иркутской области. К нам поступают тревожные сигналы с разных территорий. Проблемы в основном все одинаковые и требуют немедленного решения.

В настоящее время в Приангарье выбраны два региональных оператора, которые будут заниматься сбором, транспортировкой и переработкой мусора. Между ними поделены «зоны влияния»: север и юг. К первому регоператору относятся 11 районов. Это Братск, Усть-Илимск, Киренск, Тайшет — то есть весь север. Южный оператор берет на себя обязательства перед 31 районом. Он включает в себя Иркутск, Ангарск, Шелехов, Саянск, Усть-Ордынский Бурятский округ и остальные близлежащие территории.

Однако самые насущные вопросы, касающиеся способа начисления тарифов и их размеров, пока так и не решены. Впрочем, как сообщили в Службе по тарифам Иркутской области, размер оплаты за обработку ТКО будет установлен до 20 декабря.

Есть вопросы

Кузьма Алдаров, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, отметил, что начиная с прошлого года депутаты внимательно следили за ситуацией.

— На сегодняшний день наиболее остро для муниципальных образований стоит вопрос недостаточности финансирования и разъяснения порядка субсидирования при реализации мероприятий по созданию и содержанию мест накопления ТКО. Такая проблема является основной для Аларского, Боханского, Киренского, Братского и ряда других территорий. Кроме того, не везде есть возможность оборудовать такие площадки. Остается нерешенной проблема и с несанкционированными свалками. На мероприятия по сбору, транспортированию и утилизации ТКО с таких мест размещения в областном бюджете предусмотрено 5 млн рублей на 2019 год. Сумма маленькая, и в процессе корректировки бюджета мы планируем ее увеличить, — подчеркнул Кузьма Алдаров.

Сегодня мусорные полигоны строятся в Черемховском, Нижнеудинском районах. Кроме того, аналогичные объекты проектируются в Баяндаевском, Эхирит-Булагатском, Слюдянском районах. Разрабатывается проект мусороперерабатывающего комплекса на 200 тысяч тонн в Ангарском городском округе.

Главы муниципальных образований, которые также приняли участие в слушаниях, высказали опасения по поводу не только отсутствия свободных земельных участков, но и сезонных колебаний объемов отходов на территориях поселков и садоводств. Весной и осенью мусора там накаливается в разы больше, чем в остальное время.

Была затронута и проблема муниципалитетов, находящихся в Центральной экологической зоне и на землях, находящихся в федеральной собственности. Выделить землю под площадки временного хранения отходов там особенно проблематично.

Насколько вырастет тариф?

Главы образований не исключают, что с переходом на новую систему произойдут социальные взрывы, как это уже происходит в других субъектах России. Особенно это касается сельских территорий и частного сектора. Последние заключали договора по желанию, а с нового года это станет обязанностью.

В нескольких регионах России тарифы уже установлены, и они в разы превышают те, по которым люди платят сейчас. Так, например, больше всего плата за вывоз мусора в Саратовской области. Она поднялась с 40 до 609 рублей за кубометр, то есть в 14,6 раза. В Ленинградской области рост тарифов в разных муниципалитетах варьируется от 3 до 11 раз. Депутаты опасаются, что и в нашем регионе тариф также может вырасти в разы. Между тем, как сообщили региональные операторы, отсутствие тарифа, метода его начисления и норматива образования отходов существенно тормозит их работу.

Елена Михайлова, представитель оператора зоны «север», рассказала, что только в 18 населенных пунктах есть объекты размещения отходов. В связи с этим отрабатывается схема, по которой один полигон будет строиться сразу для двух-трех населенных пунктов. Кроме того, есть необходимость в приобретении мусоросжигательных установок. Их на эту зону необходимо 21 единицу.

Что касается зоны «юг», то там готовность к новой системе составляет около 80%.

Самыми проблемными территориями, по словам экспертов, являются Мамско-Чуйский и Иркутский районы, а также сам Иркутск. С каждым муниципальным образованием составляется дорожная карта.

Проблемы инфраструктуры

Тем не менее, как отметил Василий Темгеневский, глава города Байкальска, у него сложилось «железобетонное убеждение» в том, что, несмотря на обсуждение данной проблемы в течение всего года, решения по ней по-прежнему нет. Отсутствует и четкое понимание взаимодействия с регоператором.

— Прежде чем приступить к реализации данного проекта, мы должны были нарисовать в целом схему движения и обращения ТКО на территории Иркутской области: в каком районе и в каких населенных пунктах мы строим площадки временного размещения, в каких полигоны, а где будут размещаться предприятия по сортировке, переработке и утилизации мусора, — говорит Василий Темгеневский. — Байкальск — курортный город. 3,5 тысячи кубов мусора у нас вывозится ежемесячно, из них счета выставляются только на 2 тысячи, остальные 1,5 тысячи отходов привозится со стороны, в том числе отдыхающими.

Глава города напомнил о целесообразности введения курортного сбора. Эту тему затронул и глава Большереческого МО Юрий Витер. Он рассказал том, что им приходится убирать мусор не только в населенных пунктах, но и вдоль обочин Байкальского тракта. Его оставляют туристы.

— В настоящее время у меня находится 143 кубовых контейнера и 36 контейнерных площадок, включая Бурдугуз, «Тальцы» и поселок Большая Речка. Я предлагаю оборудовать полигон временного хранения на 45-м километре тракта, где простаивают 3 га земли. Рядом находится несанкционированная свалка, которая копится уже давно. Мы решить этот вопрос сами не можем, поскольку это земли лесного фонда.

Как отметили депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, они будут настаивать на разработке областной программы, направленной на создание в муниципальных образованиях инфраструктуры для перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Муниципалитетам необходимы полигоны для размещения отходов, контейнерные площадки, площадки для временного размещения ТКО, установки для переработки мусора.

— Важно понимать, что суть новой реформы не в том, чтобы просто собрать и вывезти мусор, а в том, чтобы его перерабатывать, — подчеркнул Сергей Сокол. — Именно на это — на создание необходимой инфраструктуры и производств — и должна быть направлена разница между платежами, которые граждане делают сейчас, и новыми, которые будут установлены со следующего года. В свою очередь постепенное появление инфраструктуры должно положительно сказываться на тарифах. Эта тема будет под пристальным вниманием депутатского корпуса, и регулярно мы будем заслушивать отчеты о том, на что конкретно направляются средства граждан.

Жители улицы Нагорной в поселке Кутулик несколько лет ведут борьбу с несанкционированной свалкой. Люди из года в год вывозят туда мусор, а жителям с весны и до глубокой осени приходится терпеть смрад от нечистот, доносившийся оттуда.  Место под новый полигон определено, вот только средств на его обустройство у муниципальных властей нет. Возможно грядущая мусорная реформа поможет решить эту проблему.
Жители улицы Нагорной в поселке Кутулик несколько лет ведут борьбу с несанкционированной свалкой. Люди из года в год вывозят туда мусор, а жителям с весны и до глубокой осени приходится терпеть смрад от нечистот, доносившийся оттуда. Место под новый полигон определено, вот только средств на его обустройство у муниципальных властей нет. Возможно грядущая мусорная реформа поможет решить эту проблему.