Горы сровняли, ямы засыпали

Новый участок Култукского тракта сократил путь до Байкала на три километра
Дорогу открыли в прошлую пятницу. Торжественному мероприятию, венчавшему два с половиной года серьезной переделки всего здешнего ландшафта, не помешал даже проливной дождь.
Дорогу открыли в прошлую пятницу. Торжественному мероприятию, венчавшему два с половиной года серьезной переделки всего здешнего ландшафта, не помешал даже проливной дождь.

Вы никогда не задавались вопросом, почему самые опасные участки на автомобильной трассе окрестили тещиными языками? Ну, с «языком» более-менее понятно: очень похоже, если посмотреть на изгиб дороги сверху. А вот почему «тещин»? Это науке неизвестно. По крайней мере, во Всемирной сети каких-либо внятных объяснений этому нет. Народное творчество. Наиболее близко к истине, как нам кажется, вот такое определение: «Это как бы аналог общения с вредной тещей — ждать можно любого оборота событий, держи ухо востро и не расслабляйся...»

Водители, проезжающие по Култукскому тракту, или, как по документам, федеральной автодороге Р-258 «Байкал», теперь реже будут вспоминать маму своей жены. В конце прошлой недели, как уже сообщал «СМ Номер один», здесь закрыли один из самых проблемных «языков» на участке с 47-го по 55-й км — с резкими спусками и подъемами, поворотом на 180 градусов. Дорожные происшествия там происходили с пугающей регулярностью.

Теперь ехать предстоит по трассе, практически лишенной каких-то сложных отрезков. К тому же расстояние от Иркутска до Слюдянки благодаря этому участку сократилось на три километра. Ширина проезжей части — 7,5 метра. Пропускная способность увеличена более чем в два раза — с 6 до 14 тысяч машин в сутки. Расчетная скорость движения по новой дороге — 120 км/ч. На подъем сделана дополнительная полоса длиной 6,7 км. Для безопасности дорожного движения установлено более 11 км металлического барьерного ограждения, сигнальные столбики, 52 дорожных знака. Оборудовано две стоянки для отдыха водителей. Общая стоимость проекта — 2,5 млрд рублей.

В августе 2018 года специалисты, показывая проект будущего объезда, так рассказывали нашему корреспонденту: «Вот смотрите, эта линия, больше похожая на диаграмму биения сердца, — нынешний рельеф данного участка. А ровная линия снизу — это то, к чему мы в итоге придем. Здесь есть пик высотой 42 метра, который нужно срезать, и яма глубиной 23 метра, которую нужно засыпать. Всего на 10-километровом отрезке предстоит так или иначе переместить 2,4 миллиона кубометров грунта. Только буровзрывных работ на 1,7 миллиона кубов. Для сравнения: на дороге в обход Иркутска мы взорвали в разы меньше — примерно 300 тысяч кубов. То есть в шесть раз меньше. Представляете здешние объемы?»

В 2018 году работы по возведению отчетного участка только начинались, и то, о чем рассказывал нашим читателям директор Иркутского филиала АО «Труд», казалось просто фантастикой. Но ровно за два с половиной года дорожники сказку сделали былью. И кстати, останавливаться на достигнутом не собираются.

— Мы реализовали только первый проект из трех, которые запланированы на данной автодороге, — поделился планами начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет. — Следующий — это обход поселков Чистые Ключи и Моты до начала объездной дороги города Иркутска. Там, конечно, нет таких жестких условий, как здесь, но несколько ненормативных поворотов, спусков и подъемов все же имеются, и на них, к сожалению, тоже гибнут люди. Длина участка — 20 километров. Ввести его в эксплуатацию мы должны в октябре 2024 года. Контракт уже заключен. Работы начнутся в ближайшее время. Затем займемся реконструкцией Култукского серпантина.

...Кстати, закрытый ныне участок автодороги, ведущей на Байкал (и далее — в Китай и Монголию), решено ликвидировать — специалисты демонтируют дорожное покрытие, проведут рекультивацию и высадят в этом месте хвойные деревья. Через несколько лет о наводящем на всех проезжающих здесь ужас «тещином языке» уже никто и не вспомнит. Хотя… Как мы сообщили в прошлом номере, есть планы по организации на месте бывшего «тещиного языка» горнолыжной трассы. Администрация Шелеховского района сейчас под этот проект ищет инвестора.

Памятные подарки дальнобойщикам, первыми проехавшим по новому участку автотрассы «Байкал».
Памятные подарки дальнобойщикам, первыми проехавшим по новому участку автотрассы «Байкал».
Материалы в тему: 

Горнолыжная трасса вместо «языка»

Итак, завтра, в пятницу, 28 августа, в 11 часов утра открывается движение по новой дороге в объезд так называемого серпантина на Култукском тракте — печально известного своей аварийностью участка трассы Р-258 «Байкал». Новый участок начинается с 47-го километра. О ходе строительства этого участка «СМ Номер один» не раз рассказывал. Оно стартовало в марте 2018 года и велось с нуля, то есть дорогу прокладывали сквозь первозданный лес. За три сезона территорию полностью расчистили от деревьев. За все время работ для прокладки будущей магистрали дорожники переместили более 2,6 млн кубометров гр...