Город железных — руды и людей

Что посмотреть в самом старинном городе Приангарья
Коршуновский карьер — место паломничества геологов-любителей.
Коршуновский карьер — место паломничества геологов-любителей.

Поездка в Железногорск-Илимский укладывается в формат путешествия на выходных. Добраться туда проще всего на автобусе. Время в пути составит около 14 часов. Автобусы отправляются из Иркутска во второй половине дня и прибывают в Железногорск утром. Также с вечера автобусы отправляются и в обратную сторону.

Таким образом, можно выехать в Железногорск в пятницу вечером, приехать в субботу утром, погулять по городу, переночевать в гостинице и в воскресенье вечером выехать в обратный путь. В Иркутск автобусы прибывают примерно в 8—9 часов утра.

Стоимость проезда составит около 2000 рублей. Путь по железной дороге займет около суток, потому что поезда делают большой крюк через Тайшет. Зато можно сэкономить: стоимость полного билета в сезон низких цен начитается от 1200 рублей в общем вагоне и от 1500 рублей в плацкарте.

Железногорск-Илимский — небольшой город на БАМе. О его характере может рассказать один из памятников, установленный в честь строителей Коршуновстроя. На гранитной глыбе закреплена табличка: «Не всем дано так щедро жить, на память людям комбинаты-города дарить». Монумент был открыт в 1982 году в честь 25-летия треста. Ведь именно усилиями работников Коршуновстроя были созданы город Железногорск, горно-обогатительный комбинат, окрестные поселки. Памятнику без малого 40 лет, но и сегодня от надписи на табличке веет невероятным оптимизмом.

Главная достопримечательность

Самый известный объект Железногорска — карьер Коршуновского железорудного месторождения. Он находится на самой границе города и представляет собой огромный котлован — диаметром около двух километров и глубиной порядка 400 метров.

Когда стоишь на краю, размеры котлована поражают воображение. Карьер хорошо заметен даже из космоса. А 55 лет назад, когда на месторождении была добыта первая тонна руды, на этом месте была высокая гора.

По стенкам карьера по спирали вниз скатываются грунтовая и железная дороги. Первая — для автомобильной техники: бульдозеров, экскаваторов и самосвалов, которые работают на дне карьера. А по железной дороге на специальных открытых платформах — думпкарах — наверх поднимают руду.

Два года назад горняки преодолели отметку в 500 млн тонн вывезенной породы. По проекту, составленному в середине прошлого века, планировали, что разработка месторождения закончится на уровне плюс 30 метров над уровнем моря. Когда отметка была пройдена, спроектировали добычу руды до уровня минус 105 метров. Сейчас месторождение лицензировано на работы до уровня минус 840 метров. По оценкам специалистов, прирост запасов из-за понижения отметки добычи составил еще 500 млн тонн руды. Этот объем позволяет продлить эксплуатацию месторождения на несколько десятилетий.

Охотники за камнями

Коршуновский карьер — место «паломничества» геологов-любителей. Здесь во вскрытой породе находят различные полудрагоценные камни. Среди них встречаются гранаты, опалы, аметисты, кальциты, андрадиты, серафиниты и другие. В результате правильной ювелирной обработки из них можно получить очень красивые и дорогие изделия.

Местной диковинкой являются гематитовые розы — розетковидные образования кристаллов гематита. Гематит — это оксид железа, наиболее распространенная в природе руда, из которой получают этот металл. Иногда уплощенные чешуйчатые или пластинчатые кристаллы гематита образуют друзы, в которых лепестки располагаются подобно лепесткам розы. За наиболее эффектные образцы таких каменных «цветков» коллекционеры готовы платить огромные деньги.

В пределах нескольких десятков километров от Железногорска находятся Татьянинское и Рудногорское железорудные месторождения. Они тоже хорошо известны в среде охотников за камнями, хотя и значительно более удалены от объектов транспортной инфраструктуры.

Первый город Приангарья

Родиной Илимского острога — главного и самого знаменитого экспоната этнографического музея «Тальцы» — является территория современного Нижне­илимского района. Сейчас этот район не очень популярен у туристов. Между тем были времена, когда ни одна экспедиция, которая направлялась в сторону тихо­океанского побережья, не могла миновать этих мест.

В 1630 году на правом берегу Илима примерно в 20 километрах от современного Железногорска отряд казаков-первопроходцев под руководством Ивана Галкина поставил зимовье.

Это было первое русское капитальное сооружение в Приангарье. Только в следующем году по-

явятся Братское зимовье вблизи Падунских порогов на Верхней Тунгуске (современной Ангаре) и Усть-Кутское зимовье в месте впадения Куты в Лену.

Место было выбрано Иваном Галкиным неслучайно. Здесь проходил волок с Верхней Тунгуски на Лену — соединялись енисейский и ленский водные бассейны. Дальше по Лене путь уходил в Якутию, а по ее притоку — Киренге — в Северное Прибайкалье.

Стратегическое значение нового поселения обусловило его интенсивное развитие. В 1640 году на месте зимовья был построен первый острог, а спустя еще семь лет — основательная деревянная крепость с двумя башнями. В 1649 году Илимский острог стал административным центром воеводства и получил статус города. Площадь Илимского воеводства превышала 300 тысяч квадратных километров и включала территории большинства нынешних северных и центральных районов Иркутской области. По размерам Илимское воеводство сопоставимо с такими современными странами, как Польша, Италия, Германия или Финляндия.

Долгое время Илимский острог был форпостом, от которого шло дальнейшее освоение сибирского севера и Дальнего Востока. Здесь начинали свой путь казаки, направлявшиеся в сторону Байкала, Забайкалья, Якутии, Даурии, побережий Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Отсюда вышел отряд Владимира Атласова, который открыл Камчатку. Через Илимск проходили экспедиции братьев Лаптевых, Семена Дежнева и Ерофея Хабарова.

Великие северные экспедиции под предводительством Витуса Беринга 1725—1730-х и 1734—1742-х годов также формировались в Илимске. Здесь была база, где накапливали провиант, одежду и оборудование для нескольких экспедиционных отрядов.

Сдержанная красота

Современный Железногорск-Илимский закрепился на высоких сопках в виде амфитеатра. В низине располагаются два живописных искусственных водохранилища. Один пруд создали, перегородив речку Рассоху. Другой пруд питает небольшой ручей Кузнецова.

Необычная достопримечательность первого водохранилища — искусственный водопад, устроенный в месте, где Рассоха вытекает из него. А на берегу второго пруда уютно расположилась красивая шестиглавая Свято-Троицкая церковь, построенная относительно недавно — в 2007 году.

Несмотря на то что большинство домов в городе — стандартные панельные или кирпичные двух-, пяти- и девятиэтажки, их правильная планировка, расположение на разноуровневых террасах и необычные добавочные архитектурные элементы делают городские пейзажи привлекательными.

Разнообразие в городскую архитектуру вносят общественные здания и объекты соцкультбыта. Построенные в стиле конструктивизма и рационализма, они отличаются неброской, сдержанной красотой.

Украшением города является ансамбль административных зданий на центральной площади города. Также симпатична прямоугольная, с ровными рядами окон, шестиэтажка управления Коршуновстроя.

Привлекает простотой форм здание железногорского бассейна. В нем нет ничего лишнего, только одна из стен украшена минималистичной кирпичной мозаикой с изображением нырнувшего в воду пловца.

Также городская поликлиника — обычное четырехугольное здание из серого силикатного кирпича. Но лаконичный орнамент, сделанный вставками красного керамического кирпича, который окаймляет здание со всех сторон, делает поликлинику скромным архитектурным шедевром.

История в памятниках

Неброскую архитектуру Железногорска дополняют аллеи, скверы и памятники. Многие из них посвящены событиям, которые оставили значительный след в истории Железногорска и Нижнеилимского района.

Центральный сквер города украшает памятная арка, созданная в честь 50-летия градообразующего предприятия — Коршуновского ГОКа — в 2015 году. На опорах арки размещены чугунные литые барельефы, изображающие историю города. Главными героями изображений являются Шестак Коршунов — сибирский рудознатец, который в 1647 году впервые обнаружил в Приилимье «железный камень», и Виталий Беломоин — первый директор ГОКа, сыгравший огромную роль в развитии предприятия и города.

Отдельный барельеф посвящен святой Варваре — православной великомученице, которая считается покровителем горняков.

В центральном парке Железногорска установлена стела в виде высокой часовни. Она посвящена памяти 36 деревень, которые ушли под воду во время затопления Усть-Илимского водохранилища, расположенного на территории Нижнеилимского района.

На территории Коршуновского ГОКа стоит памятник, который установили в 1974 году, когда на месторождении были извлечены первые 100 миллионов тонн руды.

Радищев: польза от ссылки

Железногорские музеи — тоже своеобразные памятники. Так, в городской библиотеке работает музей, посвященный русскому философу и писателю Александру Радищеву, который находился в Илимской ссылке с 1792 по 1797 годы. «Ты хочешь знать: Кто я? Что я? Куда я еду? // Я тот же, что и был и буду весь мой век: // Не скот, не дерево, не раб, но человек! //…В острог Илимский еду», — одно из самых известных стихотворений в русской литературе Радищев написал по дороге в сибирский город.

Не тратя времени даром, в ссылке Радищев занимался этнографическими и геологическими исследованиями, медициной, проводил опыты по выращиванию культур, непривычных к местному климату.

Энциклопедически образованный, во время ссылки Радищев стремился применить свои знания на практике. В частности, он стал первым, кто начал делать в Сибири прививку от оспы. Также, узнав от местных, что в окрестностях есть богатые залежи железа, Радищев пытался отыскать месторождения и проводил опыты по извлечению металла из руды в домашних условиях.

В Сибири писатель создал несколько известных произведений. В частности, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», поэму о Ермаке «Ангел тьмы», незаконченный труд «Сокращенное повествование о приобретении Сибири».

Дважды Радищев бывал в Иркутске. Здесь он встречался со знаменитым иркутским путешественником Григорием Шелиховым.

 

Ковавшие «Щит Родины»

Железногорский краеведческий музей назван в честь дважды Героя Социалистического Труда Советского Союза генерального конструктора Михаила Янгеля. Создатель ракетно-космических систем и одного из самых мощных видов вооружений — баллистических межконтинентальных ракет — родился в тихой деревушке недалеко от современного Железногорска-Илимского.

Кроме музея именем Янгеля в городе названы центральная площадь и центральный сквер. В сквере в 1977-м ему был установлен памятник. Также именем генерального конструктора назван поселок в окрестностях Железногорска-Илимского.

В течение долгого времени городской музей сотрудничал с женой ученого, которая передала в его экспозицию многие личные вещи. По ее воспоминаниям в Железногорске воссоздана обстановка квартиры, в которой жил генеральный конструктор.

Также много уникальных предметов передал в Железногорск коллектив ОКБ «Южное» в Днепропетровске, которым в свое время руководил Янгель.

Один из самых интересных экспонатов музея — сувенирная композиция «Щит Родины». На ней выстроенные в ряд миниатюрные копии баллистических ракет, созданных под руководством Янгеля. Ее подарили генеральному конструктору на 60-летие. После его смерти сувенир передали в музей. Но ввиду режима секретности композицию было запрещено показывать широкой публике, и она хранилась в запасниках музея. Только в последнее время секретный сувенир стал доступен для свободного осмотра.

Также в Железногорске в память о Янгеле на многих детских площадках установлены игровые сооружения в виде ракет.

Еще в Железногорске есть памятник брату ученого генерал-майору Александру Янгелю. Он установлен рядом с мемориальным комплексом, посвященным Победе в Великой Отечественной войне.

Во время войны 23-я дивизия НКВД под командованием старшего Янгеля обеспечивала охрану грузов, перевозимых по «дороге жизни» через Ладожское озеро.

Против рейдерского захвата

В Железногорске-Илимском есть два знаменательных памятных объекта, которые относятся к совершенно разным эпохам, но неожиданно оказались объединены одной идеей.

Первый из них посвящен партизанам Илимского края. Это стела высотой 12 метров, перед которой на выступе размещены две фигуры военных. Один в форме красноармейца, а второй — в простонародной одежде, но с красным лоскутом, пришитым на меховую шапку. Стела установлена на месте перезахоронения партизан, которые ранее были похоронены в деревнях, попавших в зону затопления. Памятник посвящен событиям 1919 года, когда партизанские отряды — преимущественно из местных жителей — разгромили крупную группировку белогвардейцев, направленную в Илимский район с карательными целями. Скульптурная композиция памятного объекта отражает стремление людей в борьбе защищать свое право на свободу.

История повторилась в начале XXI века, когда между финансово-промышленными группами, объединяющими крупные металлургические активы, развернулась борьба за контроль над Коршуновским ГОКом. В 2003 году железногорцы организовали сопротивление попыткам рейдерского захвата предприятия. В честь этих событий в сквере перед зданием управления ГОКа был установлен памятник сотрудникам комбината, отстоявшим свое предприятие.

На высоком постаменте, гордо подняв грудь, сжав кулаки и устремив взгляд вперед, стоит молодой рабочий. По высоте памятник сопоставим со стелой, посвященной партизанам. Поза и пластика рабочего — так же, как фигуры партизан — являются выражением непоколебимой народной воли, проявленной при попытке подчинить ее чужому влиянию.

Байкало-амурский сверхкомбинат

Современные надежды на развитие Железногорска-Илимского напрямую связаны с развитием промышленных производств в регионе. В соответствии с планами развития экономики страны в середине прошлого века на территории Приангарья должны были создать мощный металлургический кластер. Освоение месторождений Ангаро-Илимского железорудного бассейна было лишь первым этапом реализации этого проекта. В дальнейшем в Тайшете планировали создать комбинат черной металлургии, который обеспечил бы высокую степень переработки железорудного сырья, добываемого в Приангарье. На третьем этапе планировали развивать в Приангарье машиностроительную отрасль. Таким образом, здесь в должен был появиться крупный металлургический комплекс полного цикла. Реализация этих планов затормозилась на первом этапе.

В настоящее время на новом витке истории обсуждаются проекты промышленного развития районов БАМа. Отметил важность развития БАМа и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. 45-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали широко отметили в Иркутской области. Прошел фестиваль искусств, чествование ветеранов комсомольской стройки, из Иркутска в Тынду отправится праздничный поезд.

В Приангарье и соседних регионах планируют развернуть строительство нового байкало-амурского сверхкомбината — нескольких крупных металлургических и сопутствующих производств, объединенных единой транспортной и энергогенерирующей инфраструктурой и включенных в единую экономическую цепь.

В частности, проект предусматривает создание в Иркутской области пяти новых комбинатов черной металлургии. Три из них будут расположены на БАМе: в Железногорске-Илимском, Тайшете и Усть-Куте.

Недорогая электроэнергия для новых производств может быть получена за счет нового развития гидроэнергетики, потенциал которой в Иркутской области далеко не исчерпан. А также путем строительства ТЭС на основе кавыктинского природного газа.

Значительная часть продукции, произведенной на БАМе, в соответствии с планом будет направляться на экспорт. Для этого в целях сокращения транспортного плеча от бамовской станции Новый Уоян до Мозгона на Транссибе планируют построить железнодорожную ветку. По ней путь из Железногорска-Илимского в Китай сокращается примерно на 40%.

Искусственный водопад украшает ландшафт.
Искусственный водопад украшает ландшафт.