Город i в руинах

Художник Степан Шоболов предложил взглянуть на Иркутск в другом ключе
Улица Карла Маркса: необыкновенная трактовка привычных мест
Улица Карла Маркса: необыкновенная трактовка привычных мест

Степан Шоболов
Степан Шоболов
В работах Шоболова можно разглядеть мотивы города Ангкор в Камбодже
В работах Шоболова можно разглядеть мотивы города Ангкор в Камбодже
В анимации морские животные движутся, проплывая  над Иркутским драматическим театром
В анимации морские животные движутся, проплывая над Иркутским драматическим театром

В ноябре прошлого года два этажа арт-галереи Dias заняла необычная выставка: живописные иркутские пейзажи, их анимация, макет исторического здания. Но реальные объекты предстают в новых образах — заброшенными среди песчаных дюн, на берегу моря, в плену джунглей. Будущее это или параллельный мир — можно пофантазировать самому. Автор работ Степан Шоболов задумал экспозицию как презентацию проекта «Город i», над которым работает пять лет.

Город как холст

Чтобы познакомиться с творчеством Степана, даже не нужно покупать билет в выставочный зал, достаточно просто внимательно погулять по Иркутску. Уже давно художник занимается стрит-артом, одна из его последних работ — фасад на улице Горького, на котором появилась загадочная фигура, оседлавшая шестиногое кентавроподобное существо. А можно съездить на Байкал: в 2019 году во время пленэра на острове Ольхон Степан преобразил в арт-объекты заброшенные катера на берегу, его рисунки на бортах кораблей будто дополняют реальность, заставляя задуматься. Возможно даже, вы видели разъезжающие по Иркутску «Жигули» с плавником и чешуёй, расписанные под рептилию, — это тоже дело рук Шоболова. Уличной живописью художник занялся ещё до того как иркутские стены покрыли невнятные надписи.

Степан Шоболов вырос в Усть-Илимске, в «рисующей» семье: у мамы было художественное образование, кисть уверенно держали его брат и сестра, а его отец — известный художник Никита Шоболов. Дома под рукой всегда были бумага и краски, прямо во дворе — мастерская. Рисование для Степана было делом обыденным, но одновременно и увлекающим: если что-то приходило в голову, он мог проснуться среди ночи и пойти зарисовать.

Продолжение семейного дела в планы не входило, но ради обретения самостоятельности и отвязной студенческой жизни Степан уехал в столицу Приангарья и поступил в художественное училище. Всерьёз юноша взялся за рисование в 2005 году, помимо холстов автор расписывал и стены:

— Ещё в училище я катался на скейте. Однажды с другом Антоном Черновым, который, к несчастью, три года назад погиб в автокатастрофе, мы разговорились. Оказалось, что он тоже учился в художественной школе. Тогда он предложил порисовать на городских стенах. Мы купили баллоны, порисовали, потом ещё раз и ещё. В итоге забросили скейты и начали заниматься стрит-артом, — рассказал Шоболов в одном интервью. — Тогда любое граффити в Иркутске было событием. Мы рисовали в основном кисточками и красками. Причём работали только днём — звали друзей, брали стулья, включали музыку, пили чай и рисовали.

Сейчас немного сложнее: настенную роспись надо согласовывать с администрацией, которой нравятся исключительно пресные, но зато безопасные темы — вроде Байкала, нерп, бабров. Шоболов считает, что такие ограничения ведут к самоцензуре, губительной для любого творчества. Для своих стрит-артов он выбирает менее радикальные композиции, абстракции, фантастических животных и растения. Но в сети Интернет популярны более провокационные работы мастера.

Хайп или злободневность?

Вне Иркутска Шоболова знают как автора скандальных графических работ. «Чисто случайно начал это рисовать, раньше просто наблюдал, но потом карандаш взял. Я не претендую на истинность, это гротеск и преувеличение, да и эта извечная формула, которую сам не чествую, но всё же говорю: я так вижу...» — так объяснил Степан своё творчество подписчикам паблика, куда выложил эти рисунки. Яркие, запоминающиеся и довольно однозначные образы вызвали интерес: летающий над многоэтажным кольцевым домом объект, состоящий из голов, чем-то похожих на Путина, в обрамлении антенн, телевизоров и телебашен; мерзкие слизни в качестве депутатов Думы; гигантская механическая саранча вместе с людьми уничтожает леса — всё это актуально, ярко, едко. Так и задуманный несколько лет назад «Город i» внезапно оказался на волне, но по другой причине.

В 2020 году тема постапокалипсиса стала внезапно очень актуальна: пустые улицы, по которым ездили автомобили с предупреждающими громкоговорителями, прохожие в масках и перчатках создали свою атмосферу. «Визитной карточкой» серии Шоболова стала картина запустения: кинотеатр «Художественный» стоит посреди песчаных барханов, мимо которых бредёт путник с посохом. Помимо этого сюжета много других вариантов — Иркутск под водой, в мире динозавров и другие. Действительно, пришельцы в кино обычно нападают на Нью-Йорк, но как в подобных обстоятельствах будет выглядеть Иркутск? Все произведения связаны с ощущениями самого автора, но зритель может по-своему трактовать изображения, создавая собственные истории.

Не только полотна

«Город i» стал точкой соприкосновения внутренних потребностей художника с интересом аудитории.

— Проект появился как часть неприятия города, мне в нём было некомфортно, всегда хотелось уехать, — объяснил Степан. — Я пытался ужиться с этим городом. Первый контакт с Иркутском у меня случился, когда мне дали мастерскую в центре. Я гулял ночами, ходил по ночным кафешкам, брал с собой блокнот — порисовать. И тогда я понял, что Иркутск мне максимально нравится после часа пик. А под утро это просто восхитительный город!

Так центральным героем картин Шоболова стал Иркутск без людей. Первая работа в этом направлении — затопленный город. А последняя пока что — Иркутск в стиле киберпанк: заполненная неоновым светом, модифицированными людьми, дронами, летающими автомобилями улица Карла Маркса, где угадываются иркутские реалии в виде архитектуры, известных брендов и личностей. Пусть люди существуют, живут, радуются — но где-нибудь в далёком будущем.

Всю серию проекта можно найти в Интернете, но сам «Город i» не просто картины. В планах Степана Шоболова создать «выставку-аттракцион» с интерактивными деталями, различными визуальными и звуковыми эффектами. Есть идея воссоздать фрагмент улицы Карла Маркса, один из домов уже сделан — это здание Русско-Азиатского банка, где сейчас находится поликлиника № 2. Пенопластовая модель удивительно точно повторяет архитектуру здания, но внешний вид слегка изменён: стены местами разрушены, продырявлены снарядами, поцарапаны, пробиты. Художник-аниматор Никита Тютин из команды проекта создал анимационный фильм, в качестве саунд-трека были написаны четыре музыкальные композиции. Всё это сделало выставку настоящим приключением, погружением куда-то в параллельный мир.

— Я хотел бы, чтобы люди могли прийти и получить много эмоций, чтобы там был экшн, — прокомментировал Степан Шоболов развитие проекта «Город i». — Ещё осталось много нераскрытых тем, будет больше полотен, интерактивов и вообще всего.

Даже несмотря на ограничительные меры — посещение группами и по записи, с ноября на выставке побывало больше 2500 человек, а значит проект востребован, он будет развиваться и скоро каждый сможет найти на картинах Шоболова своё идеальное будущее Иркутска.

Использованы материалы irk.ru, газеты «Областная» и youtube-канала «Реальный бизнес».

По словам автора, сюжеты «Города i» — это некая психологическая разгрузка
По словам автора, сюжеты «Города i» — это некая психологическая разгрузка