Годовщина падения «Руслана»

23 года назад, 6 декабря, в Иркутске произошла одна из самых тяжелых авиакатастроф — на жилые дома микрорайона Авиастроителей рухнул груженый Ан-124
Обломки самолета покрыли собой дом № 45 на улице Гражданской, дом № 120 на улице Мира, а также детский дом. Всю страну в тот день облетели сюрреалистические кадры с места катастрофы: разрушенные дома, дым, обломки самолета и гигантский хвост «Руслана», упершийся на кирпичную пятиэтажку
Обломки самолета покрыли собой дом № 45 на улице Гражданской, дом № 120 на улице Мира, а также детский дом. Всю страну в тот день облетели сюрреалистические кадры с места катастрофы: разрушенные дома, дым, обломки самолета и гигантский хвост «Руслана», упершийся на кирпичную пятиэтажку

6 декабря 1997 года в 14.45 четырехмоторный транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с двумя истребителями Су-27 и 140 тоннами топлива на борту взлетел со взлетной полосы иркутского авиазавода курсом на Владивосток и далее во Вьетнам. Через три секунды после взлета отказали три двигателя, и самолет с набранной высоты — всего 66 метров — упал на дома жилого массива.

Согласно результатам расследования причин катастрофы, три двигателя «Руслана» отказали почти одновременно на взлете в Иркутске из-за своих конструктивных недостатков. Причем подобные отказы двигателей Д-18Т в течение десяти лет, с 1987-го по 1997 год, фиксировались 60 раз. Комиссия пришла к выводу о необходимости замены Д-18 первой серии на двигатели третьей серии на всех 20 Ан-124. Производитель этих авиамоторов — украинское предприятие «Мотор Сич» — с выводами комиссии не согласился.

В той катастрофе всего погибло 72 человека, из них 14 детей. 23 человека погибли на борту Ан-124, в том числе девять членов экипажа. 15 человек посмертно наградили орденами Мужества. 44 пострадавшим жителям этого района удалось остаться в живых. 72 семьи лишились квартир. Без крыши над головой остались и обитатели сгоревшего детского дома.

К таким тяжелым последствиям привело большое количество топлива, моментально воспламенившегося после удара. «Он был заправлен «под пробку», лететь должен был далеко. Условия работы были довольно сложными, поскольку любая искра могла воспламенять топливо опять», — вспоминал подробности ликвидации последствий крушения Сергей Шойгу, занимавший тогда пост главы МЧС. Он лично руководил работами на месте падения самолета.

В ночь на 7 декабря он прилетел в город вместе с главой правительства Виктором Черномырдиным. Пожар был локализован только к утру, тогда же было решено опрокинуть застрявший на стене дома хвост самолета, а остовы сгоревших домов — снести.

Сейчас на месте катастрофы ничто не напоминает о трагедии, кроме храма Рождества Христова, построенного на средства фирмы братьев Голышевых через два года после катастрофы, и большой памятной плиты, на которой часто можно видеть живые цветы.