Главный российский автомобиль
Первые шесть ВАЗ-2101 — абсолютно новой для Советского Союза концепции народного автомобиля — сошли с конвейера недавно построенного завода в Тольятти 19 апреля 1970 года. Выпуск машин в последующие месяцы был невысок. Массовое производство на конвейере развернули только к сентябрю — и то в смену собирали всего 70 машин… В этом году автомобильная общественность отмечает полвека самому массовому российскому автомобилю.
Недавно старейшее в мире издание об автомобилях Autocar назвало главные машины наций, имеющих собственную автомобильную промышленность. Таких набралось всего 15, в их числе оказалась и Россия. «Главный» в данном случае означает «оказавший наибольшее влияние на общество». В ряде случаев это равно наибольшему международному успеху, в иных указывает на поворотную точку перехода автопрома на качественно новый уровень.
Главным русским автомобилем Autocar заслуженно назвал ВАЗ-2101.
Да, в 1970 году в океанах уже хозяйничал советский атомный флот, а космические корабли бороздили просторы вселенной. Но для советского автопрома появление «копейки» стало самым продвинутым технологическим явлением и подтолкнуло его к дальнейшему развитию по стопам зарубежных автокомпаний. Даже задний привод в этом классе на тот момент еще не считался анахронизмом. Более того, прототип «копейки» — итальянский Fiat-124 — в Европе получил титул «Автомобиль года». Правда, случилось это еще в 1967 году, и, вероятно, жюри тогда купилось на образ недорогой и неприхотливой массовой модели в условиях мирового энергетического кризиса, назревшего к концу 1960-х.
Однако прежде, чем этот прототип был взят за основу, советские конструкторы провели над ним глобальный предсерийный тюнинг — иначе не скажешь. В целях повышения надежности и выносливости в наших условиях, а также ради ремонтопригодности и «рыночной» перспективности основательной доработке подверглись тормоза, подвеска, трансмиссия, сцепление, да и сам двигатель. Хотя все же на всякий случай была предусмотрена возможность его запуска с «кривого стартера», то есть ручкой, как на ЗИЛ-130.
Для времени своего появления ВАЗ-2101 воплощал образ весьма современного автомобиля. Но кто знал тогда, что в мировом масштабе массовые модели типа Fiat-124 быстро себя изживут, прогресс в этой области попрет дальше, и только ВАЗ-2101 начнет стремительно превращаться в живую классику? При этом ставя свои индивидуальные рекорды, претендовавшие на мировые: машина с учетом модификаций (21011, 21013) выпускалась вплоть до 1988 года и за эти 18 лет разошлась тиражом в 4,85 млн штук, в том числе с поставками на зарубежный рынок.
Так или иначе, но признать ВАЗ-2101 масштабным историческим явлением на 1/6 части Земли повод есть очевидный.
Некоторые факты
Название автомобилю выбирали всей страной — журнал «За рулем» объявлял всесоюзный конкурс. Пришло более 50 тыс. предложений. Читатели предлагали назвать машину «Сокол», «Фиалка», «Катюша», «Руслан», «Атаман», «Аргамак». Были и экзотические предложения вроде «Директивца», «Новорожца» или «Мемориала» и «Мадонны». Победителем стал вариант «Жигули», предложенный вазовским испытателем Алексеем Черным.
С началом выпуска «Жигулей» в Советском Союзе появились новые сорта масла и бензина, новые виды пластика, а также неведомый доселе тосол для охлаждения двигателя.
Именно с появлением «копейки» в стране появилось понятие фирменных сервисных станций.
Автомобиль почти сразу начал поставляться в другие страны — первая экспортная партия была собрана и отправлена за рубеж уже в 1971 году.
К этому году относится и первое спортивное достижение мирового уровня: три автомобиля ВАЗ-2101 завоевали для советской команды «Серебряный кубок» в ралли Tourd`Europe.
Самая мощная «копейка» имела под капотом 120 л. с. — это была экспериментальная ВАЗ-21018 с роторно-поршневым двигателем.
В 2000 году по итогам опроса «За рулем» ВАЗ-2101 назван «Российским автомобилем столетия». Вместе с ним на пьедестал лучших автомобилей России попали ГАЗ-21 «Волга» и Lada 110.
«Копейка» вместе с модификациями производилась 18 лет и разошлась по СССР и миру в количестве 4,85 млн экземпляров. На данный момент примерно 400 тысяч из них по-прежнему находятся в эксплуатации.