Вовремя спохватилась

Из-за собственной доверчивости пенсионерка из Ангарска чуть не лишилась квартиры

О том, что вокруг развелось много мошенников, все мы, конечно же, слышали, и не раз. Но, как говорится, спрос рождает предложение — несмотря на все предупреждения об осторожности, на удочку обманщиков продолжают попадаться доверчивые люди.

Екатерина Михайловна Кочемазова всю жизнь проработала педагогом в Новосибирске. Когда стала пенсионеркой, решила перебраться поближе к дочери и купила однокомнатную квартиру в Ангарске.

Пожаловаться на то, что родственники совсем не уделяют ей внимания, женщина не может, но все же, как и большинство пожилых людей, она тоже страдает от недостатка общения. Тем более что недавно ее любимый внук, который чаще всех навещает бабушку, стал поговаривать, что мечтает уехать жить в Германию. Тогда-то у Екатерины Михайловны и появилась мысль подстраховаться на случай одиночества — найти людей, с которыми можно попить чай и поговорить по душам.

И вскоре такой случай представился: «Я просматривала газету и увидела объявление, что семейная пара возьмет под опеку пожилого человека с правом наследования жилья. Подумала: «А что, тоже вариант». Взяла телефон и позвонила по указанному номеру».

Ответила женщина, которая представилась Татьяной. Голос у новой знакомой был очень молодой, поэтому наша героиня поинтересовалась ее возрастом, а когда услышала, что той 24 года, хотела сразу же попрощаться, все-таки она рассчитывала найти собеседника постарше. Но Татьяна стала ее уговаривать не торопиться и в итоге заявила, что вместе с мужем приедет к Екатерине Михайловне в гости. От такой настойчивости пенсионерка растерялась и спорить не стала: «Неудобно было отказывать людям, невежливо. Я тогда подумала, что они делают такое благое дело: хотят заботиться о пожилом человеке».

Через несколько часов гости были на пороге. Они были прилично одеты и осыпали Екатерину Михайловну комплиментами. «Какая хорошая бабушка! Я всю жизнь мечтал о такой!» — заходился в восторге слесарь Гоша, именно так отрекомендовал себя спутник Татьяны. «Я, конечно, понимала, что это ради приличия, но все равно было приятно — давно никто не говорил мне таких слов», — вспоминает Екатерина Михайловна.

Попили чаю, поговорили ни о чем, и посетители ушли. Пенсионерка рассчитывала, что выполнила свой долг вежливости и на этом общение закончилось, но не тут-то было. Через несколько часов ей снова позвонила Татьяна, чтобы узнать, не надо ли чего бабушке. Екатерина Михайловна сказала, что у нее все в порядке, вот только хлеб в доме закончился. Это стало поводом для нового визита, который состоялся в тот же день. На этот раз гости пришли не с пустыми руками — принесли обещанный хлеб, а еще колбасы и сладостей к чаю. И перешли ближе к интересующему их делу — стали расспрашивать, есть ли документы на квартиру. Екатерина Михайловна, все еще не чувствуя подвоха, показала все документы. Гости сказали, что им необходимо удостовериться в подлинности бумаг. На следующий день инициативная Татьяна приехала за пенсионеркой на машине и сообщила, что необходимо проехать в домоуправление за справками. Там бабушку оставили в коридоре, а потом повели в кабинет, где она подписала какие-то бумаги.

«Сейчас я, конечно, понимаю, что она мне просто заговаривала зубы, ведь я ничего не обещала. Но в те дни я очень плохо себя чувствовала — сильно кружилась голова, скакало давление, и я как робот отвечала на все вопросы, даже не понимала, что подписываю, — в глазах все рябило», — говорит ангарчанка.

Документы остались у Татьяны, а в чем заключается обман, Екатерина Михайловна узнала, когда пришла платить за квартиру — ей насчитали больше привычной суммы, объяснив, что количество жильцов увеличилось. Все это время женщина не рассказывала внуку о том, что происходит в ее жизни, но теперь это пришлось сделать. И родственники вместе стали разбираться в ситуации.

Оказалось, что под видом проверки подлинности документов эти люди оформили договор дарения квартиры, который подразумевает, что они сразу же получают право распоряжаться имуществом. Хорошо, что Екатерина Михайловна сразу пошла к опытным юристам агентства «Частное право». Генеральный директор юридического агентства Юрий Владимирович Смирнов обратился в милицию от имени своей клиентки Кочемазовой, но там ему сказали, что ничем помочь не могут, потому что все документы оформлены правильно и, более того, на них есть ее роспись. «Тогда мы приняли решение обратиться в суд, — поясняет Юрий Смирнов, генеральный директор юридического агентства «Частное право», председатель центра правового просвещения граждан «Право-актив». — Такие случаи побуждают нас вести активную просветительскую деятельность с целью обезопасить население с юридической точки зрения, организовывать семинары правовой тематики по различным вопросам юриспруденции».

В суде стало ясно, что общеизвестные нормы морали и нравственности у Тани с Гошей отсутствуют полностью: их совершенно не пугали эти разбирательства, они продолжали настаивать на своем — есть бумага, есть подпись, имеем право на квартиру. Пытаясь как-то объяснить свой поступок, они рассказали судье историю про родственника, которому нужно решить жилищную проблему, якобы в его интересах они и действовали. Кстати, даже зная, что ее обманули, Екатерина Михайловна хотела пойти им навстречу — согласилась на заключение договора ренты, согласно которому квартира все-таки осталась бы у ответчика в собственности, а ей бы выплачивалась пожизненная рента на содержание. Но на это достаточно выгодное в наше время условие обеспечить себя жильем парочка не пошла.

Спасло Екатерину Михайловну как раз то плохое самочувствие, находясь в котором она подписала договор дарения своей квартиры. Оказалось, что оно усугубилось из-за неправильной схемы приема сильнодействующих лекарств. Учитывая это обстоятельство, суд вынес решение расторгнуть договор дарения квартиры, потому что «воля на совершение этой сделки отсутствовала».

«После того, что случилось, я стала опасаться людей. Недавно, когда гуляла во дворе, ко мне подошла женщина, чтобы познакомиться, но я ей отказала, хотя, наверное, в мыслях у нее не было ничего плохого. Общаюсь только с теми, кого знаю. Я не хотела обременять внука своими разговорами, тем более он недавно женился, но после этой истории он понял, что оставлять меня одну надолго нельзя. Сама решать серьезные вопросы я не могу. Теперь советуюсь с внуком по каждому поводу», — говорит Екатерина Михайловна.