Шумная тема

Жильцы дома по улице Байкальской несколько лет ведут борьбу за тишину

Каждый вечер иркутянка Людмила Жиляева плотно закрывает окна и пытается уснуть. Однако навязчивый гудящий звук не дает расслабиться и отвлечься на мысли о личном. Всему виной — превышение норм шумового загрязнения расположенным через дорогу магазином.

Микрорайон Солнечный всегда считался благополучным и спокойным. Иметь квартиру на берегу залива, по мнению многих, — большая удача. Однако спокойствие семьи Жиляевых исчезло, когда на остановке «Гормолзавод», через дорогу от их девятиэтажки, возвели универсам «Берег».

Казалось бы, что плохого: магазин на другой стороне, в то же время недалеко от дома — всегда можно купить все необходимое. Проблема кроется в пяти вентиляторах, установленных на торце универсама. Ночью, когда смолкает городской шум, прекращается движение машин, их монотонный гул сводит с ума жителей дома № 310а, чьи окна выходят на дорогу.

— Мы ложимся спать и слышим этот жуткий звук, как будто где-то падают бомбы, — объясняет Людмила Ивановна. — На секунду замолчит — и снова. Чтобы как-то себя спасти от назойливого звука, Жиляевы решили вставить пластиковые окна. Известно, что они лучше защищают от уличного шума, служат звукоизоляционной заслонкой. Однако этот гуд проникает и через них: «Пытаешься отвлечься, думать о чем-то, а на заднем плане гудит, гудит, гудит. Это невыносимо. Окна не спасают. Да и почему мы должны страдать — спать в духоте, не раскрывая окон, из-за того, что магазин не может потратиться на установку шумоизоляционного короба?»

Начиная борьбу с магазином за тишину почти два года назад, Людмила Ивановна пригласила к себе домой в квартиру на девятом этаже сотрудников Роспотребнадзора. Тогда, в декабре 2006 года, в присутствии представителя универсама «Берег» они подтвердили, что шум от работы кондиционеров и тепловой завесы магазина превышает санитарные нормы в несколько раз.

— Магазину было сделано предписание установить шумозащитный экран, — рассказывает Людмила Ивановна. — Прошло почти полгода — дирекцией магазина ничего сделано не было, и я попросила приехать представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области и вновь провести измерения. Новые замеры подтвердили предыдущие — очень шумно. Однако Роспотребназдор сделал оговорку: кроме конденсаторов универсама «Берег» шума добавляют оборудование, расположенное на территории предприятия пищевой промышленности ООО «Молоко», и движущийся автотранспорт под окнами.

— Мы столько лет живем в доме и все эти годы спали спокойно — гормолзавод никогда не издавал такого пронизывающего звука. К машинам тоже привыкли. Тем более после двенадцати ночи транспорта очень мало. Да и что машина — проехала, и все. А этот визг появился именно после установки систем в универсаме, — объясняет Людмила Жиляева.

Так это или нет — вопрос второй. И раз уж Роспотребназдор выдал предписание, его, справедливо заметим, нужно выполнить. Однако со времен второго замера прошло еще полтора (!) года, и никакого защитного экрана в магазине так и не появилось. К тому же, пока жители дома писали письма и жалобы на владельцев универсама «Берег», возле дома вырубили деревья.

— А ведь высокие тополя тоже были защитой от шума, а теперь и их вырубили, — удивляется Людмила Ивановна. — На мое заявление из Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска пришел ответ: тополя вырубили из-за ремонта дороги, но весной 2008 года здесь появятся новые саженцы.

Весна прошла, впереди осень, а саженцев так и нет. Как нет и шумоизоляционного экрана: «Как быть, если во всех инстанциях говорят — сделаем, проследим, проверим, а все так и стоит на месте? Неужели это так дорого стоит, что у магазина нет средств на установку?» — возмущены жители дома 310а.

— Что удивительно, сам Роспотребнадзор прикрывает руководство универсама «Берег», — показывает письма-ответы на жалобы иркутянка. — Они все время находят оправдания бездействию «Берега». То зима — и это невозможно, то ремонт дороги — и якобы невозможно подъехать, хотя машины с товаром спокойно ездят и ничего им не мешает, то дождь и слякоть. И так уже почти два года.

Во всех письмах от Роспотребнадзора (от 28.04.2007, 28.02.2008, 20.05.2008, 9.06.2008) Людмиле Ивановне обещают: «В соответствии с выданным предписанием руководство универсама «Берег» обязуется провести противошумовые мероприятия в течение 1 (!) месяца: выполнение находится на контроле в управлении Роспотребнадзора».

— Теперь я надеюсь, что после освещения проблемы в СМИ что-то изменится и мы наконец будем жить в тишине, — говорит Людмила Ивановна.

«Все сделаем»

С вопросами о том, почему не выполнено предписание и произойдет ли это когда-нибудь, мы обратились к директору универсама «Берег» Светлане Машуковой. Отметим, что вблизи магазина действительно очень шумно. Во время разговора, в непосредственной близости друг от друга, расслышать Светлану Васильевну было сложно. Шум пяти вентиляторов разного размера, выходящих наружу, заглушает даже рев автомобилей, проезжающих по дороге.

— Шумозащитный экран для кондиционеров и тепловой завесы уже заказан, — сообщила директор универсама. — Сотрудники фирмы-подрядчика приезжали, делали замеры и теперь изготавливают защитную систему — 10 сентября все будет установлено. Конечно, жаль, что проблема растянулась на два года. Если бы Людмила Жиляева подошла ко мне раньше, думаю, мы решили бы эту проблему в более короткие сроки.

«Пятница» будет следить за развитием ситуации.