Из бизнеса - во власть

В гостях у "Политической "Пятницы" - иркутский бизнесмен Игорь Кокоуров, который занялся политикой, потому что не хочет ходить строем

Хотим мы этого или нет, но к нам идет большая политика: 2 декабря мы выбираем новую Государственную думу, 9 марта 2008 года надо будет выбрать нового президента, после выборов президента, осенью, жители Иркутской области будут выбирать новое Законодательное собрание. Мы здесь, в редакции "Пятницы", уверены, что наши читатели - люди, живо интересующиеся политикой и политиками. Поэтому ожидаем высокого интереса к рубрике "Политическая "Пятница" - несколько часов общения с журналистами редакции заставят любого самого "закрытого" человека показать то, что скрыто.

Игорь Кокоуров, даже по нынешним временам, совершил стремительную политическую карьеру: совсем недавно он вступил в СПС и уже в марте стал руководителем Иркутского регионального отделения Союза правых сил. СПС - сторонники либерального курса развития России, которую правые видят как демократическое правовое государство. Один из лидеров партии Борис Немцов называет современное российское государство гнилой и вороватой машиной. Партия находится в оппозиции к существующему режиму, но на баррикады вслед за "Другой Россией" идти не собирается: войти во власть правые хотят легально, через выборы. Об этом и рассказывал журналистам "Пятницы" Игорь Кокоуров. Вне политической жизни Игорь Николаевич - крупный бизнесмен, руководитель группы компаний "Материк", в которую входят сети павильонов "Дело-табак", "7.40", а также рестораны "Киото" и BierHaus.

Обиженные, но гордые

Поскольку в гости к журналистам "Пятницы" пришел человек из бизнеса, но с серьезными политическими амбициями, первый же вопрос был таким:

- Вы пошли в политику, чтобы расширить свой бизнес?

- У меня не такое дело, которое нужно расширять. Мы создали два ресторана, "Киото" и BierHaus, пять лет назад и показали, каким должен быть настоящий ресторан. Политика тут ни при чем. И, кстати, я бы не стал категорически разделять бизнес и политику на два лагеря, мне кажется, что все это едино. В истории тому есть много примеров: любая революция всегда была подкреплена финансами. Но сегодня я понимаю, что никакого, грубо говоря, навара с СПС быть не может.

Журналисты "Пятницы" спросили у иркутского лидера СПС, почему он вступил именно в эту партию, а не в "Единую Россию" - как все.

- Я не люблю ходить в строю, - говорит Игорь Николаевич. - Никогда не ходил и не буду. Мне просто неинтересна ситуация, когда всех загоняют в партию власти. Там много хороших людей, но все они почему-то встали в колонну и замаршировали. Есть пословица: "Патриций среди плебеев, плебей среди патрициев". Я бы не хотел стать пятидесятым в "Единой России". Лучше состоять в чем-то другом, но быть первым. Я всегда поддерживал СПС. Обиженных в России ведь любят, правда? А мы, правые, хоть маленькие, но гордые.

Игорь Кокоуров не верит в существенные идеологические отличия "главных" российских партий. По его мнению, "коммунисты - это партия пожилых и необразованных, а ЛДПР даже и не существовала бы без харизмы Жириновского".

Из бывших лидеров СПС Игорь Кокоуров уважительно оценивает Бориса Немцова и Анатолия Чубайса.

- Чубайс - отличный управленец, который умудряется держать российскую энергетику в полном порядке и одновременно проводить ее реформирование, - говорит Игорь Николаевич. - Кроме московского кризиса два года назад (о котором он неоднократно предупреждал), существенных провалов в РАО "ЕС России" и не было. В 90-х на Чубайса свесили всех собак. А, вы думаете, это было просто - реформировать страну, когда нефть стоила в десять раз дешевле, чем сегодня?..

- Конечно, во время прошлых выборов прежние руководители СПС допустили серьезные ошибки, - критикует (!) собственную партию Кокоуров. - Особенно неудачным получился видеоролик, где руководители партии летят на своем самолете. Я еще в то время отметил про себя, что это плохой ход: ничего, кроме раздражения, у людей он вызвать не мог. Наверное, они взяли пиар-специалиста из стана врагов...

О сегодняшнем лидере Никите Белых Игорь Кокоуров говорит так: "Думаю, ему будет сложно завоевать авторитет, особенно в ситуации, когда тебя не покажут по ТВ и позицией твоей не заинтересуются".

СПС в настоящее время разрабатывает новую тактику предвыборной борьбы. В этой партии появятся и новые лица, и новые слоганы, и новые бренды.

Журналисты "Пятницы" поинтересовались, с какой партией СПС хотел бы остаться, если бы в России возникла двухпартийная политическая система.

- Меня бы устроило, чтобы остались СПС и "Яблоко", - улыбается Игорь Николаевич. - Я сторонник демократического развития России. Лично мне странно слышать о попытках вернуть в нашу страну монархию.

Власть и совесть

Игорь Кокоуров считает, что свою точку зрения нужно отстаивать до конца, несмотря на "басманное правосудие" в России.

- Нужно судиться до последнего, - продолжает лидер иркутских правых. - И пытаться использовать любую возможность, чтобы доказать свою правоту. Постоянно кто-то должен биться в судах, какие бы они ни были коррупционные. Если этого не делать, начнется настоящий беспредел. Я считаю, что не нужно ходить на баррикады. В то же время многим людям необходимо выпускать пар. Но почему власть этих людей бьет по головам? Пусть выговорятся. Я не понимаю, зачем было врать, что демонстрантов "Марша несогласных" не били резиновыми дубинками? Зачем повышать в чинах руководителей московской милиции через неделю после этого марша? У власти все-таки должен быть хотя бы кусочек совести! Чем больше совести будет в отдельных людях во власти, тем совестливее будет и сам механизм государственного управления.

- По-вашему, власть и совесть - понятия совместимые?

- К сожалению, у нас и народ, и власть понимают только силу. Но чем больше в людях мы будем пробуждать чувство собственного достоинства, тем больше народу поддержит нас на выборах. Тем громче мы сможем и заявить о своей позиции. И делать это нужно не из подворотен, а легальными способами - по телевидению и в газетах. Но сегодня ведь никого из демократических сил на публичные дискуссии просто не приглашают. Мы видим, как выступают одни и те же люди с одной и той же позицией. И по всем каналам!

Как говорит Игорь Кокоуров, власти удобно управлять инертным, одинаково думающим народом, а мотивировать это тем, что у нас большая страна.

- Власть часто говорит так: "Иначе у нас не получится", - продолжает Игорь Кокоуров. - А я считаю - получится. Мы ведь живем не во времена Ивана Грозного, когда нужно было скакать на коне из одного конца страны в другой по нескольку недель. Тогда и правда царю был необходим жестокий характер - иначе с огромной территорией и не справишься. Сейчас же с помощью коммуникаций можно вести более честную игру. Все почему-то забыли, что было десять лет назад: были проблемы с рынком, бардака было много, но была и демократия!.. Мне непонятно, почему под флагом борьбы с коррупцией и бардаком у нас "автоматом" забрали и свободу?

- Еще совсем недавно в России можно было чувствовать себя свободным человеком, - говорит Игорь Кокоуров. - Теперь, куда ни глянь, везде Владимир Владимирович. Пять федеральных каналов, а глядеть нечего!.. Лично я смотрю новости по Ewronews, но их сейчас всегда ставят в неудобное время. Ладно, мы живем в городе, а во многих деревнях и вовсе показывают по два канала. Мне, как обыкновенному телезрителю, непонятно, почему в нашей стране вдруг стало нельзя говорить о многих вещах.

У СПС есть шансы

Когда Игорь Кокоуров вступил в СПС, многие его знакомые ужаснулись: "Как так можно? Быть в оппозиции к официальной кремлевской линии сегодня небезопасно..."

- В Росси ситуация такова, что, если хочешь сделать что-нибудь серьезное, нужно идти во власть, - продолжает Игорь Николаевич. - Лишь тогда с тобой начнут считаться и прислушиваться к твоему мнению. В России все почему-то решается только с позиции силы: кто сильнее, тот и прав.

- Можно ли назвать СПС партией среднего класса?

- Знаете, эта градация людей (богатые - средние - бедные) меня никогда не устраивала. Думаю, средний класс - это те люди, которые получают в месяц от 700 долларов до 3000. Олигарх в моем понимании - тот человек, который сел на недра и качает деньги. Но ведь есть богатые люди, которые зарабатывают сами, не касаясь никакой скважины! Например, основатели "Евросети" или "Эльдорадо". Я против того, чтобы мешать все в одну кучу. Мы в партию готовы принимать людей самого разного достатка. Главное - убеждения человека!

- А вы себя к какому классу относите?

- Не олигарх, это точно: я не сижу на нефтяной скважине, а работаю - руками и мозгами. И работаю прежде всего на развитие нашего города!

- Вы думаете, в России еще остались демократы?

- Первые демократические преобразования прошли в нашей стране в середине 80-х годов. И демократы из того времени - уже пенсионеры! Я абсолютно не понимаю, что будут делать коммунисты через 15 лет. Но у СПС есть реальные шансы войти во власть. В нашей партии не только молодые и умные, но уже зрелые и умные и пожилые и умные.

На выборах в Государственную думу (они состоятся в декабре этого года) Игорь Кокоуров планирует получить в Иркутской области не меньше 10% голосов. Он так и говорит: это программа-минимум.

- А сколько у вас членов партии?

- В ИРО СПС около тысячи человек. Недавно проверяли наши партийные кадры и обнаружили, что за прошедшие четыре года в СПС - Приангарье осталось лишь 200 человек, - считает Кокоуров. - Мы дали объявления в газеты, и к нам тут же записалось почти 800 новых членов!

Игорь Николаевич говорит, что мог бы предложить своим сотрудникам (в ГК "Материк" их больше тысячи человек) вступить в партию, но этого принципиально делать не будет. Хотя в других отделениях общероссийских партий такая практика повсеместна.

- Мы не платим членские взносы, - рассказывает гость "Пятницы". - Хотя лично я выступаю за их введение. Наше отделение не получает никакой финансовой поддержки из центра. Все вопросы мы решаем лишь своими силами. К тому же в Иркутске достаточно много состоятельных людей, которые готовы оказать нам поддержку.

Личное дело

В своем бизнесе Игорь Кокоуров стремится уделять большое внимание социальной ответственности: зарплата для работников должна быть высокой, а отпуск - долгим. Новые проекты бизнесмена Кокоурова - фешенебельный отель Sayen и бизнес-центр - также отвечают его принципам: людям в них должно быть комфортно.

- Мне совсем небезразлично, как будет выглядеть наш город, - продолжает Игорь Николаевич. - Когда еду на машине и вижу, что возле нашего павильона (коричневые остановочные пункты с магазинами "7.40". - Авт.) развалился бомж, всегда останавливаюсь и прогоняю его лично.

В политику Игоря Кокоурова привел бывший руководитель ИРО СПС Алексей Козьмин, который в настоящее время является президентом Фонда регионального развития Иркутской области. Как говорит Кокоуров: "Козьмин и сегодня водит меня по политическим коридорам за ручку".

В последнее время СПС в Иркутске провел несколько акций. Одна из их инициатив прозвучала достаточно громко - предложение переименовать сквер Кирова в площадь имени графа Сперанского.

- Лично мне эта идея не понравилась, - опять выступил с критикой в адрес своих Игорь Кокоуров. - С названием "сквер Кирова" выросло несколько поколений иркутян. Зачем его менять? По мне, так и вовсе сделать бы вместо сквера большую площадь с брусчаткой.

Как оказалось, СПС Приангарья не живет по указке центрального бюро партии - в рамках правой идеологии иркутское отделение этой партии может принимать самостоятельные решения.

Первые деньги

- Как вы стали бизнесменом? Как заработали первые деньги?

- Свой бизнес я начинал в 1995 году с киоска в Солнечном. Первые полгода с женой в киоске сидели: она днем, а я ночью. По своей профессии (у Игоря Николаевича образование - исторический факультет ИГУ. - Авт.) работать даже не пытался. Потом я вплотную занялся сигаретным бизнесом.

- А вы не хотели бы когда-нибудь переехать в другую страну - сейчас так поступают все более-менее состоявшиеся в бизнесе люди?

- Жить я хочу здесь, и не из-за "любви к березкам", - говорит Игорь Николаевич. - Березок я и в Австралии видел предостаточно... Я просто представляю, что всех друзей и всю родню не перевезешь в ту же Австралию. Дело в отношении к своей стране. Я бы хотел, чтобы Россия была свободной. Для меня это очень важно.

В своем бизнесе Игорь Кокоуров стремится постоянно заниматься чем-то новым. В его компании говорят так: "Бизнес для нас - это не только способ заработка, но и увлекательный процесс, который позволяет получить удовлетворение от жизни. Каждый новый проект должен быть амбициозным, оригинальным и иметь высокое качество исполнения". Кокоуров считает, что эти три фактора щедро вознаграждаются: как материально, так и морально.

Почему же только он?

Главным девизом СПС сегодня остается: "Свобода, собственность, законность". Эта партия активно выступает за поддержку в России гражданского общества и свободные СМИ.

- В Иркутской области нас хорошо поддерживают в городах, - говорит Игорь Николаевич. - В деревнях СПС знают хуже. Да и откуда нас могут узнать, если у них в телевизоре лишь два канала, на которых про нас не говорят ни слова.

В политсовете СПС - Приангарье сегодня 21 человек. В него входят представители Иркутска, Шелехова, Ангарска, Черемхово. В социальном плане он неоднородный. В СПС есть и бизнесмены, и ученые, и даже коневоды. Как говорит Кокоуров, "это люди, которые не любят, когда их принимает за идиотов: в СПС нет жесткой идеологии. В нашей партии есть разные люди, которые думают по-разному".

- Мы давно строим демократию. Как вы думаете, что удалось построить?

- Я думаю, того, что было в нашей стране перед 33-м, уже не будет: тогда в 1927 году против Сталина демонстрации по Красной площади проходили. Там ведь тоже все незаметно произошло: ручки все поднимали, голосовали за. А потом попросили: "Иосиф Виссарионович, руководите нами, пожалуйста". Но тогда не было ни Интернета, ни ТВ, ни сотовой связи! Но тем не менее прошло пять лет - и куда же мы теперь без Владимира Владимировича? Да как же мы без него, родного, будем жить? Но при всем уважении к нашему президенту - зачем считать и себя, и нас такими глупыми людьми? Но почему же только он один?..

- Как вы считаете, можно ли менять свои политические убеждения?

- Идеология изменчива. Главное - делать свое дело, несмотря на властные препоны и инертность общества. В любой ситуации нужно всегда быть в авангарде! Лично меня пока не интересуют кресла в ЗС Иркутской области или Госдуме. Для меня важнее, чтобы СПС ярко показал себя на грядущих парламентских выборах. Выборы - один из немногих инструментов, которыми сегодня еще можно влиять на ситуацию в нашей стране. Выборы - это очень серьезно!

А на вопрос "Зачем вам все это нужно?" Игорь Кокоуров ответил так:

- Чтобы жить было интересно.

О Сибири

с печалью

- Мы как были, так и остались сырьевым придатком - так оценивает лидер иркутских правых судьбу Сибири. - Как все было 400 лет назад, так ничего и не поменялось. Если государство ничего не делает с проблемами Иркутской области, значит, оно согласно с таким положением дел. Значит, государство хочет, чтобы из Иркутской области можно было только качать недра. Но ситуация с нефтепроводом (когда президент перечеркнул планы Транснефти провести трубу по берегу Байкала. - Авт.) показала, что докричаться до власти все-таки можно. Я не верю, что Путин изначально готовил чудесное спасение Байкала как свой пиар-ход. Чтобы проложить проект, нужно много сил и денег. А чтобы хорошо пропиариться, ему было бы достаточно, чтобы его постоянно показывали по ТВ: президент сходил бы пару раз на КВН или на Comedy Club, и не нужно было никакой трубы.