Смерть на Байкале
В воде озера погибли пять пассажиров лодки: двое мужчин, две женщины, одна из которых была беременна, и трехлетняя девочка
Вот уже три недели Иркутск обсуждает трагедию, которая случилась в конце октября на Байкале, — в сильный шторм шесть человек отправились на лодке из порта Байкал в Листвянку. Из-за плохой видимости они сбились с пути, а когда кончился бензин, лодку опрокинуло. Спасатели нашли моторку лишь через сутки — она дрейфовала по озеру днищем вверх. На лодке примороженные к дну лежали трое — мертвые женщина и трехлетняя девочка и чудом оставшийся в живых мужчина.
Куда так торопились?
Версий и слухов о случившемся масса. Чтобы разобраться, что же все-таки случилось, журналисты "Пятницы" отправились в порт Байкал. О трагедии мы говорили с жителями поселка: капитаном парома Равилем Хакимовым, кассиром парома Еленой Маркачевой, начальником порта Байкал Владимиром Вальковским, коренной жительницей порта Надеждой Моргуновой и многими другими. Из их рассказов сложилась такая картина.
Иркутская семья из трех человек — Сергей, Наталья и их маленькая дочь — приехали отдохнуть в порт Байкал, остановились в гостином дворе у одного из местных предпринимателей. В понедельник, 23 октября, Сергей вдруг засобирался домой.
— Говорят, его на работу срочно вызвали, вот они и поехали. Только зачем женщина с ребенком с ними поехала — непонятно, — размышляют жители поселка.
На другом берегу их уже ждала машина. В 12 часов дня владелец лодки, он же хозяин гостиницы, решился отправить на Большую землю своих постояльцев: управление доверил своему работнику Галибу Юсупову. Кроме семьи на катер зашли повар гостиницы, молодой парень Алексей и Галиб, которому предстояло доставить пассажиров в район Листвянки и вернуться с Алексеем обратно.
Несмотря на сильный шторм, снег и ветер, лодка отчалила от берега порта Байкал.
— Я в тот день еле до дому дошла! В 10 утра со смены шла, — вспоминает продавец магазина Нина, — никто в такую погоду на воду не лезет. Как они решились?!
— Мы даже паром отменили — слишком уж опасно было ходить в этот день, — говорит Равиль Мирзоевич, капитан парома, курсирующего между портом Байкал и Листвянкой, — а они на резиновой лодке в самый шторм пошли! Она, конечно, с металлическим каркасом и считается устойчивой, но все равно...
— Жена Сергея Наталья беременная была, они все мальчика хотели. Вот вам и пожалуйста — вся семья погибла, — рассуждает Елена, кассир парома. — А повар вообще до смерти боялась лодок и уезжала всегда только на пароме. Не понимаю, как она в такой шторм решилась ехать.
Отчаянные "гости" вышли в 12 часов. Сергей позвонил встречающим и сообщил уже из катера, что они в пути. Но ни через полчаса, ни через час и ни даже через два часа лодка на место не прибыла. Отметим, что в хорошую погоду, по словам капитана парома, на такой лодке расстояние от порта до Листвянки (3 километра) можно пройти за две минуты.
Взволнованный тем, что лодка не прибыла в Листвянку, водитель машины стал звонить в порт. Выяснилось, что катер ушел уже два часа назад. Тут же по тревоге были подняты спасатели — они несколько раз до наступления темноты выезжали на поиски, но тщетно.
В свободном плавании
Знающие люди говорят, что даже летом вода в Байкале настолько холодная, что продержаться в ней можно не больше часа. Дальше — смерть.
— Я всю жизнь здесь живу, я профессионал, — говорит Равиль Хакимов, — и то я бы в такую погоду ни за что не пошел в море. Впрочем, если бы довелось попасть в такой шторм, возможно, мне удалось бы справиться, хотя кто его знает. Тем более если бензин кончился, считай — конец. Им нужно было сразу к берегу, нужно было по направлению ветра ориентироваться, раз видимости не было... Что теперь говорить — поздно.
Местные жители рассказывают, что кто-то из мужчин звонил с лодки в порт: он сообщил, что они заблудились, тут же связь оборвалась. С порта стали перезванивать, но телефон уже был недоступен — предположительно в этот момент лодку и перевернуло.
Катер обнаружили с вертолета только в 10 утра, через 22 часа с момента выхода его из порта, — перевернутая лодка находилась в свободном плавании в 8 километрах от Танхоя, поселка, который находится на противоположном берегу от Листвянки.
Жуткую картину увидели спасатели — на днище катера лежали трое: на носу мертвая девочка, на корме замерзшая женщина. Мужчина был где-то между ними — он единственный, кто подавал признаки жизни.
— То, что хоть кто-то выжил, — это чудо! — говорят местные жители. — Провести сутки в воде Байкала, в мокрой одежде и остаться в живых — так не бывает.
Все трое были приморожены к днищу. Спасатели оторвали их и перенесли на свое судно. Мужчину тут же раздели: сняли заледеневшую одежду, разрезали пополам промерзшие ботинки — там был сплошной лед, оказали первую помощь. Женщине и трехгодовалой девочке помочь уже было невозможно. Еще троих пассажиров катера найти не удалось.
Начальник порта Владимир Вальковский объяснил, что трупы из ледяной воды Байкала почти никогда не всплывают — они уходят на дно, где их тут же съедают обитатели озера...
— Байкал не отдает людей. Не зря говорят, что он не прощает ошибок, эта история из той же серии, — говорит Владимир Леонидович.
Скоро выписка
Мы навестили Галиба в больнице. Внешне он выглядит весьма неплохо — чистый, опрятный. Из видимых травм — забинтованные кисть левой руки и стопа левой ноги.
— У меня все болит: все внутри, все снаружи, но я могу ходить, могу себя обслуживать, поправлюсь, в общем, — говорит Галиб Юсупов.
О трагедии Гена вспоминать не хочет. Он старается поскорее все вычеркнуть из памяти и жить спокойно.
— Мне в окно хочется выброситься! На моих глазах люди умерли, и я ничего не смог сделать...
Врачи говорят, что Галиб поступил в больницу с обморожениями второй степени. Но сейчас он идет на поправку, скоро его выпишут.
Как погибли люди
Вот что рассказал Галиб (единственный выживший) своим знакомым из порта Байкал, которые навещали его в больнице.
- Вроде как женщину и ребенка на борт закинул Сергей, сам он грузный и забраться не мог - слишком замерз. Держался за лодку. Рядом так же держался Алексей. А потом они по одному отпускали руки и уходили на дно.
Галиб говорит, что это было как в "Титанике". "Все, Галиб, не могу больше", - говорил каждый из них и отпускал руки...
В январе все обошлось
Жители порта Байкал рассказывают, что в январе этого года Гена с Алексеем уже чуть не утонули в Байкале. Тогда они провалились под лед вместе с японским грузовиком. Мужчины успели выбраться, но машина ушла на дно. В этот раз Байкал все-таки забрал одного из них. Гене опять удалось спастись.
Страшные хроники Байкала
Такие страшные трагедии в порте случаются очень редко. Последний ужасный случай произошел весной 1999 года, когда сошел лед. Его вспоминает Владимир Леонидович Вальковский, начальник порта Байкал:
— Трое учеников начальной школы решили порыбачить. Взяли чужую лодку и поехали на ней. Выехали с акватории, подошли к заводу "Байкальские воды" и хотели развернуться, да неудачно. Мы все стояли на берегу, я в том числе. На наших глазах перевернулась лодка с тремя пацанами 7—9 лет! Один мужик бросился в деревню за лодкой, пока прибежал и поплыл туда, уже было поздно. Мы не могли им ни руки подать, ничего! Две-три минуты — и они ушли под воду. Мужик доплыл, а что толку? Они уже исчезли.
По словам местных жителей, больше трагедий происходит все-таки на льду — проваливаются машины, а вместе с ними люди.
— Нынче вот трактор тонул, — вспоминает Владимир Вальковский. — Тракторист выскочил, а машину уже не вытянешь — она трое суток уходила под лед. Других на льдинах уносит, третьи проваливаются! Бывало, что людей убивало буксирами, падали под винты.
Надежда Петровна Моргунова родилась и выросла в порту и даже не думает когда-либо уезжать на Большую землю. Ее отец и муж были шкиперами. Сама Надежда была матросом, рулевым, работала поваром на катерах.
— Я уже была на пенсии, позвали кухарить на катер. Шли вечером, хотели зайти в бухту на ночь, и тут поднялся шторм, ветер, дождь! И заклинило двигатель! Нас несло, швыряло, кидало. Я молилась, чтоб погода разъяснилась. Парней молодых укачало, они ничего не могли делать, а капитан закричал: "Петровна! Вставай на руль!" Потом наладили двигатель и вышли. Думала, больше никогда не пойду в море, но куда там! До сих пор зовут, и я помогаю.
Однажды Надежда Петровна принимала участие в спасении людей на Малом море.
— Небольшая лодка перевернулась, мы подошли к ним, троих успели вытащить, а четвертого не нашли... А этих вовсе не нашли вовремя... — говорит женщина о случившейся трагедии.