Куда течет паленая водка?

Очень часто мы слышим, как наша милиция арестовывает партии алкогольной продукции, не имеющие сертификатов и прочих документов. Такой продукт блюстители порядка могут обнаружить и в магазинах, найти при осмотре грузовиков, арестовать на таможне или железной дороге. Нам рапортуют: изъято столько-то литров. Только никто не говорит о том, что происходит дальше с паленой водкой. Оказывается, почти вся арестованная спиртосодержащая жидкость поступает в переработку на предприятия, которым в производстве нужен спирт.

Кто продает паленую водку?

Через руки Николая Хлыстова, консультанта отдела реализации арестованного имущества Восточно-Сибирского управления Российского фонда федерального имущества, и его коллег проходит вся изъятая спиртосодержащая жидкость и алкогольная продукция (в общем, все то, что мы привыкли называть катанкой, суррогатом, сивухой, бормотухой и прочими терминами).

Это могут быть и спирт, и водка, и пиво, и вино, и элитный коньяк, и шампанское, которые либо не отвечают госстандартам, либо реализуются с нарушениями (то есть не имеют сертификатов, соответствий и прочих документов).

Задача Николая Никифоровича - продать некачественную продукцию (а иногда и качественную, просто арестованную за долги) какому-либо предприятию на переработку.

Служащие фонда не употребляют слово "продавать", однако для простоты понимания вместо фразы "передают на переработку" мы будем говорить - продают. Тем более что товарно-денежные отношения между Фондом федерального имущества и предприятиями-переработчиками на самом деле присутствуют.

Милиция изымает, фонд продает

До 2002 года сотрудники милиции самостоятельно занимались продажей и уничтожением изъятой продукции. Позже появилось очередное положение, касающееся конкретно переработки и уничтожения изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

- Вся (!) изъятая спиртосодержащая жидкость огромной области проходит через наш отдел, - объясняет Николая Хлыстов, - например, сообщают откуда-нибудь из Усть-Илимска, что они изъяли 5 литров спирта, и мы обязаны организовать доставку этого спирта к нам: отправить туда сотрудника, транспорт и привезти в Иркутск на оценку...

Конечно, возможностей кататься по огромной территории нашей области нет, поэтому приходится ждать, когда в местных РОВД скопится побольше спирта, чтобы потом при его продаже дорога в Усть-Илимск хотя бы частично окупилась.

Работает схема примерно так: милиция обнаружила суррогатный алкоголь, конфисковала его. Дальше она сообщает о "находке" в отдел реализации конфискованного имущества. Отсюда сообщение о наличии некоего количества спирта поступает к переработчикам.

- Оформив все необходимые документы, наш специалист с бригадой от предприятия-переработчика отправляется в милицию, где находится изъятое. Это может быть любой отдел внутренних дел Иркутска или области. Мы прикидываем на глаз примерное количество жидкости, грузчики забирают ее и увозят к себе на предприятие, - объясняет Николай Никифорович.

Цена суррогата

В 2003 году право на переработку изъятой алкогольной продукции в Иркутской области имело ООО "ВостСибБытХим Плюс". Лаборатория организации самостоятельно делала анализ поступающей к ней спиртосодержащей продукции.

- Они сами измеряли спецприборами объем поступившей к ним жидкости, для определения точного количества. Затем лабораторным анализом вычислялось количество чистого спирта в этой жидкости, - поясняет Николай Никифорович.

Стоить один литр такого продукта может по-разному. Это зависит от разных показателей, к примеру, по количеству чистого спирта в изъятой жидкости. Литр одной из партий может стоить 9 рублей 30 копеек, другая меньше, третья больше.
Цену изъятого продукта после лабораторных исследований имеет право определить прошедший конкурсный отбор оценщик. В данном случае это Национальное агентство оценки и консалтинга.

В итоге предприятие должно заплатить за полученный изъятый алкоголь по определенному тарифу.

Для чего предприятию паленая водка?

Она необходима для собственных нужд. Например, в производстве какой-либо продукции необходим спирт. За купленный литр на спиртзаводе придется заплатить, предположим, 15 рублей. А изъятый алкоголь, поступивший в переработку, обойдется дешевле.

В первом квартале 2005 года лицензия у ООО "ВостСибБытХим Плюс" была отозвана, так как организация ее не оплатила. Поэтому уже пять месяцев в области нет предприятия-переработчика, и весь изъятый алкоголь уничтожают. А ведь могли бы заработать на этом деньги.

Сейчас, по словам Николая Хлыстова, в Москве рассматривают вопрос о выдаче разрешения двум предприятиям нашей области (Тулунскому гидролизному заводу и ООО "Ангара-Реактив") на такой вид деятельности.

Цветной алкоголь только на уничтожение

Николай Никифорович отметил, что предприятия, расположенные в нашей области, которые могли бы заниматься переработкой суррогатного алкоголя, имеют один недостаток - у них нет возможности работать с цветными жидкостями.

- Всю цветную алкогольную и спиртосодержащую продукцию - пиво, вино, коньяк или жидкость с каким-нибудь осадком - приходится уничтожать, она на переработку не идет. После решения межведомственной комиссии и оформления документов такая продукция просто вывозится на полигон и выливается на землю.

Акт слива спиртосодержащей жидкости происходит при свидетелях в лице членов комиссии. Они же составляют документ такого содержания: суррогат вылит, впитан землей, а не отдан, и не продан, и не выпит кем-либо.

Спирт хранить негде

К сожалению, никаких складов для изъятого имущества фонд не имеет. Весь конфискованный товар хранится в отделениях милиции, в неприспособленных помещениях, прямо в той таре, в которой был арестован: в бочках, в пластиковых 1,5-литровых бутылках, в канистрах, в стеклянной таре. (Кстати, тара тоже реализуется.)

Именно из-за невозможности хранения в тот период, когда в Иркутской области не было предприятия-переработчика, несколько тысяч литров спиртосодержащей жидкости было уничтожено. Таким образом, в землю было вылито несколько тысяч рублей.