Фильтр от мошенников

Братчанин придумал, как обезопасить земляков от телефонных аферистов
Текст: Ольга Романова , Фото: пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области , Пятница , № 51 от 28 декабря 2018 года , #Общество
Руководитель отдела Следственного управления МУ МВД РФ «Братское» полковник юстиции Елена Лысенко вручает Константину Семененко благодарственное письмо руководства Главного следственного управления за помощь в профилактике преступлений. «В последние годы подобные фильтры появились во многих терминалах, банкоматах. И это хорошо, так как помогает людям сохранить деньги, а нам — нервы, ведь психологически очень тяжело слушать, как человек попался на удочку мошенников и отдал им все свои сбережения», — поясняет свою мотивацию активный братчанин Константин Семененко
Руководитель отдела Следственного управления МУ МВД РФ «Братское» полковник юстиции Елена Лысенко вручает Константину Семененко благодарственное письмо руководства Главного следственного управления за помощь в профилактике преступлений. «В последние годы подобные фильтры появились во многих терминалах, банкоматах. И это хорошо, так как помогает людям сохранить деньги, а нам — нервы, ведь психологически очень тяжело слушать, как человек попался на удочку мошенников и отдал им все свои сбережения», — поясняет свою мотивацию активный братчанин Константин Семененко

Как бороться с мошенниками? Не давать им мошенничать! Именно к такому выводу пришел Константин Семененко. Братчанин занимается обслуживанием платежных терминалов, и именно к нему за помощью обращаются люди, если, например, отправили деньги на телефон мошенников. Принимая каждую такую историю близко к сердцу, Константин решил обезопасить земляков от необдуманных трат, а себя — от стрессов. Для этого предложил техникам, обслуживающим его терминалы, поставить на них программный фильтр, который замораживает все подозрительные платежи. Благодаря этому за несколько лет количество мошенничеств в Братске заметно уменьшилось.

Говорят, что с чужими деньгами прощаться легко, но житель Братска Константин Семененко с этим не согласен. Пострадавшие лично рассказывают ему, как попались на удочку коварных обманщиков. Доверчивые люди переводят по 10, 50 и даже 100 тысяч рублей на неизвестные номера. А когда понимают, что их облапошили, обращаются в поддержку и просят отменить платеж.

— Лет 5—6 назад приходилось чуть ли не каждый день объяснять, что это невозможно, — рассказывает сотрудник компании «Центр управления платежей» Константин Семененко. — Система терминала изначально настроена на быстрый перевод средств и отмены не предполагает.

Кстати, история, которую рассказывают мошенники своим жертвам, с годами не меняется, и братчанин знает ее практически наизусть. Почти каждому из пострадавших звонили с неизвестного номера, представлялись очевидцем или полицейским и говорили, что кто-то из родственников попал в аварию, нарушил закон, не вернул долг и так далее. Спасти родного человека от тюрьмы сможет лишь определенная сумма. Испуганные люди хватали все свои сбережения, занимали у знакомых и переводили деньги на неизвестный телефон. А когда становилось понятно, что их обманули, было уже поздно.

— Однажды позвонила бабушка и спросила, что ей делать, — продолжает Константин. — Расстроенная, рассказала, что собрала все свои деньги, заняла у соседей — итого 30 тысяч. Она перевела их неизвестно кому, чтобы помочь внуку. По голосу было ясно, что для нее это огромные деньги. Мне так жалко ее стало, что я из своего кармана компенсировал ей все потерянные деньги.

Константин Семененко говорит, что именно тогда он понял — нужно что-то делать, ведь обманутые звонили практически каждый день, а сопереживая всем, можно было и разориться! Решение пришло само собой.

— Подумал, что неплохо было бы все крупные платежи на мобильные телефоны блокировать. Средняя сумма пополнения баланса — 500 рублей. Я предложил техникам запрограммировать терминал так, чтобы любое пополнение баланса на сумму от нескольких тысяч воспринималось системой как аномальное и подвисало. Притом неважно, одной суммой человек будет вносить платеж или разобьет его на части.

Через неделю все терминалы, которые обслуживает компания Константина, оснастили новой прошивкой. Теперь крупные суммы замораживались до выяснения причин. И тут началось!

— Нам стали звонить из других регионов и ругаться, что они пополнили баланс, а денег на счету нет. Я им задавал вопросы: вы сами пополняли? Когда? Где? Выяснялось, что деньги переводил другой человек. Тогда я просил, чтобы он мне перезвонил. Позвонившему я предлагал на выбор: провести платеж дальше или вернуть деньги. Обычно человек к этому моменту уже понимал, что общался с мошенниками, и выбирал второй вариант. Так он сохранял деньги, а мы — нервы.

По словам Константина, если пять лет назад общаться с мошенниками приходилось не реже раза в неделю, то последние два года количество афер с терминалами уменьшилось. Всплески активности бывают лишь перед праздниками.

— По области у нас больше 200 терминалов, — объясняет братчанин. — Ежедневно ими пользуются около 1,5 тысячи человек, в этом году подозрительных переводов было всего 5, а это значит, что система работает, постоянно обновляется и совершенствуется.

Но о любой попытке обмана Константин все-таки советует землякам сообщать в полицию.

— Если мошеннику не удалось провести одного, значит, он найдет другую жертву. Попытки нечестного заработка нужно пресекать, а виновных — находить и наказывать.

А 13 декабря Константина Семененко самого вызвали в полицию… Чтобы поощрить за вклад в профилактику преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий.

— Ряд преступлений удалось предупредить и уменьшить величину ущерба благодаря ограничению, установленному на банкоматах одного из поставщиков, — говорят в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области.

В качестве примера привели историю, которая произошла летом с пожилой жительницей Братского района.

— Женщине позвонили на мобильный и сообщили, что один из родственников попал в беду. Для его спасения пенсионерка с помощью терминала сделала несколько переводов на счет названного ей телефона. К счастью, система заблокировала перечисление, что позволило вернуть женщине ее деньги.

«Пятница» уже не раз рассказывала, как бдительные граждане помогают землякам не попасться на удочку аферистов. Одна такая история произошла в феврале в Иркутске. Вечером Дмитрий Голубев и Анна Лысенко пошли в магазин и заметили у терминала пенсионера. Им показалось странным, что дедушка держал у уха телефон и вслух описывал каждое свое действие у банкомата. Они подошли к пожилому человеку, сообщили о своих подозрениях и вызвали полицию. Собеседник пенсионера сразу сбросил звонок. Оказалось, 80-летний иркутянин уже успел перевести злоумышленникам 52 тысячи, и если бы не молодые люди, мог бы лишиться всех своих сбережений — еще около ста тысяч рублей. Вот уж поистине — вовремя успели