Филармония – это место общения со вселенной
В 2024-2025 годах Иркутская областная филармония празднует 85-летний юбилей. В преддверии большого праздника мы побеседовали с директором филармонии Ириной Владимировной Касьяновой о прошлом, настоящем, будущем, о музыкантах и новых формах работы, о любви, мечтах и планах.
– Ирина Владимировна, филармонии исполняется 85 лет – возраст солидный. С каким настроением будете отмечать юбилей?
– С хорошим! И это скорее не столько про настроение, сколько про симбиоз настроений, состояний, ожиданий. Чем ближе юбилей, тем более волнующе и ответственнее мы его ощущаем. 85 лет – серьёзная цифра. Ведь именно в такие даты мы подводим итоги, оцениваем свою работу, творчество, строим планы. Только представьте, что через каких-то 15 лет филармонии будет уже целый век! Огромная веха в истории не только музыки, но и всей страны. Это прекрасная история, здесь действительно работали великие люди, и дай бог, чтобы мы сделали её ещё красивее и приумножили то, что было создано нашими предшественниками.
– Вы возглавляете Иркутскую областную филармонию уже восемь лет. Но предложение стать директором приняли не сразу. В чём были сомнения?
– Сомнения присущи каждому человеку, а тем более, когда тебе предлагают возглавить такое важнейшее учреждение культуры как филармония. Это огромная ответственность, ведь театров разных в регионе много, а филармония у нас одна. К тому же это огромная ответственность перед главными людьми филармонии – перед артистами. Мы все, начиная с директора и заканчивая дворником, работаем для того, чтобы создавать им условия для творчества. Это процесс очень сложный, на который артист тратит всю жизнь.
Я это прекрасно понимаю, ведь сама музыкант, скрипач с 25-летним стажем, и выросла в творческой семье. Мне творчество значительно ближе, чем хозяйственная деятельность, которой, как я думала, и занимается директор. Однако всё оказалось не совсем так – с главным дирижёром и большинством артистов мы на одной волне. Придумываем проекты, создаём программы, проводим фестивали.
Мы живём творчеством каждый день. Оно бесконечно, как вселенная. Филармония – это единственное место в Иркутске, где можно «преодолеть» закон гравитации, направляясь благодаря музыке от обыденного, личного ко вселенскому!
– Давайте вспомним, как менялась филармония за годы, что Вы здесь работаете.
– Я пришла работать в филармонию совсем юной, в 23 года. И попала в самый, наверное, сложный период не только для учреждения, но и для страны – это был 1991 год. Разваливалась держава, разваливалась культура, а нового ничего не создавалось. Представляю, как было сложно моим предшественникам, директорам в те суровые годы, как трудно было сохранить коллектив. Мы всегда с благодарностью вспоминаем нашего директора Владимира Георгиевича Зоткина: он договаривался с иркутскими производителями кур, яиц и масла, и нам выдавали их в буфете вместо зарплаты.
Несмотря ни на что, концертная деятельность велась: мы ставили программы, ездили по области и даже к нам приезжали артисты оперного театра «Ла Скала». Именно тогда мы умудрились поставить оперу «Аида» в концертном варианте! Существовал камерный оркестр, который в 1975 году был создан нашим известным скрипачом, концертмейстером симфонического оркестра Львом Касабовым. Камерный оркестр гастролировал в Китае, Японии, Германии, Канаде.
Было огромное количество маленьких коллективов: ансамбль «Барокко» под управлением Майи Крутиковой, коллектив солистов во главе с Владимиром Карпенко, ансамбль «Ретро», в котором играли заслуженный артист РФ Александр Чудновский и Михаил Клейн. У нас жизнь кипела!
Культура не может стоять на месте, потому что без культуры человек погибает. А музыка дана нам как благость, чудо: откуда она приходит, неизвестно, но проникает глубоко, в самое сердце. И потребность в музыке в сложные годы усиливается как никогда.
– Какие изменения произошли в филармонии с вашим приходом в качестве директора?
– Нам действительно есть чем гордиться. Когда-то, в 1939 году, филармония начиналась с лектория, а сейчас у нас работает шесть высокопрофессиональных коллективов. Главным коллективом любой филармонии является симфонический оркестр. Наш Губернаторский симфонический оркестр получил свой статус в 2000 году и с этого времени гордо несёт и подтверждает его.
О каждом музыканте я могу говорить бесконечно, каждый из них может играть не только в оркестре, но и выступать с сольными программами в любых залах. За последние восемь лет оркестр трижды выступал в зале Венской филармонии! Это единственный в стране региональный оркестр, который был удостоен такой чести. Билеты раскупали сразу. А после концерта к нам подходили зрители – профессионалы и любители, и говорили, что программы иркутского оркестра значительно интереснее и лучше, чем концерт, который транслируется из Венской филармонии 1 января. Слышать это было невероятно приятно.
– Часто ли Вы берёте в руки скрипку?
– Беру. У меня три скрипки – в кабинете две и одна дома. Играю в разные моменты своей жизни, как душа попросит. Недавно достала скрипку, чтобы посмотреть её состояние – инструмент всегда требует заботы. И, конечно, не удержалась, сыграла. Молчать скрипка не может, на ней надо играть.
– Иркутск считается городом высокой культуры. И мы сегодня много говорили о том, какой огромный вклад в это вносит филармония.
– Да простят меня все театры, и Музыкальный особенно, но мы – одни в своём роде. Филармоническая культура – это наивысший уровень культуры, безусловно, после оперного театра. Но поскольку у нас его нет, то первенство всё же отдано филармонии. Прийти слушать музыку Шостаковича, Стравинского неподготовленным – это сложно. Это нужно в себе взращивать.
Но наша публика особенная. И это не раз отмечали приезжие знаменитости. Для меня было большой гордостью и честью, когда к нам приехал народный артист России виолончелист Сергей Павлович Ролдугин, и, обойдя филармонию, долго стоял перед нашими афишами. Потом произнёс: «Вы знаете, афише Иркутской филармонии может позавидовать даже Московская и Санкт-Петербургская, потому что мы идём на потребу публике, угождая ей, а вы не боитесь играть Шнитке и Денисова».
И я ещё раз выражаю слова благодарности и поклон нашим слушателям, которые вдохновляют нас на такой репертуар. Мы играем всё. Жанры от эстрадного до оперы, мы и к балету прикасались. В 2019 году мы ставили «Ромео и Джульетта» на сцене драмтеатра. По большому счёту, сегодня мы вышли за пределы только филармонической деятельности. И это радует и даёт свободу музыкантам выражать себя, пробовать новое.
– Филармония располагается в старинном здании – это прекрасно. Но всё же будет в обозримом будущем у музыкантов новый дом?
– Мы очень любим наш зал, он действительно исторический и, что называется, намоленный. Пропитан слезами и потом огромного количества замечательных артистов, и это, наверное, лучший акустический зал за Уралом. Вот уже много лет каждое утро я прихожу сюда и здороваюсь, разговариваю с залом: как прошла ночь, как настроение. Я чувствую дыхание зала, его атмосферу.
Но зал, как и люди, тоже стареет. У него меняется акустика, он каждый день разный. На его долю выпал потоп горячей водой, да и то, что рядом проходят трамвайные рельсы, не добавляет здоровья. В 2020 году мы сделали ремонт, в 2021 повесили эти прекрасные люстры, которыми гордимся. В 2025 году в филармонии пройдёт капитальный ремонт, но мы не закроемся надолго, так же будем работать для любимых слушателей. Будет отремонтирован фасад, фундамент, в фойе перекрыта кровля. И это только первый этап большого ремонта, который продолжится в 2026-2027 годах.
О новом доме идёт речь всегда. Мы мечтаем о просторном, прекрасно звучащем концертном зале. И, надеюсь, дождёмся. Уже есть несколько проектов, и мы обязательно когда-нибудь скажем: «Концертному залу быть!»
– Ирина Владимировна, Вы сегодня поделились с нами самым сокровенным – своими думами, восторгами, мечтами и планами. Осталось только признаться в любви.
– Я люблю, я очень люблю нашу филармонию! Это моя жизнь, моё богатство, достояние, как и каждого музыканта, каждого сотрудника. Знаете, как говорят: «Одной любви лишь музыка уступает, но и любовь – мелодия». Поэтому нам всем просто безумно повезло: мы в любви купаемся. И мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас, приходя в филармонию, всё-таки ей служил и не забывал, что музыка – это величайшее чудо, данное Богом. И люди, поцелованные Богом, конечно же, люди особенные.
Мне хотелось бы пожелать коллегам, артистам, чтобы это благостное состояние, эта любовь, в которой пребывает каждый из нас и наш зритель, не заканчивались. Чтобы у всех хватало понимания этого бесконечного счастья, которым мы владеем. Желаю вдохновения, творческих свершений и побед, долгой счастливой жизни в стенах любимой филармонии артистам и зрителям. С юбилеем!
Публикуется в сокращении