Это надо технически!
Представители малого и среднего бизнеса, которые занимаются производством товаров в Иркутской области, часто сталкиваются с различного рода трудностями. Например, старое оборудование не выдерживает мощностей предприятия, а новое стоит слишком дорого. Или продвижение продукции хромает, сайт не работает, конкуренты обходят. Помочь найти причину проблемы и устранить её, составить бизнес-план или модернизировать станок помогают производителям в Региональном центре инжиниринга.
Региональный центр инжиниринга (РЦИ) — это структурное подразделение фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области», учредителями которого являются министерство экономического развития региона и АО «Корпорация развития Иркутской области». РЦИ помогает субъектам малого и среднего предпринимательства решить конкретные инжиниринговые задачи, с которыми производственные предприятия не могут справиться самостоятельно.
— Мы помогаем предпринимателям по нескольким направлениям: анализ потенциала предприятия, финансового или управленческого аудита, составление бизнес-планов, разработка программ модернизации, развития, технического перевооружения, — рассказывает руководитель Регионального центра инжиниринга Алексей Владимирович Степанович. — Полный перечень услуг есть на нашем сайте. В основном востребованы инженерно-консультационные работы: это создание какой-то опытной модели, выполнение проектных заданий или программных обеспечений, например для сайта или для станка с ЧПУ, его модернизация — чтобы улучшить показатели выработки или увеличить скорость работы. Выполнение одной такой услуги для одного предпринимателя ограничивается суммой в 200—300 тысяч рублей.
Все услуги РЦИ оказывает на условиях софинансирования, и эти условия время от времени меняются.
— Софинансирование нужно для того, чтобы предприниматель чётко понимал: государство готово финансово поддерживать тех, кто действительно хочет изменить своё производство в лучшую сторону, — объясняет руководитель РЦИ. — Весьма распространена ситуация, когда человек, получая помощь «за просто так», бесплатно, не ценит её и не использует как нужно. А когда он вкладывает свои деньги, то чётко понимает, какую пользу намерен из этого извлечь. Считаю, что при нынешних условиях — 20% от суммы услуги, это немного, ведь остальные 80% даёт государство.
Обратиться в РЦИ за помощью может любой предприниматель, который занимается производственной деятельностью на территории Иркутской области. Есть ещё ряд условий для получения услуг: оформлено юридическое лицо, предприятие должно находиться в реестре малых и средних форм предпринимателей налоговой службы, не иметь задолженности перед бюджетом.
— Нередки ситуации, когда человек приходит и сам не знает, чего хочет, он просто где-то слышал, что мы даём деньги. Это не так, — поясняет руководитель РЦИ. — Начинаем разговаривать, и оказывается, что ему просто нужен хороший бизнес-план.
С ним предприниматель уже может пойти или в банк, или в фонд развития промышленности, например; взять кредит или попросить поддержки. Для того чтобы действительно дали деньги, надо доказать прибыльность предприятия на бумаге. Поэтому качественный бизнес-план — это половина успеха. И вот, когда предприниматель это понимает, он нам пишет заявку, где описывает примерное понимание сути своего бизнеса. Мы заявку рассматриваем, одобряем, потом составляем техническое задание, согласовываем его с клиентом и подписываем договор об оплате софинансирования. Это доказывает серьёзность его намерений. После оплаты мы размещаем задание на сайте и проводим торги, определяем исполнителя для выполнения работ и уже с ним заключаем договор, и исполнитель пишет бизнес-план по техзаданию, предъявляет готовый продукт предпринимателю. Если его результат устраивает — подписывают акт выполненных работ, и только после этого происходит оплата труда исполнителя.
В основном в РЦИ обращаются предприниматели, имеющие небольшой бизнес. Для маленьких производств 200—300 тысяч рублей — сумма весомая, тем более если нужна помощь в изготовлении какого-то особенного, штучного оборудования, которое в принципе не производится в массовом масштабе.
— К нам обращался индивидуальный предприниматель Пётр Богданов — он занимается изготовлением сувенирной продукции из берёсты, — рассказывает Алексей Степанович. — Для него делали специальный гидравлический пресс для нанесения текстуры или рисунка на заготовки. Насколько я знаю, он продолжает работать, всё у него в порядке. Мы стараемся отслеживать судьбу предпринимателей, с которыми работали. Да, бывает, что они закрываются — маленький бизнес легко сворачивается, да и времена непростые. Однажды обратился к нам предприниматель с интересным проектом, который сначала назывался ООО «Служба оперативного спасения», потом переименовался в «Кнопка жизнь». Мужчина пытался организовать производство приборов для оперативного поиска людей. Это было бы актуально для пожилых людей, для детей, для туристов. Приборы привязывались к мобильному устройству, могли выходить на связь через спутник. Можно было включить и слушать, что происходит с ребёнком, или если человек заблудился — он подаёт сигнал, на связь выходит оператор и выясняет, где тот находится, что произошло и т. д. Мы делали для этого проекта программное обеспечение, чтобы прибор мог взаимодействовать с мобильными операторами и спутниками. Всё было готово, проект понравился и в министерстве, и, насколько я знаю, ему даже дали статус социального. Но на производственную линию он так и не вышел. А жаль.
В последние годы в РЦИ поступает много заявок от производителей дигидрокверцетина — это антиоксидант натурального происхождения. Этот продукт изготавливают несколько предпринимателей, которые конкурируют на рынке, поэтому они обращаются за маркетинговыми исследованиями, бизнес-планами, инжиниринговыми консультациями.
В полномочия РЦИ не входит покупка нового оборудования для производств — здесь могут помочь его модернизировать либо изготовить, как в вышеописанном случае.
Приходили представители швейных фабрик из Шелехова, Ангарска и из Иркутска. Работали и с иркутским брендом Kukla — ребята шьют нестандартную молодёжную одежду, у них отличный сайт, они продают продукцию в Москве и даже за границей. Мы для них делали доработку программы CRM — это система управления взаимоотношениями с клиентами, программа, позволяющая видеть все затраты и денежные потоки предприятия. Мы всегда рады за тех предпринимателей, у которых дела идут хорошо, производство развивается, и приятно, что мы хоть и косвенно, но приложили руку к их успеху.