Если звонят мошенники

Телефонное мошенничество – один из самых распространённых способов обмана. Злоумышленники пытаются получить доступ к банковской информации или заставить жертву добровольно перевести деньги. Разбираемся, куда обращаться, если позвонили мошенники, и что делать, если вы всё же стали их жертвой.

Как понять, что звонит мошенник?

Злоумышленники стараются вызвать у человека сильные эмоции, чтобы вывести его из состояния равновесия и снизить бдительность. Для этого они используют две основные стратегии: запугивание или обещание высокой выгоды.

Если жертва поддерживает диалог, мошенник путём манипуляций пытается получить конфиденциальную платёжную информацию или заставить человека добровольно перевести деньги. Например, если у злоумышленников есть данные вашей карты, им нужен также код из смс-сообщения. Поэтому главное, что должно насторожить в любом разговоре, – это попытки выведать какую-либо информацию или требования выполнить операции в онлайн-банке или банкомате.

Кроме того, мошенники всегда торопят жертву, заставляя её действовать быстро. Если человек остановится и задумается, он поймёт, что его обманывают. Поэтому злоумышленники требуют поспешить с принятием решения, используя для этого разные аргументы. Например, что деньги на счетах прямо сейчас под угрозой и принимать меры нужно срочно.

Кем могут представляться?

Мошенники могут играть разные роли. Также они всегда в курсе актуальной общественной повестки и подстраиваются под неё, меняя способы обмана. Раньше популярными были ложные звонки из больницы или полиции. Сейчас злоумышленники чаще представляются сотрудниками следственного комитета, Центробанка, портала Госуслуги и других ведомств.

Жертв вводит в заблуждение, что человек на другом конце линии знает личную информацию: Ф.И.О., адрес прописки или номер банковской карты. Мошенники получают эти сведения из разных баз данных, поэтому нельзя верить незнакомцу только на их основании.

Также мошенники могут использовать сложные схемы, сочетая несколько вариантов. Например, человеку может сперва позвонить сотрудник правоохранительных органов, а вслед за ним представитель службы безопасности банка.

С каких номеров могут звонить?

Мошенники могут позвонить с абсолютно любого номера. Используя технологию подмены, они имитируют настоящие контактные данные банков или различных ведомств. Это вводит жертву в заблуждение, ведь даже при сомнениях человек может проверить данные через официальные сайты или справочники и убедиться, что номер действительно принадлежит существующей организации.

Сейчас операторы связи применяют новые технологии для борьбы с подменными номерами, поэтому таких уловок стало меньше. Но мошенники используют звонки через мессенджеры, создавая аккаунты, имитирующие банки или различные ведомства.

Что делать, если звонит мошенник?

Если в процессе разговора возникают подозрения, что звонит мошенник, лучшим решением будет прервать разговор. Не пытайтесь узнать, как личные данные попали к третьим лицам, и не вступайте в иные обсуждения. Лучшим решением будет завершить беседу, ведь, продолжая разговор, можно незаметно для себя поддаться на уловки. Мошенники используют различные методы социальной инженерии, чтобы путём манипуляций заставить жертву совершить нужное им действие.

Если мошенник представился сотрудником банка или иного ведомства, положите трубку и самостоятельно перезвоните на официальный номер организации. Это поможет выяснить, звонивший был действительно сотрудником банка или злоумышленником.

По данным Центробанка, в доле операций без согласия клиентов телефонное мошенничество занимает первое место – более 60%. Бороться с такими преступлениями сложно, ведь пострадавшие переводят средства добровольно. Проще предотвратить их, то есть не вступать в разговоры со злоумышленниками.

Почему звонят и молчат?

Многие сталкиваются со звонками с незнакомых номеров, когда абонент молчит либо сразу после ответа прерывает соединение. Такие действия могут совершать мошенники, они актуализируют базы номеров, чтобы затем звонить жертве с разными предложениями.

Также молчание и прерывание вызова могут быть средством манипуляции. Мошенники таким образом вынуждают жертву перезвонить на платный номер, и списывают деньги.

Куда жаловаться?

Если просто проигнорировать звонок, мошенники продолжат свою деятельность и смогут обмануть кого-то более доверчивого. Поэтому информацию о злоумышленниках имеет смысл передавать в заинтересованные организации.

Для этого можно обратиться:

К оператору сотовой связи. Они ведут собственные реестры, чтобы блокировать звонки от злоумышленников.

В банк. Мошенники часто представляются сотрудниками кредитных организаций, поэтому банков эта информация касается напрямую.

В Центральный банк. В случае, когда вы стали жертвой финансовой пирамиды или мошеннической организации.

Чтобы пожаловаться на злоумышленников, достаточно оставить сообщение в чате сотового оператора или банка. Некоторые кредитные организации используют специальные формы для сбора данных о мошенниках. Обращение в Центробанк можно подать через интернет-приёмную.

Как ограничить звонки?

Есть несколько способов, которые помогут сократить количество мошеннических звонков. Чтобы защитить себя, можно использовать:

Специальные услуги операторов сотовой связи. При их подключении звонки, отмеченные в базе как спам или мошенничество, поступать не будут.

Приложения для распознавания нежелательных вызовов. Программа будет предупреждать о спаме или блокировать звонок, в зависимости от функций и настроек приложения.

Функции в банковском приложении. Некоторые банки также предлагают подключить услугу распознавания номеров для защиты от мошенников и навязчивой рекламы.

Кроме того, функция определения нежелательных вызовов иногда встроена в операционную систему смартфона. В этом случае управлять ею можно в настройках телефона. Если же мошенники всё-таки дозвонились до вас, не забывайте добавлять их номера в чёрный список.